Решение по делу № 2а-7582/2019 от 27.06.2019

Дело № 2а-7582/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Якутск          17 июля 2019 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Кочкиной А.А., при секретаре Кузьминой Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием технического средства аудиозаписи дело по административному иску Окружной администрации города Якутска к Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия) о признании недействительным предписания,

установил:

Административный истец обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что ____ года Якутским комитетом охраны природы Министерства охраны природы РС(Я) в отношении Окружной администрации г. Якутска вынесено предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований: возложена обязанность убрать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов в лесном массиве в районе дороги на газоперерабатывающий завод. Однако уборка территории лесного фонда не относится к компетенции органов местного самоуправления. Просит признать незаконным предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от ____ года.

В судебном заседании представитель истца Тимофеева Т.Н. исковые требования поддержала, пояснила, что координаты несанкционированной свалки относятся к землям государственного лесного фонда, просит административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Захаров Д.А. в суде с иском согласился, подтвердил, что земельные участки, на которых расположены несанкционированные свалки, относятся к землям государственного лесного фонда.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Якутским комитетом охраны природы Министерства охраны природы РС(Я) проведено рейдовое надзорное мероприятие по обследованию территории Городского округа «город Якутск» на предмет соблюдения природоохранных требований, в ходе которого были выявлены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, в частности, в 100 метрах от дороги на газоперерабатывающий завод, с левой стороны в лесу (приблизительным объемом около 240 куб. м. на площади примерно 440 кв.м.) и также с правой стороны от дороги в лесу в 80 метрах (приблизительным объемом около 140 куб. м. на площади примерно 240 кв.м.).

В ходе обследования государственным инспектором была произведена фотосъемка и составлен акт от ____ года, на основании которого ____ года в отношении Окружной администрации г. Якутска вынесено предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, содержащее требование убрать вышеуказанные несанкционированные свалки в срок до ____ года.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца или незаконно возлагает какие либо обязанности, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации, в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и в абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В силу ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом положений ч. 1 ст. 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.

Положениями ч. 3 ст. 8 ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Между тем, как установлено судом из плана-схемы и фототаблицы к акту обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований ), несанкционированные свалки располагаются на лесном участке.

Согласно представленной справке ГКУ РС(Я) «Якутское лесничество» Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства РС(Я) от ____ года , земли по указанным координатам относятся к государственному лесному фонду Городскому участковому лесничеству, ГКУ РС(Я) «Якутское лесничество», кв. ___, защитные леса (зеленая зона г. Якутска).

В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и Потребления и другого негативного воздействия. Названные мероприятия составляют суть охраны окружающей среды согласно статьям 1, 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Положения статей 14-16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" регулируют вопросы местного значения городского, сельского поселения (ст. 14), муниципального района (ст. 15), городского округа (ст. 16).

Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 13 октября 2015 года N 26-П пункт 24 части 1 статьи 16 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" признан не противоречащим Конституции РФ, поскольку содержащееся в нем положение - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагает возложение на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

Из вышеуказанных положений действующего законодательства в их правовой взаимосвязи следует, что в том случае, когда несанкционированные свалки бытовых отходов находятся на лесных участках в составе земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, на органы местного самоуправления городского округа не может быть возложена обязанность по их ликвидации за счет средств местного бюджета без наделения указанных органов соответствующими государственными полномочиями.

Учитывая изложенное, поскольку земельные участки, на которых расположены несанкционированные свалки, в силу вышеуказанных положений закона относятся к федеральной собственности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права истца, незаконно возлагает на него обязанности, которые не входят в его полномочия, следовательно, не может быть признано законным.

При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Окружной администрации города Якутска к Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия) о признании недействительным предписания удовлетворить.

Признать незаконным предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от ____ года, выданное в адрес Окружной администрации города Якутска.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РС(Я) в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                    А.А. Кочкина

2а-7582/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
ОА г.Якутска
Ответчики
Министерство охраны природы РС(Я)
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
jakutsky.jak.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Подготовка дела (собеседование)
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее