Дело №
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
2 октября 2017 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск - Камчатского городского суда Камчатского края Кулагина Юлия Анатольевна, при секретаре Фролове А.Ф., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ в отношении
общества с ограниченной ответственностью «Дары Камчатки», юридический адрес: 684102 Камчатский край, <адрес>, ОГРН 1074141000230, ИНН 4105031677 поставлено на учет в ИФНС по г. Петропавловску-Камчатскому ДД.ММ.ГГГГ, ранее к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения не привлекавшегося, |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Дары Камчатки» (далее по тексту – ООО «Дары Камчатки», Общество) допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах. ООО «Дары Камчатки» на основании решения Амурского БВУ по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №-ДД.ММ.ГГГГ.002-М-РСБХ-Т-2015-01007/00 в пользование с целью сброса сточных вод без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов предоставлен водный объект части Охотского моря (географические координаты оголовка выпуска 52° 39" 56,95"СШ; 156° 14" 07,85"ВД) на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Участок водопользования располагается в границах Усть-Большерецкого муниципального района, <адрес>.
В ходе административного расследования по делу об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 минут в ходе проведения экспертизы соответствия (несоответствия) условий сброса веществ и микрорганизмов в составе сточных вод ООО «Дары Камчатки» обязательным требованиям законодательства выявлено, что ООО «Дары Камчатки», являясь водопользователем по указанному разрешению и осуществляя сброс сточных вод в прибрежные воды Охотского моря в районе водопользования населения, допустило следующие нарушения условий сброса сточных вод:
- в районе водопользования населения осуществляется сброс необеззараженных сточных вод;
- сточные воды отводятся в воду моря в районе водопользования через глубоководный выпуск (1м- заглубление от поверхности воды, 15 м - удаленность оголовка выпуска от береговой линии), длина которого не соответствует требованиям табл. 3 (длина глубоководного выпуска в соответствии с расчетной производительностью очистных сооружений до 5 тыс. м/сутки должна быть 300 м);
- не установлен пункт производственного контроля за сосредоточенным сбросом сточных вод непосредственно в местах водопользования;
- не определена точка отбора перед поступлением в глубоководный выпуск с периодичностью не реже 1 раза в месяц на санитарно-микробиологические показатели.
Также не выполнены мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения паразитарных заболеваний:
- на очистных сооружениях хозяйственно-бытовых, производственных стоков не проводятся профилактические, в том числе дезинвазионные мероприятия, непрерывно вне зависимости от результатов санитарно-паразитологического контроля;
- мероприятия по охране окружающей среды от загрязнения яйцами и личинками гельминтов, цистами (ооцистами) кишечных патогенных простейших не включают использование индустриальных методов дезинвазии (обеззараживания);
- не обеспечивается дезинвазия осадков сточных вод, образующихся на очистных сооружениях канализации, перед их утилизацией;
- допускается сброс сточных вод без проведения непрерывной дезинвазии (отсутствие жизнеспособных яиц гельминтов и цист кишечных патогенных простейших) индустриальными методами;
- в точки отбора на очистных сооружениях не включен отбор осадка сточных вод в местах нахождения жидкого осадка и подсушенного осадка с иловых карт для паразитологического исследования для производственного контроля, а следовательно не проводится лабораторный производственный контроль по паразитологическим показателям (результаты отсутствуют, не представлены).
- вода прибрежных вод Охотского моря по паразитологическим показателям не исследуется у места сброса и в радиусе не более 500 м от места сброса.
Тем самым ООО «Дары Камчатки» нарушены требования ст. 11, п. 3 ст. 39, п. 1 ст. 18 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, п. 4.2.1, п.4.7.1, таблицы 3, п. 5.4, абз. 7 п. 5.6 СанПиН 2.1.5.2582-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения», п. 16.2 и п. 16.5 (абз. 4, 9, 10), п.п. 1, 5 приложения СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации».
