Дело № 2-4153/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 сентября 2019 года город Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Карматковой Е.В.,
при секретаре Ефремовой Л.Н.,
с участием
истца Еремеева И.С.,
представителя истца Фещенко А.О.
представителя ответчика Юсиной Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Еремеева Игоря Станиславовича к ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» о признании отказа в перерасчете выслуги лет для начисления пенсии с учетом прохождения военной службы, возложении обязанности произвести зачет выслуги лет для начисления пенсии с учетом прохождения военной службы,
УСТАНОВИЛ:
Еремеев И.С. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» о признании отказа в перерасчете выслуги лет для начисления пенсии с учетом прохождения военной службы, возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет для начисления пенсии с учетом прохождения военной службы.
В обоснование заявленных требований указал, что приказом № 033 Командующего Тихоокеанским флотом от 25 октября 2005 года он был досрочно уволен с воинской службы в воинском звании капитан 2 ранга в связи с организационно-штатными мероприятиями с выслугой 20 лет 04 месяца, а в льготном исчислении 35 лет 04 месяца, дающей право на получение пенсии по выслуге лет. Пенсия по линии Министерства обороны РФ назначена ему с 02 декабря 2005 года, с 01 января 2009 года выплата пенсии приостановлена в связи с поступлением на военную службу в ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю с 22 декабря 2008 года. За период воинской службы в ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю ему было присвоено звание капитан 1 ранга. 16 сентября 2010 года приказом № 93-ВК Министра МЧС России он был досрочно уволен с зачислением в запас по истечении срока контракта, с выслугой лет в календарном исчислении 22 года 25 дней. В соответствии с ФЗ от 12.12.1993 № 4468-I РФ он решил возобновить получение пенсии по линии МО РФ, полагая при этом, что пенсия должна быть назначена и исчислена ему с учетом выслуги лет, приобретенной им на день последнего увольнения, то есть всего со службой в ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю в период с 28 декабря 2008 года по 06 октября 2010 года. Однако на его заявление о зачете в выслугу лет службы в ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю для последующего возобновления и назначения ответчик ответил отказом. На основании изложенного, с учетом уточнений, просил признать отказ в перерасчете выслуги лет для начисления пенсии с учетом прохождения военной службы в период с 22 декабря 2008 года по 06 октября 2010 года, обязать произвести зачет выслуги лет для начисления пенсии с учетом прохождения военной службы в период с 22 декабря 2008 года по 06 октября 2010 года в Главном управлении МЧС России по Камчатскому краю в воинском звании «капитан 1 ранга».
В судебном заседании истец Еремеев И.С. на удовлетворении уточненного иска настаивал, по изложенным в нем основаниям и уточнениям к нему.
В судебном заседании представитель истца – адвокат Фещенко А.О., действующий на основании ордера, позицию своего доверителя поддержал, по аналогичным основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика Юсина Л.М., действующая на основании доверенности, полагала требования истца необоснованными и удовлетворению не подлежащими, по основаниям, изложенным в отзыве, в котором указала, что по содержанию ч. 2 ст. 14 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел" при увольнении из ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю истец был вправе выбирать наиболее предпочтительный для него вариант: либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся ему как сотруднику ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю с учетом более продолжительной выслуги лет, либо получать ранее назначенную пенсию за выслугу лет от Министерства обороны РФ. Ссылаясь на правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в Постановлении от 18.03.2004 N 6-П и Определении от 09.11.2004 N 320-О, которая касается не только таможенной службы, но и в целом службы лиц, получающих пенсию за выслугу лет, указала, что во всех силовых ведомствах и сделана с целью аналогии действий в случае повторного поступления на службу данной категории граждан, приобретших вновь статус военнослужащего. Право на пенсию от Минобороны России военнослужащие приобретают со дня увольнения с военной службы и сохраняют до нового поступления на военную службу либо службу в других органах. При повторном поступлении на службу и выходе на пенсию она назначается вновь с учетом ст. 11 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1. Впервые пенсия истцу была назначена Министерством обороны РФ из расчета выслуги 20 лет 04 месяца в 2005 году, в 2009 году была приостановлена в связи с поступлением его на службу в ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю. В связи с его увольнением из ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю с 21 декабря 2017 года была назначена пенсия за выслугу лет по линии МВД России, и с 21 декабря 2017 года выплата пенсии была прекращена по заявлению истца в связи с переходом на пенсионное обеспечение МО РФ. Ответчик при возобновлении пенсии истцу учел позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 N 6-П, и возобновил пенсию с 21 декабря 2017 года, ранее приостановленную в связи с поступлением на службу в ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю без учета выслуги лет за службу в ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю. Считала, что утверждение истца о том, что включение в выслугу лет в Министерстве обороны РФ периода прохождения службы в ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю, из которого истец уволился, противоречит ст. 11 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1. В связи с чем, просила отказать истцу в удовлетворении иска.
