Решение по делу № 2-80/2020 от 09.01.2020

66RS0021-01-2020-000011-83

Дело № 2-80/2020 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Богданович 13 февраля 2020 года

    Богдановичский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего Пивоваровой Е.В.,

при секретаре Корелиной И.П.,

с участием представителя истца Сугако И.Я., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Новоселова Н.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Каменск-Уральском и Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районах к обществу с ограниченной ответственностью «Русь Великая» о понуждении юридического лица к выполнению обязательных требований санитарного законодательства,

у с т а н о в и л:

Истец обратился с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Русь Великая» (далее ООО «Русь Великая») о понуждении юридического лица к выполнению обязательных требований санитарного законодательства.

В обоснование своих требований истец указал, что территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Каменск-Уральский, Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районах в 2018 году проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Русь Великая», в ходе данной проверки выявлено неисполнение со стороны юридического лица требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция", а именно: не установлены размеры и границы санитарно-защитных зон для промышленных площадок ООО «Русь Великая» (<адрес>):

- Имущественного комплекса ООО «Русь Великая» по адресу: <адрес>,

- МТФ по адресу: <адрес>,

- МТФ по адресу: <адрес>.

Юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление Главного государственного санитарного врача в г. Каменск-Уральский, Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районах от ДД.ММ.ГГГГ. По окончанию внеплановой проверки Обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований от 21.09.2018г. , которым предписано в том числе установить размеры и границы санитарно-защитной зоны для промышленной площадки ООО «Русь Великая». Срок исполнения данного предписания – ДД.ММ.ГГГГ. Предписание от ДД.ММ.ГГГГ. обжаловано не было.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ административным органом проведена внеплановая выездная проверка в связи с истечением срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки установлено не выполнение законного предписания должностного лица, в том числе ООО «Русь Великая» не установлены размеры и границы санитарно-защитных зон промышленных площадок.

В течение 2018-2019 гг. ООО «Русь Великая» работы по разработке санитарно-защитных зон промышленных площадок предприятия не проводились по причине трудностей с финансированием.

Просит признать незаконным бездействие и обязать ответчика ООО «Русь Великая» в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить размеры и границы санитарно-защитных зон для промышленных площадок ООО «Русь Великая» (<адрес>

- Имущественного комплекса ООО «Русь Великая» по адресу: <адрес>,

- МТФ по адресу: <адрес>,

- МТФ по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель истца Сугако И.Я. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Новоселов Н.А. признал исковые требования, просив увеличить срок на выполнение обязательных требований санитарного законодательства.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных проектов санитарным правилам. Пунктом 4 предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 г. № 222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее - Правила) утверждены правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в санитарно-защитных зонах.

В соответствии с требованиями п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Пункт 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 устанавливает требование о том, что организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

Согласно пункта 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

В силу пункта 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).

Пунктом 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

Пункт 1 Правил устанавливает порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Согласно п. 16 Правил проект санитарно-защитной зоны содержит:

а) сведения о размерах санитарно-защитной зоны;

б) сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде);

в) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;

г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил;

д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).

Необходимость проведения работ по проектированию санитарно-защитных зон также определена требованиями СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", в соответствии с которыми санитарные правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливают обязательные гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, а также при разработке всех стадий градостроительной документации. Юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны разрабатывать и осуществлять планы организационно - технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам; обеспечить разработку ПДК или ОБУВ для веществ, не имеющих нормативов; обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта; получать санитарно - эпидемиологическое заключение органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы на все изменения технологического процесса или оборудования (увеличение производственной мощности, изменение состава сырья, номенклатуры выпускаемой продукции и другие отклонения от утвержденного проекта); обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами.

В соответствии с п. 3.9, 3.10, 3.11 СанПиН 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий» для производственных объектов с технологическими процессами, являющимися источниками неблагоприятного воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливаются санитарно-защитные зоны (СЗЗ) в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств, объектов. Размер СЗЗ, ее организация и благоустройство определяются в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. Достаточность размера ширины СЗЗ подтверждается расчетами прогнозируемых уровней загрязнения атмосферного воздуха, распространения шума, вибрации, электромагнитных полей, радиации и др. факторов с учетом фонового загрязнения среды обитания, а также результатов лабораторных исследований в районах размещения аналогичных действующих объектов. СЗЗ или какая-либо ее часть не могут рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения производственной или жилой зоны.

В силу ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 1 января 2020 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные санитарно-защитные зоны, до 01 октября 2019 года обязаны обратиться в Роспотребнадзор. С 01 января 2020 года фактически возможно осуществление строительства в пределах санитарно-защитных зон объектов, у которых отсутствуют согласованные и утвержденные в установленном порядке размеры, и границы санитарно-защитных зон. В соответствии с п. 25 Правил, санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Судом из пояснений сторон, материалов дела установлено, что ООО «Русь Великая» с 2018 года по настоящее время не исполняет обязательные требования санитарного законодательства, что влечет угрозу для здоровья граждан, проживающих в зоне влияния данного предприятия.

На основании ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования – обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровья человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

В силу требований ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об окружающей среде» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании следующих принципов: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Таким образом, понуждение к устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым, в целях обеспечения конституционных прав граждан на охрану здоровья.

На основании ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц: разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и услуг, а также продукции производственно- технического назначении, пищевых продуктов и товаров для реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и указания услуг.

Также, ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указывает, что граждане имеют право, в том числе и на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. К факторам обитания относятся биологические, химические, физические, социальные и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Право граждан на благоприятную среду обитания реализуются, в том числе и через соблюдение юридическим лицом требований санитарного законодательства.

Согласно п.1 Положения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ответчик не исполняет обязательные требования указанных норм санитарно-эпидемиологического законодательства.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению. С учетом мнения сторон и реальной возможности исполнения судебного решения суд считает необходимым установить срок выполнения обязательных требований санитарного законодательства для ответчика до ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, в соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от их уплаты. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 6 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Каменск-Уральском и Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районах к обществу с ограниченной ответственностью «Русь Великая» о понуждении юридического лица к выполнению обязательных требований санитарного законодательства удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Русь Великая» в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить размеры и границы санитарно-защитной зоны для промышленных площадок ООО «Русь Великая» (<адрес>):

- Имущественного комплекса ООО «Русь Великая» по адресу: <адрес>,

- МТФ по адресу: <адрес>,

- МТФ по адресу: <адрес>.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Русь Великая» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Богдановичский городской суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.

    Мотивированное решение изготовлено 13.02.2020 года.

Председательствующий:                     Е.В. Пивоварова

2-80/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Территориальный отдел Управления Роспотребназора по Свердловской области в г. Каменск-Уральский и Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районах
Ответчики
Общество с ограниченной ответственностью «Русь Великая»
Другие
Новоселов Николай Александрович
Суд
Богдановичский городской суд Свердловской области
Судья
Пивоварова Елена Витальевна
Дело на странице суда
bogdanovichsky.svd.sudrf.ru
09.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2020Передача материалов судье
09.01.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2020Судебное заседание
13.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2020Дело оформлено
16.03.2020Дело передано в архив
09.04.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
10.04.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
14.05.2024Судебное заседание
16.05.2024Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
13.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее