Решение от 04.03.2020 по делу № 2а-164/2020 от 13.02.2020

Мотивированное решение изготовлено 12.03.2020г.

                

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Невьянск                 04.03.2020

Невьянский городской суд Свердловской области

в составе председательствующего судьи Кордюковой Н.А..,

при секретаре судебного заседания Стариковой О.А..,

рассмотрев административное дело по иску Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Невьянскому району к судебному приставу-исполнителю Невьянского районного отдела УФССП по Свердловской области Дерябиной Екатерине Валерьевне, Невьянскому районному отделу УФССП по Свердловской области и Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Свердловской области об освобождении от исполнительского сбора,

установил:

Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Невьянскому району обратился в суд с административным исковым заявлением о признании действий судебного пристава- исполнителя незаконными и об освобождении от исполнительского сбора в размере 50 000,00 рублей, по исполнительному листу № ФС *** от 00.00.0000.

В дальнейшем административный ответчик отказался от требований о признании действий судебного пристава- исполнителя незаконными.

В обосновании требований указано, что 00.00.0000 в адрес Управления социальной политики по Невьянскому району поступило постановление судебного пристава-исполнителя Дерябиной Е.В. о взыскании исполнительского сбора по ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения по исполнительному листу № ФС *** от 00.00.0000, выданный органом - .... городской суд по делу *** от 00.00.0000 предмет исполнения - Возложить обязанность на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Невьянскому району возвратить договор найма специализированного жилого помещения в ГКУ СО <*****>» в течении пяти рабочих дней от даты подписания его ФИО4

Судебным приставом-исполнителем был установлен исполнительский сбор в размере 50 000,00 рублей, а так же установлен новый срок для исполнения требований в исполнительном документе без указания срока исполнения.

В настоящее время требования, изложенные в исполнительном листе № ФС *** от 00.00.0000, истцу исполнить не представляется возможным по причине, не зависящей от истца, а именно по информации предоставленной ФКУ СО <*****> приобретение (строительство) жилых помещений для детей-сирот осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путем размещения государственного заказа в пределах выделенных лимитов на эти цели.

На территории Невьянского городского округа в план-график закупок товаров, работ, услуг на 2019 год включены закупки на приобретение 5 жилых помещений. По итогам состоявшихся аукционов заключены государственные контракты на приобретение 2-х квартир, по 3 жилым помещениям аукционы признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок от продавцов на участие в торгах. Указанные жилые помещения распределены лицам из числа детей – сирот, в соответствии с единым региональным списком.

При осуществлении своей деятельности Фонд действует в рамках государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1296-ПП.

То обстоятельство, что ГКУ СО «<*****>» не приобрел жилое помещение для Авсиевич В.А.. и не заключил договор, не свидетельствует о наличии вины Управления в неисполнении требований исполнительного документа о возврате договора найма специализированного жилого помещения в ГКУ СО <*****>» в течение пяти рабочих дней от даты его подписания Авсиевич В.А. и не может являться основанием для взыскания с Управления исполнительского сбора.

В судебном заседании представитель административного ответчика исковые требования поддержал и дополнительно пояснил, что Управление, действуя добросовестно и осмотрительно, предпринимает все возможные действия, направленные на выполнение своих обязательств, а также неоднократно предоставляло в Невьянский РОСП доказательства невозможности исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе.

Административные ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом, об уважительности неявки не сообщили.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации и ст. 218 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Судом установлено что, решением .... городского суда .... от 00.00.0000, вступившим в законную силу, возложена обязанность на Государственное казенное учреждение .... <*****>»: приобрести благоустроенное жилое помещение не менее нормы предоставления жилых помещений, установленной органом местного самоуправления в .... городском округе ...., отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, для дальнейшего предоставления Авсиевич В.А.заключить с Авсиевич В.А.договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет, для чего в течение десяти рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры .... о распределении Авсиевич В.А.приобретенного жилого помещения, на основании доверенности <*****> области осуществить подготовку договора найма специализированного жилого помещения и направить в Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Невьянскому району для подписания его Авсиевич В.А..

Этим же решением возложена обязанность на <*****> области однократно предоставить Авсиевич В.А. по договору найма специализированного жилого помещения, приобретенное Государственным казенным учреждением <*****>» жилое помещение.

Также решением суда возложена обязанность на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Невьянскому району возвратить договор найма специализированного жилого помещения в ГКУ СО «<*****>» в течение пяти рабочих дней от даты подписания его Авсиевич В.А.