Выслушав лиц участвующих в деле, пенсионное дело, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что приказом № 033 Командующего Тихоокеанским флотом от 25 октября 2005 года Еремеев И.С. был досрочно уволен с воинской службы в воинском звании капитан 2 ранга в связи с организационно-штатными мероприятиями с выслугой 20 лет 04 месяца, а в льготном исчислении 33 года 04 месяца (л.д. 10).
С 02 декабря 2005 года ему была назначена пенсия за выслугу лет из расчета 20 лет 04 месяца, выплата, которой была приостановлена с 01 января 2009 года в связи с поступлением на военную службу в ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю с 22 декабря 2008 года.
В соответствии с приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 93-к от 16 сентября 2009 года капитан 1 ранга Ереемев И.С. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с переходом на службу в Государственную противопожарную службу (л.д. 13).
Приказом ГУ Управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Камчатскому краю № 76 от 06 октября 2010 года капитан 1 ранга Еремеев И.С. досрочно уволенный с военной службы приказом № 93-ВК от 16.09.2010, с зачислением в запас, с 06 октября 2010 года исключен из списков личного состава Главного управления.
Его выслуга на день увольнения составила в календарном исчислении 22 года 25 дней (л.д. 14).
Также установлено в судебном заседании, что с 21 декабря 2017 года Еремееву И.С. назначена пенсия за выслугу лет по линии МВД России, которая с 21 декабря 2017 года прекращена по заявлению последнего, в связи с переходом на пенсионное обеспечение по линии Министерства обороны РФ.
21 декабря 2017 года Еремееву И.С. возобновлена выплата пенсии в Военном комиссариате Камчатского края.
25 января 2018 года истец обратился с заявлением к Военному комиссару г. Петропавловска-Камчатского о несогласии с размером назначенной ему пенсии, поскольку при ее назначении не был учтен стаж его службы в системе МЧС России, а также присвоенного ему звания капитана 1 ранга.
05 февраля 2018 года в адрес Еремеева И.С. был направлен отказ, с которым истец не согласился, обратившись в суд с настоящим иском, полагая, что на основании положений ч. 2 ст. 14 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 пенсия должна быть исчислена ему с учетом выслуги лет, приобретенной им на день последнего увольнения, то есть всего со службой в системе МЧС России – 22 года 25 дней, а также присвоенного звания капитан 1 ранга.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Как закреплено в ст. 6 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы.
Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
В силу положений ст. 11 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется, в числе прочего:
а) Министерством обороны Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах "б" и "в" настоящей статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 настоящего Закона, а также их семей;
б) Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск, войск национальной гвардии Российской Федерации и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, а также их семей.
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 в случае повторного определения на военную службу, или на службу в органы внутренних дел, или Государственную противопожарную службу, или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, или на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации указанных в настоящей статье лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.
Данная норма и правовая позиция, отраженная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.03.2004 N 6-П, о том, что "повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретения им вновь статуса военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов) не может и не должно иметь своим результатом снижение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с тем, которое они имели бы, продолжая находиться на пенсии", закрепляют положение, согласно которому при увольнении со службы таких лиц они вправе выбирать наиболее предпочтительный для них вариант-либо оформить пенсию за выслугу лет по последнему месту службы, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет, если она больше.
При этом разъяснено, что на данных лиц распространяются не отдельные положения Закона РФ 1993 г. № 4468-1, а он весь в целом (в том числе и статья 6 в части приостановления выплаты пенсии в случае поступления на службу, и статья 11 о назначении пенсии по последнему месту прохождения службы).
