Дело № 2-466/17 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2017 года Феодосийский городской суд РК в составе: председательствующего - судьи - Микитюк О.А., при секретаре – Шуляк Е.А. с участием истца Губина Ю.Н. и его представителя Ключник А.С., представителя ответчика Демура Е.В., эксперта ФИО9 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Губина Ю.Н. к Коробовой О.А., Лютиковой Л.П. о сносе самовольного строения,-
установил:
Губин Ю.Н. обратился в суд с иском к Коробовой О.А., в котором просит обязать последнюю в течение 60 дней со дня вступления в законную силу решения суда снести за свой счет не оконченное строительством объект капитального строительства, расположенный по адресу: <адрес>, строящийся около принадлежащего истцу дома литер «А», расположенного по адресу: <адрес>. Требования мотивированы тем, что в сентябре 2016 года ответчик без согласования с ним, без получения разрешительных документов, начал строительство хозяйственного блока в непосредственной близости от межи принадлежащего истцу земельного участка и от стены его жилого дома. При возведении строения не соблюдал требования закона о противопожарной безопасности, режима инсоляции и требования закона о минимальном расстоянии между строениями, чем нарушил права истца, поскольку такое строение создает угрозу жизни и здоровью третьих лиц, нарушает право собственности истца.
В судебном заседании истец и его представитель свои исковые требования поддержали в полном объеме и суду пояснили, что ответчице принадлежит на праве собственности земельный участок, однако межевание она не производила и границы земельного участка не соответствуют данным государственного акта. Согласно проведенного межевания истцом, граница его земельного участка проходит на расстояния 20 см. от стены его дома. Кроме того, ответчик без согласования с ним на расстоянии менее метра начала строительство объекта недвижимости, который имеет выступи в будущем будет закрывать окно, расположенное в кухне истца и затенять свет в указанное помещение. Также, указали о том, что ответчиком строится полноценный жилой дом, а экспертом при проведении экспертизы не учтено, что расстояние между строениями в этом случае должно быть не менее 6 метров. И уменьшение этого расстояния возможно при наличии противопожарной стены, а экспертом при проведении экспертизы этот вопрос не исследовался.. также обратили внимание на то, что экспертом при проведении экспертного исследования использованы заведомо ложные данные о координатах земельного участка, фактически расстояние между строениями значительно меньше и не достигают 1 метра, что также является нарушением прав истца. Просили требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании требования не признала и суду пояснила, что ответчик производит строительные работы в соответствии с требованиями как действующего законодательства РФ и так и законодательства Украины, действовавшего на момент начала строительства и получения разрешительных документов. Ответчице на праве собственности принадлежит земельный участок, на котором возводится хозяйственный блок в соответствии с проектом, полученным разрешением и согласованием с сособственником земельного участка. Расстояние от межи и возведенного истцом домовладения до возводимого блока составляет 1,25м. В то время как истец, построит свой дом на меже земельного участка, злоупотребляет свои правом. Заключение эксперта является полным и содержит ответы на все поставленные по инициативе истца вопросы и в нем экспертом установлено отсутствие со стороны истца каких либо нарушений при строительстве объекта недвижимости.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные суду доказательства, допросив эксперта, считает необходимым в иске отказать исходя из следующего.
Судом установлено, что Губин Ю.Н. является собственником жилого дома и хозяйственных построек, расположенных по <адрес> в <адрес>, в состав которого в том числе входит жилой дом литер «А». Право собственности зарегистрировано в установленном порядке. (л.д.5,6)
Также, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по выше указанному адресу, площадью 0,0706 га, целевое назначение – для строительства и обслуживания жилого дома (л.д.7)
Согласно ответа ГУП РК «Крым БТИ» от 28.11.2016 года, а также, материалов инвентарного дела, нотариально удостоверенных договоров дарения от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, собственниками домовладения № по <адрес> в <адрес> являются Коробова О.А. и Лютикова Л.П. (л.д.28, 86,87) между сособственниками заключено нотариально удостоверенное соглашение о порядке пользования домовладение (л.д.88)
На основании государственного акта на право собственности на земельный участок от 02.08.2005 года, Коробова О.А. и Лютикова Л.П. являются собственниками земельного участка площадью 0,1112 га, расположенного по выше указанному адресу, с целевым назначением – для строительства и обслуживания жилого дома (л.д.65)
15.11.2005 года между Коробовой О.А. и Лютиковой Л.П. заключено нотариально удостоверенное соглашение о порядке пользования выше указанным земельным участком и в пользование каждой передан земельный участок площадью: Коробовой О.А. _ 0,0834 га, Лютиковой Л.П. - 0,0278 га. (л.д.66-68)
Согласно ответа заместителя главы администрации г. Феодосия ФИО10 от 27.10.2016 года, сотрудниками отдела муниципального контроля администрации г. Феодосия был совершен выезд на земельный участок по <адрес> в <адрес> и установлено, что Коробова О.А. начала строительство хозяйственного блока на принадлежащем ей земельном участке на основании строительного паспорта, выданного Департаментом архитектуры, градостроительства и земельных отношений Феодосийского городского совета от 30.08.2016 года и уведомления о начале выполнения строительных работ от 14.10.2013 года ( л.д.15)
30.08.2013 года Коробовой О.А. выдан строительный паспорт на возведение хозяйственного блока по <адрес> в <адрес> ( л.д.59-63)
Согласно заключения эксперта № от 31 марта 2017 года неоконченный строительском объект, расположенный по <адрес> в <адрес> соответствует требованиям ст. 27,34 ЗУ «О регулировании градостроительной деятельности», п. 3.25 ДБН 36-92 «градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» действовавшим на августа 2013 года и не является самовольным строительством.