На основании исполнительного листа ФС *** от 00.00.0000, выданного .... городским судом .... по делу ***, Невьянским РОСП УФССП по Свердловской области возбуждено исполнительное производство предметом, которого является возложение обязанности на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области -Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Невьянскому району возвратить договор найма специализированного жилого помещения в ГКУ СО «<*****>» в течение пяти рабочих дней от даты подписания его ФИО4

00.00.0000 Невьянским РОСП УФССП по Свердловской области принято постановление о взыскании с Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области -Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Невьянскому району исполнительского сбора в размере 50 000,00 рублей, а также установления нового срока для исполнения требований исполнительного документа.

Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом (части 2, 3 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частями 11, 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно положениям статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

Установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, в их совокупности, в соответствии с правилами ст. 84 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

Основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

В соответствии с правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (ч. ч. 6, 7, 9 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ч. 3 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При этом основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

Оценив представленные доказательства, суд полагает, что у должника по исполнительному производству имеются основания, которые объективно препятствовали исполнению судебного решения в определенный судебным приставом-исполнителем срок.

Так, в письме истца от 00.00.0000 за ***, адресованное в ГКУ СО «<*****>» указано, что в Управлении социальной политики по Невьянскому району, исполняющего функции и полномочия органов опеки и попечительства, ряд граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и состоящих на учете для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области имеют решения суда о предоставлении жилого помещения, которыми на Управление возложена обязанность по возврату договора найма специализированного жилого смещения в ГКУ СО <*****>» в течение пяти рабочих дней от даты его подписания гражданином.

В Управление социальной политики по Невьянскому району регулярно поступают запросы из Федеральной службы судебных приставов с требованиями об исполнении судебных решений в части обязанностей, возложенных на Управление, с указанием ответственности, предусмотренной действующим законодательством за неисполнение решения суда (в том числе и наложение штрафов).

В срок до 00.00.0000 просят направить информацию о сроках предоставления жилых помещений следующим гражданам, у которых судебными решениями о предоставлении помещения на Управление возложена обязанность по возврату договора найма специализированного жилого помещения в ГКУ СО <*****>».

Из письма ГКУ СО «<*****>» от 00.00.0000 следует, что Федеральным законодательством определены государственные обязательства в части предоставления дополнительных мер социальной поддержки детям - сиротам.

Одной из мер являются дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение, которые определены в статье 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ.

Уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот на территории .... и главным распорядителем средств областного бюджета, направленных на эти цели, с 2010 года является <*****> области, получателем бюджетных средств подведомственное Министерству Учреждение - государственное казенное учреждение <*****>».

При осуществлении своей деятельности Фонд действует в рамках государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1296-ПП.

В период 00.00.0000 годы (по итогам состоявшихся аукционов) на территории .... жилыми помещениями по договорам социального и специализированных наймов обеспечено 29 детей-сирот.

Приобретение (строительство) жилых помещений для детей-сирот осуществляется, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путем размещения государственного заказа в пределах выделенных лимитов на эти цели.

Учитывая социальную значимость вопроса по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот на территории Невьянского городского округа в план-график закупок товаров, работ, услуг на 2019 год включены закупки на приобретение 5 жилых помещений. По итогам состоявшихся аукционов заключены государственные контракты на приобретение 2-х квартир, по 3 жилым помещениям аукционы признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок от продавцов на участие в торгах.

Фондом в пределах выделенных лимитов на эти цели будет продолжена работа по объявлению электронных аукционов на приобретение (строительство) жилых помещений, расположенных на территории данного муниципального образования, для дальнейшего предоставления их льготоносителям, поименованным в запросе, по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, в силу положений ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", суд считает необходимым освободить должника от взыскания исполнительского сбора, поскольку указанные выше обстоятельства позволяют сделать вывод об отсутствии вины истца.

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000,00 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 00.00.0000, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ***-░░ ░░ 00.00.0000., ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ .... ░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░ *** ░░ 00.00.0000.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

                    ░░░░░

2а-164/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ТОИОГВСО УСП МСП по Невьянскому району
Ответчики
Невтьянский РОСП УФССП России по СО
Суд
Невьянский городской суд Свердловской области
Судья
Кордюкова Наталья Александровна
Дело на сайте суда
neviansky.svd.sudrf.ru
13.02.2020Регистрация административного искового заявления
13.02.2020Передача материалов судье
18.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2020Судебное заседание
25.02.2020Судебное заседание
23.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее