дело № 2-122/2019
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И Ис. Брейтово 25 октября 2019 г.
Брейтовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Савельева Р.В., с участием прокурора, при секретаре Беляевой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Брейтовского района Ярославской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Гореловского сельского поселения Ярославской области о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры к организации и проведению землеустроительных кадастровых работ путем проведения межевания и определения границ земельных участков, занятых общественными кладбищами, расположенными в <адрес> и <адрес>, и осуществить государственную регистрацию права собственности на земельные участки, занятые общественными кладбищами, в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество,
у с т а н о в и л:
Прокурор Брейтовского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском о понуждении администрации Гореловского сельского поселения Ярославской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры к организации и проведению землеустроительных кадастровых работ путем проведения межевания и определения границ земельного участка, занятого общественным кладбищем, расположенным в <адрес>, и осуществить государственную регистрацию права собственности на данный земельный участок. По данному иску возбуждено гражданское дело №.
Также прокурор обратился с аналогичным иском в отношении общественного кладбища в <адрес>. По данному иску возбуждено гражданское дело №.
ДД.ММ.ГГГГ определением Брейтовского районного суда Ярославской области гражданские дела соединены в одно производство.
Заявленные требования мотивированы тем, что Брейтовской районной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле выявлены нарушения требования указанного законодательства. Проверкой установлено, что на территории Гореловского сельского поселения находятся действующие общественные кладбища в <адрес> и <адрес>, при этом границы земельных участков, занятых кладбищами, не определены, право муниципальной собственности на земельные участки не зарегистрировано. В Едином государственном реестре недвижимости сведения об описании границ указанных земельных участков отсутствуют. Действующим законодательством к земельным участкам, на которых расположены места погребения, и содержанию мест погребения предъявляются особые требования, в том числе санитарные и экологические, обеспечение которых невозможно без определения границ указанных земельных участков.
Отсутствие в ЕГРН описания границ земельных участков, занятых общественными кладбищами, создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно- эпидемиологического режима, может привести к нарушению границ смежных земельных участков и захоронению тел на них с нарушением назначения смежных участков, нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 6 ч. 2 ст. 2 Закона Ярославской области №36-з от 30.06.2014 г. «О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области» к вопросам местного значения сельского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 16 ч.1 того же Федерального закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84, установлены санитарные и экологические требования к размещению, а также содержанию мест погребения.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 г. №688, принятым в развитие указанной нормы, утверждены Правила установления на местности границ объектов землеустройства. Согласно ч. 7 ст. 1, п. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ч. 4 ст. 1, ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости. Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав- при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации. Кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Результатом кадастровых работ является межевой план, технический план или акт обследования.
В судебном заседании прокурор Комаров С.Р. иск поддержал по тем же основаниям.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Третьи лица администрация Брейтовского муниципального района Ярославской области, Управление Росреестра по Ярославской области, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области в суд своих представителей не направили.
Суд, выслушав прокурора, изучив материалы гражданского дела, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. Из представленных доказательств следует, что на территории Гореловского сельского поселения, в <адрес> и <адрес> размещены общественные кладбища, которые включены в перечень муниципального имущества. Местоположение границ земельных участков не установлено, на кадастровом учете земельные участки не состоят. П.п.9 п. 4 ст. 27 ЗК РФ установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями. Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения. В соответствии со ст. 9 ч. 1 п. 22 Устава Гореловского сельского поселения к полномочиям Гореловского сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений. Ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Согласно ст. 25 ч.1 того же закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. В соответствии с п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяют, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Согласно ст. 25 ч. 1 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции и реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида организационно-правовых форм и форм собственности. Не проведение кадастровых работ с целью уточнения границ и площади занятого под кладбище земельного участка, отсутствие кадастрового учета, установленных границ земельных участков, не приведение территории кладбищ в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, приводит к нарушению санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду при захоронении умерших, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения, обеспечению безопасности жизни и здоровья населения, осуществлению земельного контроля.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора Брейтовского района Ярославской области удовлетворить.
Обязать администрацию Гореловского сельского поселения Ярославской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры к организации и проведению землеустроительных кадастровых работ путем проведения межевания и определения границ земельных участков, занятых общественными кладбищами, расположенными в <адрес> и <адрес>, и осуществить государственную регистрацию права собственности на земельные участки, занятые общественными кладбищами, в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ярославского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Брейтовский районный суд.
Судья Р.В. Савельев
Решение изготовлено 28.10.2019 г.