Исходя из позиции Конституционного суда РФ, изложенной в вышеназванных судебных акта, выплата пенсии возобновляется исходя из ее составляющих (выслуга лет, должностного оклада, воинского звания и т.д.) на день ее приостановления.
Приведенные нормы не предусматривают перерасчет выслуги лет и назначенного размера пенсии с учетом полученного в последующем стажа, поскольку возобновление выплаты приостановленной пенсии осуществляется по ранее назначенным нормам, то есть на момент увольнения из соответствующего ведомства на основании имеющегося расчета выслуги лет на пенсию.
Таким образом, с учетом содержания выше приведенных нормативных положений, пенсия истцу, у которого последним местом службы являлось Министерство обороны РФ, должна была быть назначена этим ведомством с включением в выслугу лет на день последнего увольнения, за службу в Вооруженных Силах РФ, исходя из выслуги 20 лет 04 месяца, а также с учетом ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 и п. 9 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям" из оклада по должности – начальника штаба - заместителя командира дивизиона противолодочных кораблей, специального звания – капитан 2 ранга, присвоенного ко дню увольнения и процентной надбавки за выслугу лет, исчисленной из этих окладов, что и было сделано ответчиком в отношении истца.
Между тем, истец, являясь пенсионером Министерства обороны РФ, получая пенсию за выслугу лет, вновь поступил на службу только по линии МВД РФ, в связи с чем выплата назначенной ему пенсии на время службы приостановилась.
Прекратив служебные отношения по линии МВД РФ, истец приобрел право на получение пенсии по последнему месту службы, а именно, по линии МВД с зачетом этого периода прохождения военной службы с 22 декабря 2008 года по 06 октября 2010 года, и ему назначена пенсия за выслугу лет в календарном исчислении 22 года 25 дней исходя из оклада по занимаемой на день увольнения должности, а также присвоенного ему звания капитан 1 ранга.
Таким образом, исходя из положений действующего законодательства, Еремеев И.С. по своему выбору приобрел право получать пенсию по линии МВД РФ, либо - о возобновлении и получении ранее назначенной ему пенсии за выслугу лет в Министерстве Обороны РФ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец воспользовался своим правом, выбрал получать ранее назначенную им пенсию по линии Министерства обороны РФ за выслугу лет, поскольку она больше, от получения пенсии за выслугу лет по последнему месту службы по линии МВД России отказался, ответчик, в соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, возобновил Еремееву И.С. выплату пенсии исходя из выслуги лет на день последнего места его увольнения со службы - Министерства обороны РФ (на основании имеющегося расчета выслуги лет на пенсию и воинского звания), требования Еремеева И.С. к ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» о признании отказа в перерасчете выслуги лет для начисления пенсии с учетом прохождения военной службы в период с 22 декабря 2008 года по 06 октября 2010 года, возложении обязанности произвести зачет выслуги лет для начисления пенсии с учетом прохождения военной службы в период с 22 декабря 2008 года по 06 октября 2010 года в Главном управлении МЧС России по Камчатскому краю в воинском звании «капитан 1 ранга» удовлетворению не подлежат.
Соответственно доводы истца и его представителя, что ответчик необоснованно отказал истцу в перерасчете пенсии по линии Министерства обороны РФ с включением в выслугу лет последующего периода прохождения службы в органах МВД и получением воинского звания «капитан 1 ранга», основаны на ошибочном толковании закона, регулирующих возникшие правоотношения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Еремеева Игоря Станиславовича к ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» о признании отказа в перерасчете выслуги лет для начисления пенсии с учетом прохождения военной службы в период с 22 декабря 2008 года по 06 октября 2010 года, возложении обязанности произвести зачет выслуги лет для начисления пенсии с учетом прохождения военной службы в период с 22 декабря 2008 года по 06 октября 2010 года в Главном управлении МЧС России по Камчатскому краю в воинском звании «капитан 1 ранга» отказать.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись Е.В. Карматкова
Решение в окончательной форме изготовлено 13 сентября 2019 года.
Копия верна:
Судья Е.В. Карматкова