Согласно замерам, произведенным в ходе осмотра, установлено, что расстояние от стены жилого <адрес> в <адрес> до стены неоконченного строительством строения по <адрес> в <адрес> составляет 1,25 м.. Согласно выполненной геодезический съемки в соответствии с координатами земельного участка по <адрес> в <адрес>, имеющимися в ГКН, расстояние от неоконченного строительством строения по <адрес> в <адрес> до границы земельного участка составляет 1,08-1,02 м.
Неоконченный строительсвом объект соответствует требованиям п. 7.1 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», п. 5.3.4., 5.3.8 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территории малоэтажного жилищного строительства» действующим в настоящее время. К хозяйственным строениям требования по планировке, площади и конструктивным решениям действующими строительными и санитарными нормами и правилами не предъявляются. К одно- и двухэтажным домам требования по степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности не предъявляются.
Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов; осуществление прав одним человеком не должно нарушать прав и свобод другого человека.
В силу пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 11, статьи 12 ГК РФ, статьи 3 ГПК РФ предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
В соответствии со ст. 12,56,57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; право наследования гарантируется (статья 35, части 1, 2 и 4).
В соответствии со статьёй 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (пункт 3 статьи 209 ГК РФ).
В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В ст. 222 ГК РФ закреплены три признака, при наличии хотя бы одного из которых строение, сооружение или иное недвижимое имущество являются самовольной постройкой, в частности если строение, сооружение или иное недвижимое имущество возведены:
1) на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами;
2) без получения на это необходимых разрешений;
3) с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. ( ст. 222 ГК РФ)
Суд обязывает лицо к сносу самовольно реконструированного недвижимого имущества лишь в том случае, если будет установлено, что объект не может быть приведен в состояние, существовавшее до проведения таких работ.
Положения статьи 222 ГК РФ не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя ст. 222 ГК РФ, судам необходимо учитывать, что собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
Вместе с тем лицо, обратившееся в суд с иском по правилам части 1 статьи 56 ГПК РФ должно обосновать принадлежность ему этого имущества, а также совершения ответчиком действий, препятствующих осуществлению законным владельцем (собственником) прав в отношении имущества. Условием удовлетворения негаторного требования является совокупность доказанных юридических фактов, которые свидетельствуют о том, что собственник (иной титульный владелец) претерпевает нарушения своего права.
Такое требование может быть удовлетворено при доказанности следующих обстоятельств: наличие права собственности (иного законного права) у истца; наличие препятствий в осуществлении прав собственности или владения; обстоятельства, подтверждающие то, что именно ответчиком чинятся препятствия в использовании собственником имущества, не соединенные с лишением владения.
Истцом заявлены требования о сносе самовольно возведенного строения.
Вместе с тем, каких либо оснований к данным требованиям исковое заявление не содержит, кроме как указания на то, что возведенное ответчицей строение возведено без согласия истца и не соответствует нормам пожарной безопасности.
В силу положений ст. 51 ГрК РФ и ст. 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться помимо правоустанавливающих документов на земельный участок, также градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации и иные предусмотренные ст. 51 названного кодекса документы.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство объектов может осуществляться исключительно на основании утвержденной в установленном порядке проектной документации.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
В п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.
Из разъяснений, содержащихся в п. 45 этого постановления следует, что иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
К существенным нарушениям строительных норм и правил суды относят такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц.
При оценке значительности допущенных нарушений при возведении самовольных построек принимаются во внимание и положения ст. 10 ГК РФ о недопустимости действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, или злоупотребление правом в других формах, а также соразмерность избранному способу защиты гражданских прав.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае выполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, а также в случае, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом. (пп. 1 п. 1 ст. 6).
Таким образом, исходя из выше изложенного, а также, учитывая, что истцом не представлено суду бесспорных надлежащих и допустимых доказательств нарушения его прав при возведении постройки на земельном участке, принадлежащем ответчице, не представлено доказательств, что указанное строение создает угрозу жизни и здоровью истца, нарушает его право собственности, суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска.
Судебные расходы суд распределяет в соответствии со ст. 98 ГПК РФ,
Полный текст решения изготовлен 24.07.2017 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Феодосийский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) О.А. Микитюк
Копия верна: судья- секретарь-