Законный представитель ООО «Дары Камчатки» ФИО3 о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причин неявки не сообщил, ходатайств не заявлял. В силу положений п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ судьёй принято решение о рассмотрении дела в отсутствие законного представителя ООО «Дары Камчатки», поскольку это не препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств настоящего дела и разрешению его в соответствии с законом.
Законный представитель ООО «Дары Камчатки» до начала судебного заседания представил ходатайство, в котором изложил свою позицию по делу. Указал, что ООО «Дары Камчатки» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, ранее к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ не привлекалось, имеет очистные сооружения механической очистки, поэтому в водный объект сбрасываются очищенные стоки. Концентрации загрязняющих веществ в районе водопользования не превышают установленные санитарные нормативы. Факт причинения вреда окружающей среде отсутствует. С учетом изложенного, ссылаясь на положения статьи 4.1.1 КоАП РФ, просил применить в виде административного наказания предупреждение.
Защитник ФИО4 в судебном заседании доводы ходатайства поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствовало событие административного правонарушения, так как водопользование и сброс сточных вод осуществляются предприятием не круглогодично, а лишь в период путины. Все остальное время рыбопререабатывающий завод не функционирует. В 2017 году по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ завод не работал, сброс сточных вод не осуществлялся, так как лососевая путина была открыта лишь ДД.ММ.ГГГГ. Дата начала путины устанавливается официально Комиссией по регулированию добычи анадромных видов рыб в Камчатском крае. ООО «Дары Камчатки» в ответ на определение об истребовании сведений информировало должностное лицо административного органа, что предприятие ведет сезонную деятельность с ДД.ММ.ГГГГ. Что касается месторасположения оголовка выпуска, то его расстояние от береговой линии было установлено Амурским бассейновым водным управлением ФАВР. Ему не известно, почему оголовок выпуска составляет 15 метров. Обеззараживание и дезинвазия сточных вод не производится, так как не было приобретено необходимого оборудования. Оборудование не приобретено из-за сложного финансового положения Общества. Завод расположен на окраине сельского поселения, примерно в 80 метрах от кромки воды. Защитник не смог пояснить, имеется ли на предприятии журнал учета сброса сточных вод за 2017 год. Пояснил, что подобный журнал генеральный директор Общества ему не представлял. По основаниям, указанным в ходатайстве законного представителя Общества, просил применить при рассмотрении дела положения ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде предупреждения.
Выслушав защитника, изучив материалы дела и представленные документы, судья приходит к следующему.
Основанием для возбуждения дела и проведения административного расследования послужила информации от ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае» (экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ №-В/ОСН-04) о том, что сброс сточных вод в Охотское море от ООО «Дары Камчатки» не соответствует требованиям СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», а также СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения» (л.д. 54-57).
ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившей информацией о нарушении ООО «Дары Камчатки» требований санитарного законодательства при сбросе производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод в водный объект – прибрежные воды Охотского моря от рыбоперерабатывающего предприятия, расположенного п <адрес> (координаты выпуска 52° 39" 56,95"СШ; 156° 14" 07,85"ВД) в отношении ООО «Дары Камчатки» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, определено провести административное расследование.
В ходе административного расследования установлено, что по решению от ДД.ММ.ГГГГ №-ДД.ММ.ГГГГ.002-М-РСБХ-Т-2015-01007/00, выданному Амурским бассейновым водным управлением ФАВР, ООО «Дары Камчатки» в пользование для сброса сточных вод предоставлена часть водного объекта – Охотского моря. Решением установлено в качестве условий использования части водного объекта место осуществления сброса сточных вод на водном объекте - через выпуск № в Охотское море в координатах 52°39"56,95"СШ; 156°14"07,85"ВД. Расстояние оголовка выпуска от береговой линии 15 м. Заглубление оголовка выпуска от поверхности воды на 1 м.
