Дело № 2а-1127/2017
Решение
Именем Российской Федерации
г. Брянск 27.07.2017 г.
Володарский районный суд г. Брянска в составе председательствующего судьи Фещуковой В.В., при секретаре Емельяновой Е.В., с участием административного истца помощника военного прокурора Брянского гарнизона по доверенности Лавокина Я.Ю., представителя административного ответчика ИФНС России по г. Брянску по доверенности Голевой К.А., ответчика Вилкова А.В., его представителя Балахонова Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному иску Военного прокурора Брянского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Вилкову А.В., инспекции Федеральной налоговой службы по г.Брянску о признании незаконным решения о возврате налога на доходы физических лиц и взыскании излишне возвращенного налога,
установил:
Военный прокурор Брянского гарнизона обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации к Вилкову А.В. о признании незаконным решения о возврате налога на доходы физических лиц и взыскании излишне возвращенного налога в сумме 259 999 руб.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения военнослужащими Вооруженных сил РФ налогового и бюджетного законодательства в связи с приобретением объектов недвижимости за счет средств субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. Проверкой установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, Вилков А.В., уволенный с военной службы, приобрел жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес> за 4 600 000 руб. за счет средств федерального бюджета. Вилковым А.В. в ИФНС России по г. Брянску был заявлен налоговый вычет на сумму 2 000 000 руб. На основании решений ИФНС России по г. Брянску от ДД.ММ.ГГГГ №.... и №.... ; от ДД.ММ.ГГГГ №.... ; ДД.ММ.ГГГГ №.... ответчику произведен возврат НДФЛ за 2015, 2016 г. на общую сумму 259 999 руб.
Поскольку объекты недвижимости ответчиком были приобретены за счет мер государственной социальной поддержки, предоставленного уполномоченным федеральным органом, при этом источником финансирования расходов истца, являлись средства федерального бюджета, предоставление налогового вычета и возврат налога на доходы физического лица в части суммы составляющей федеральным бюджет является незаконным и причинило ущерб государству.
Просит суд признать незаконными решения ИФНС России по г. Брянску от ДД.ММ.ГГГГ №.... и №....; от ДД.ММ.ГГГГ №.... ; ДД.ММ.ГГГГ №.... о возврате Вилкову А.В. налога на доходы физических лиц на общую сумму 259 999 руб.
Взыскать с Вилкова А.В. в пользу федерального бюджета материальный ущерб в сумме 259 999 руб.
Представитель административного истца помощник военного прокурора Брянского гарнизона Лавокин Я.Ю. и представитель третьего лица ИФНС России по г. Брянску по доверенности Голева К.А. в судебном заседании исковые требования поддержали по указанным в иске основаниям.
Административный ответчик Вилков А.В., его представитель по ходатайству Балахонов Н.М. исковые требования не признали в полном объеме, пояснив, что подавая заявление о предоставлении налогового вычета, не скрывал источников финансирования покупки жилья, имеет право на получение вычета, т.к. жилой дом приобретен без отделки, и он дополнительно затратил материал на отделочные работы в сумме 3 500 000 руб.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно подпункту 2 пункта 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации одного или нескольких объектов имущества, указанного в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, не превышающем 2 000 000 рублей.
Исходя из указанных законоположений, право на предоставление имущественного налогового вычета неразрывно связано с фактически произведенными налогоплательщиком и документально подтвержденными расходами, связанными с приобретением имущества.
Между тем, в соответствии с пунктом 5 ст. 220 НК РФ имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи, не предоставляются в части расходов налогоплательщика на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, покрываемых за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии со статьей 105.1 настоящего Кодекса.
Таким образом, законодатель предусмотрел в Налоговом кодексе РФ случаи, когда право на имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц не применяются, к их числу отнесены случаи, когда улучшение жилищных условий налогоплательщика произведено за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании установлено, что ответчик Вилков А.В. является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного по месту прохождения им военной службы, что подтверждается справкой о доходах физического лица за 2014 г. от ДД.ММ.ГГГГ, за 2013 г. от ДД.ММ.ГГГГ, за 2012 г. от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Вилков А.В. обратился в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ с заявлением о перечислении жилищной субсидии на основании ст. 15 Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О статусе военнослужащих".
В силу ст. 15 Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно Приказа Министра обороны РФ от 21.07.2014 N 510 "Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы" предоставленная военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях
На основании решения №.... ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ Вилкову А.В. и совместно проживающим с ним членам семьи (3 человека) в соответствии с п. 6 Порядка предоставления субсидий для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим-граждан Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Минобороны РФ от 21 июля 2014 г. № 510, была предоставлена жилищная субсидия в размере 6 917 229 руб., которая по заявлению Вилкова А.В. перечислена на его расчетный счет в ПАО Сбербанк.
Вилков А.В. по договору купли-продажи от №.... от ДД.ММ.ГГГГ приобрел в собственность жилой дом площадью 108, 7 кв.м. стоимостью 3 000 000 руб. и земельный участок, площадью 704 кв.м., стоимостью 1600 000 руб. расположенные по адресу: <адрес>.
Право собственности Вилкова А.В. зарегистрировано в установленном порядке, ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о государственной регистрации права №.....
В связи с приобретением указанных объектов недвижимости Вилковым А.В. были поданы заявления о возврате имущественного налогового вычета за 2012, 2013, 2014 гг. на общую сумму 259 999 руб. и налоговые декларации по форме 3-НДФЛ в связи с приобретением жилого дома.
Решениями ИФНС России по г. Брянску от ДД.ММ.ГГГГ №.... и №.... ; от ДД.ММ.ГГГГ №.... ; ДД.ММ.ГГГГ №.... Вилкову А.В. осуществлен возврат налога на доходы физических лиц на общую сумму 259 999 руб. Указанная сумма получена ответчиком.
Материалами дела подтверждается, что средства федерального бюджета были предоставлены Вилкову А.В. для приобретения жилого помещения на безвозмездной основе, возврат денежных средств Вилковым А.В. не осуществлялся. Доказательства приобретения жилого помещения за счет личных средств, то есть фактического несения им расходов, отсутствуют. Оснований для получения Вилковым А.В. налоговой льготы в соответствии со ст. 220 НК РФ не имелось, в связи с чем, суд приходит к выводу о признании решений ИФНС по г. Брянску о возврат налога на доходы физических лиц на общую сумму 259 999 руб. незаконными.
В силу ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Ответчиком неосновательно получены суммы налогового вычета, поэтому они подлежат взысканию в федеральный бюджет.
Доводы ответчика о том, что он имеет право на получение вычета, т.к. жилой дом приобретен без отделки, он дополнительно затратил материал на отделочные работы в сумме 3 500 000 руб., не имеет правового значения, поскольку Вилков А.В. обращался с налоговый орган по вопросу получением налогового вычета в связи с приобретением жилого помещения, а не предоставления налоговых льгот по его отделке.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета, от уплаты которой был освобожден прокурор, при подаче иска в сумме 5800 руб.
Руководствуясь ст. 177-180 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования Военного прокурора Брянского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Вилкову А.В., инспекции Федеральной налоговой службы по г.Брянску о признании незаконным решения о возврате налога на доходы физических лиц и взыскании излишне возвращенного налога, удовлетворить.
Признать незаконными решения ИФНС России по г. Брянску от ДД.ММ.ГГГГ №.... и №....; от ДД.ММ.ГГГГ №....; ДД.ММ.ГГГГ №.... о возврате Вилкову А.В. налога на доходы физических лиц на общую сумму 259 999 руб.
Взыскать с Вилкова А.В. в пользу федерального бюджета материальный ущерб в сумме 259 999 руб.
Взыскать с Вилкова А.В. в бюджет муниципального образования город Брянск государственную пошлину в сумме 5800 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Брянский областной суд через Володарский районный суд г. Брянска со дня вынесения в мотивированном виде.
Судья Фещукова В.В.