Согласно условиям данного решения, осуществление сброса сточных вод необходимо осуществлять с использованием следующих водоотводящих сооружений: оголовок выпуска глубоководный, сосредоточенный, напорный с диаметром трубы – 100 мм. Тип очистных сооружений: Механический, жироуловитель, отстойная емкость объемом 25,0 куб.м. Объем сброса сточных вод по выпуску № не должен превышать 11,11 л/с, 40,0 куб.м/час, 89,23 куб.м./сут, 2,11 тыс. куб.м./год.
Предусмотрена обязанность водопользователя определить фактическую эффективность сооружений механической очистки и представить результаты в Амурское БВУ по Камчатскому краю в срок до ДД.ММ.ГГГГ и в дальнейшем ежегодно предоставлять информацию о степени очистки сточных вод на сооружениях механической очистки.
Также указано, что максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах по выпуску № не должно превышать значения показателей, установленных данным решением.
Осуществление сброса сточных вод должно соответствовать графику выпуска сточных вод, указанному в приложении №, из которого следует, что сброс сточных вод осуществляется в 3 квартале календарного года (июль, август, сентябрь месяц).
Указано, что часть предоставленного в пользование водного объекта не используется для целей хозяйственно-питьевого водоснабжения и целей рекреации. На участках водопользования зон и округов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не имеется. Ширина водоохранной зоны составляет 500 метров. Срок водопользования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29-33). Вместе с тем, согласно графическим материалам, приложенным к решению о предоставлении в пользование водного объекта, часть предоставленного для сброса сточных вод Охотского моря граничит с населенным пунктом <адрес> Камчатского края (л.д. 34,36,36). То есть часть предоставленного в пользование ООО «Дары Камчатки» водного объекта представляет собой прибрежные морские воды в черте населенных пунктов и за их пределами.
Как следует из пояснительной записки к графическим материалам (приложение №) основным направлением деятельности ООО «Дары Камчатки» является добыча, переработка и реализация рыбы. Данная деятельность связана с использованием части Охотского моря с целью сброса сточных вод от рыбоперерабатывающего цеха, расположенного в <адрес> Камчатского края. Предприятие располагается полностью в границах водоохранной зоны Охотского моря. В составе сооружений помимо прочего имеется жироуловитель, отстойник (септик) емкостью 25м3, выгреб хозбытовых стоков 10м3.
Режим работы рыбоперерабатывающего производства – сезонный, в период лососевой путины, с 15 июля по 20 сентября (включая 10 дней на подготовительные работы и 10 дней на закрытие завода), в среднем составляет 68 дней в году.
Все производственные стоки после предварительного прохождения через жироуловитель и отстойник (септик) объемом 25м3 поступают в приемную камеру и затем погружным канализационным насосом «ГНОМ», находящимся в приемной камере, подаются в глубоководный выпуск для отведения стоков в Охотское море. Выпуск сточных вод глубоководный сосредоточенный напорный диаметром 100 мм, удаленность оголовка выпуска от береговой линии 15 м, заглубление от поверхности воды – 1 м. Ливневая канализация на производственной территории отсутствует, отвод дождевых стоков осуществляется по уклон местности (л.д. 37).
Согласно информации, предоставленной по судебному запросу отделом водных ресурсов по Камчатскому краю Амурского БВУ (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №АЩ-1218), в решении о предоставлении ООО «Дары Камчатки» водного объекта (части Охотского моря) в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №-ДД.ММ.ГГГГ.002-М-РСБХ-Т-2015-01007/00 с целью сброса сточных вод отражены параметры выпуска сточных вод, указанные в заявлении ООО «Дары Камчатки» о предоставлении в пользование водного объекта.
Таким образом, не установлено каких-либо объективных причин, препятствующих размещению оголовка выпуска сточных вод на расстоянии, соответствующем требованиям п.4.7.1 и таблицы 3 СанПиН 2.1.5.2582-10.
По сведениям, предоставленным ДД.ММ.ГГГГ по запросу в рамках дела генеральным директором ООО «Дары Камчатки» ФИО3 в 2017 году сбросов сточных вод в акваторию Охотского моря не производилось, поскольку рыбоперерабатывающий завод начнет свою деятельность только с ДД.ММ.ГГГГ, с момента открытия сезона лососевой путины. Размещение пунктов производственного контроля (в части сброса сточных вод), перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, а также периодичность проведения исследований указаны в Программе проведения измерения качества сточных вод, в том числе дренажных вод (л.д. 13).
Согласно утвержденной генеральным директором ООО «Дары Камчатки» программе проведения измерений качества сточных вод, в том числе дренажных вод, установлено место отбора проб для водовыпуска – из водоотводящей трубы на выходе из очистных сооружений механической очистки. Периодичность отбора проб 1 раз в квартал (3 квартал) в период работы завода. В перечень определяемых показателей качества сточных вод включены: взвешенные вещества, БПК полн., Аммоний-ион, Нитрит-ион, Нитрат-ион, Хлориды, Сульфаты, Сухой остаток, Фосфаты, Железо, СПАВ (л.д. 39-41).
Из протоколов результатов анализов природных вод от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФГБУ «ЦЛАТИ по ДВФО» по заказу ООО «Дары Камчатки» ДД.ММ.ГГГГ осуществляло отбор проб воды Охотского моря в месте сброса сточных вод, а также отбор проб производственных сточных вод перед сбросом в Охотское море. Перечень определяемых показателей соответствует указанному в программе проведения измерений качестве сточных вод, утвержденной на предприятии. Дополнительно оценивались запах, прозрачность и водородный показатель (л.д. 42-43,44-45).
Как следует из экспертного заключения №/Э-13 от ДД.ММ.ГГГГ, выполненной заведующим отделом обеспечения санитарного надзора ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае в <адрес> и городе Вилючинске», экспертиза с целью установления соответствия (несоответствия) условий сброса веществ и микроорганизмов в составе сточных вод ООО «Дары Камчатки» обязательным требованиям законодательства проведена ДД.ММ.ГГГГ с 9 часов 00 минут до 15 часов 00 минут. Экспертиза проводилась без очной части, по месту нахождения экспертного учреждения в <адрес>, на основании представленных документов. Экспертом установлено, что условия сброса веществ и микроорганизмов с составе сточных вод ООО «Дары Камчатки» не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.5.2582-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», а также СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации».
В описательной части экспертизы указано, что длина оголовка выпуска от береговой линии ООО «Дары Камчатки», составляющая 15,0 м, не соответствует требованиям п. 4.7.1 СанПиН 2.1.5.2582-10. При этом ООО «Дары Камчатки» осуществляет сброс сточных вод в водный объект через указанный выпуск в черте населенного пункта <адрес> Камчатского края.
Исходя из представленной схемы очистки сточных вод экспертом сделан вывод, что на предприятии осуществляется механическая очистка сточных вод. Обеззараживание сточных вод не осуществляется, в том числе с использованием индустриальных методов дезинвазии, что не соответствует п. 4.2.1 СанПиН 2.1.5.2582-10, п.п. 16.2, 16.5, абз 4,9,10 СанПиН 3.2.3215-14.
Из представленной программы производственного контроля экспертом установлено, что отбор проб осуществляется в двух точках: 1) после очистных сооружений, перед выпуском в Охотское море; 2) вода Охотского моря в месте выпуска сточных вод. Вместе с тем в качестве пункта производственного контроля не определены точки непосредственно в местах водопользования и в радиусе не более 500 м от места сброса, что не соответствует п. 5.4 СанПиН 2.1.5.2582-10.
В точки отбора на очистных сооружениях также не включен отбор осадка сточных вод в местах нахождения жидкого осадка и подсушенного осадка с иловых карт, что не соответствует п. 1 приложения СанПиН 3.2.3215-14.
Кратность отбора проб воды в точке сточные воды после очистных сооружений, перед выпуском в Охотское море на санитарно-микробиологические и паразитологические показатели не определена, что не соответствует требованиям, установленным как «не реже 1 раза в месяц» в п. 5.6 абз. 7 СанПиН 2.1.5.2582-10.
В программу производственного контроля не включены следующие показатели загрязняющих веществ в соответствии с требованиями п.п. 1,5 приложения СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», таблица 1 СанПиН 2.1.5.2582-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения»:
- температура, окраска, плавающие примеси, растворенный кислород, ВПК, ХПК, нефтепродукты;
- микробиологические показатели (ОКБ, колифаги, энтерококки, стафилококки, E.coli, дополнительно возбудители кишечных инфекций);
- паразитологические показатели (жизнеспособные яйца гельминтов, цисты патогенных простейших, ооцисты криптоспоридий);
- радиологические показатели.
Условия сброса хозяйственно-бытовых, производственных сточных вод не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.5.2582-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения»:
- п. 4.2.1- в районе водопользования населения осуществляется сброс необеззараженных сточных вод;
- п. 4.7.1 - сточные воды отводятся в воду моря в районе водопользования через глубоководный выпуск (1м- заглубление от поверхности воды, 15м- удаленность оголовка выпуска от береговой линии), длина которого не соответствует требованиями табл. 3 (длина глубоководного выпуска в соответствии с расчетной производительностью очистных сооружений до 5 тыс м3/сутки - 300 м);
- п. 5.4 - пунктом производственного контроля за сосредоточенным сбросом сточных вод не установлен непосредственно в местах водопользования;
- п. 5.6 абз. 7 СанПиН 2.1.5.2582-10 - не определена частота отбора проб воды в точке сточные воды после очистных сооружений, перед выпуском в Охотское море на санитарно-микробиологические, паразитологические показатели.
СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации»:
- п. 16.2 - профилактические, в том числе дезинвазионные мероприятия, не проводятся на очистных сооружениях хозяйственно-бытовых, производственных стоков непрерывно, вне зависимости от результатов санитарно-паразитологического контроля (планового, мониторингового, производственного);
- п. 16.5 абз.4 - мероприятия по охране окружающей среды от загрязнения яйцами и личинками гельминтов, цистами (ооцистами) кишечных патогенных простейших не включают использование индустриальных методов дезинвазии (обеззараживания) (физические, химические, биологические и иные методы, обеспечивающие стабильное качество обеззараживания компонентов внешней среды от возбудителей паразитозов при возможности управления и инструментальном контроле оптимальных параметров технологического процесса (температура, дозировка, время экспозиции);
- п. 16.5 абз. 9 - не обеспечивается дезинвазия осадков сточных вод, образующихся на водоочистных станциях и очистных сооружениях канализации, перед их утилизацией;
- п. 16.5 абз. 10 - допускается сброс в поверхностные водоемы сточных вод без проведения непрерывной дезинвазии (отсутствие жизнеспособных яиц гельминтов и цист кишечных патогенных простейших) индустриальными методами;
- п. 1 приложение - в точки отбора на очистных сооружениях не включен отбор осадка сточных вод в местах нахождения жидкого осадка и подсушенного осадка с иловых карт для паразитологического исследования для производственного контроля.
- п. 5 приложение - вода прибрежных вод Охотского моря по паразитологическим показателям не исследуется у места сброса и в радиусе не более 500 м от места сброса.
Сброс неочищенных сточных вод в естественные водоемы приводит к масштабному их загрязнению, в результате чего под влиянием различных химических и биологических веществ (пестицидов, солей тяжелых металлов, детергентов и др.) быстро погибает естественная микрофлора и крайне медленно происходит самоочищение водоемов. В такой ситуации появляется возможность выживания в воде патогенных микроорганизмов. Несоответствие длины глубоководного выпуска еще более ухудшает ситуацию, так как тогда все поступившие загрязнения концентрируются у береговой линии. Очень велика вероятность переноса с водой возбудителей острых кишечных инфекций бактериальной и вирусной этиологии, что грозит нарушением здоровья и может стать причиной передачи через воду холеры, брюшного тифа, гепатита А, сальмонеллезов и т.д. Вода может стать также источником заражения человека животными паразитами - гельминтами или простейшими. Таким образом, в результате выявленных несоответствий создается угроза развития возникновения инфекционных, паразитарных и массовых неинфекционных заболеваний.
В соответствии с положением ст.11 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно ч. 1 ст. 18 вышеуказанного Федерального закона, водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Как следует из п. 3 ст. 39 вышеуказанного Федерального закона, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных территориальных и внутренних вод морей, включая прибрежные морские воды в черте населенных пунктов и за их пределами, устьевые области рек, впадающих в эти моря, используемые и перспективные для рекреационного, лечебно-оздоровительного, хозяйственно-питьевого и культурно-бытового морского водопользования населения, прилегающую полосу суши шириной 2 км от линии максимального уровня воды и зоны их санитарной охраны (далее - охраняемый район) установлены СанПиН 2.1.5.2582-10. Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утв. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.02.2010 N 15 (далее СанПиН 2.1.5.2582-10).
В разделе IV изложены требования к санитарной охране прибрежных вод морей. В соответствии с п. 4.1 СанПиН 2.1.5.2582-10 требования настоящего раздела распространяются на условия сброса в охраняемых районах всех видов сточных вод: хозяйственно-бытовых, промышленных, поверхностных, дренажных, поливочных и других, которые необходимо учитывать при проектировании, реконструкции и эксплуатации объектов промышленного, коммунально-бытового, культурно-оздоровительного и сельскохозяйственного назначения независимо от ведомственной подчиненности и вида работ.
Согласно положениям п. 4.2.1 СанПиН 2.1.5.2582-10 в районах водопользования населения запрещается сброс всех видов отходов, неочищенных и необеззараженных сточных вод, включая недостаточно очищенные и обеззараженные хозяйственно-бытовые, производственные, ливневые, коллекторно-дренажные, сбросные и другие сточные воды.
В силу положений п. 4.7.1 СанПиН 2.1.5.2582-10 сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в воду морей в районе водопользования после очистки и обеззараживания только через глубоководные выпуски, длина которых определяется в соответствии с требованиями таблицы 3 настоящих санитарных правил.
В соответствии с таблицей 3 длина глубоководного выпуска очищенных до нормативных значений сточных вод зависит от производительности очистных сооружений и при производительности до 5 тыс. м3/сут. Должна составлять 300 метров.
Раздел V СанПиН 2.1.5.2582-10 устанавливает требования к организации надзора и контроля за безопасностью морской воды в охраняемых районах.
Согласно п. 5.1 СанПиН 2.1.5.2582-10 в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также производственный, включая лабораторный, контроль за эффективностью очистки и обеззараживания сточных вод, составом и свойствами морской воды в контрольных пунктах охраняемых районов.
В соответствии с п. 5.4 СанПиН 2.1.5.2582-10 пункты производственного контроля за сосредоточенным сбросом сточных вод устанавливаются перед поступлением в глубоководный выпуск (с целью оценки эффективности обеззараживания стоков), над местом сброса и в радиусе не более 500 м от места сброса, а также непосредственно в местах водопользования.
В силу положений абз. 7 п. 5.6 СанПиН 2.1.5.2582-10 точки и частоту отбора проб воды необходимо выбирать в зависимости от ширины и протяженности охраняемого района; в точке перед поступлением в глубоководный выпуск частота отбора проб должна быть не реже 1 раза в месяц.
Требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения паразитарных заболеваний, установлены СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.08.2014 N 50 (по тексту СанПиН 3.2.3215-14).
В силу п. 16.2 СанПиН 3.2.3215-14 профилактические, в том числе дезинвазионные мероприятия, проводятся на очистных сооружениях хозяйственно-бытовых, производственных, смешанных и животноводческих стоков непрерывно, вне зависимости от результатов санитарно-паразитологического контроля (планового, мониторингового, производственного). На остальных объектах (территории населенных пунктов, рекреационные территории, общественные пляжи, территории детских дошкольных и образовательных организаций, площадки для выгула животных и другие), в случае обнаружения возбудителей паразитарных заболеваний проводятся противоэпидемические мероприятия по обеспечению охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 16.5 СанПиН 3.2.3215-14, мероприятия по охране окружаю-щей среды от загрязнения яйцами и личинками гельминтов, цистами (ооцистами) ки-шечных патогенных простейших включают, в том числе:
- использование индустриальных методов дезинвазии (обеззараживания) (физи-ческие, химические, биологические и иные методы, обеспечивающие стабильное ка-чество обеззараживания компонентов внешней среды от возбудителей паразитозов при возможности управления и инструментальном контроле оптимальных параметров технологического процесса (температура, дозировка, время экспозиции) (абз.4);
- обеспечение дезинвазии осадков сточных вод, образующихся на водоочистных станциях и очистных сооружениях канализации, перед их утилизацией (абз.9);
- недопущение сброса в поверхностные водоемы сточных вод и их осадков, жи-вотноводческих стоков, фановых сточных вод речного и морского транспорта без проведения непрерывной дезинвазии (отсутствие жизнеспособных яиц гельминтов и цист кишечных патогенных простейших) индустриальными методами (абз.10).
В силу п.п. 1,5 приложения СанПиН 3.2.3215-14 производственный контроль сточных вод и их осадков на очистных сооружениях для определения наличия и жиз-неспособности яиц гельминтов (аскарид, власоглавов, токсокар, фасциол), на цисты патогенных кишечных простейших и на ооцисты криптоспоридий проводится 2 раза в год. Производственный контроль воды природных биотопов, а именно прибрежные воды морей для определения наличия и жизнеспособности яиц гельминтов (аскарид, власоглавов, токсокар, фасциол), на цисты патогенных кишечных простейших и на ооцисты криптоспоридий проводится не реже 4 раз в год, посезонно по 3 пробы.
Таким образом, на основании исследованных в ходе судебного заседания доказательств установлено, что ООО «Дары Камчатки» при осуществлении использования для сброса сточных вод части водного объекта - Охотского моря, представляющего собой прибрежные морские воды в черте <адрес> и за его пределами, допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в несоблюдении предусмотренных санитарно-эпидемиологическим законодательством условий сброса сточных вод, а также в невыполнении мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения паразитарных заболеваний: ст. 11, п. 3 ст. 39, п. 1 ст. 18 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, п. 4.2.1, п.4.7.1, таблицы 3, п. 5.4, абз. 7 п. 5.6 СанПиН 2.1.5.2582-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения», п. 16.2 и п. 16.5 (абз. 4, 9, 10), п.п. 1, 5 приложения СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика па-разитарных болезней на территории Российской Федерации».
В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению возложенных на юридическое лицо обязанностей по соблюдению вышеуказанных санитарно-эпидемиологических требований, при рассмотрении дела не установлено. Следовательно, ООО «Дары Камчатки» имело возможность выполнить обязанность по их соблюдению, но не предприняло к этому соответствующих мер.
Исследовав и оценив в совокупности доказательства, добытые при рассмотрении дела, судья приходит к выводу о том, что вина ООО «Дары Камчатки» в совершении административного правонарушения доказана полностью и квалифицирует действия юридического лица по ст. 6.3 КоАП РФ –нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Довод стороны защиты об отсутствии события административного правонарушения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, так как предприятие возобновило свою сезонную деятельность лишь ДД.ММ.ГГГГ, является несостоятельным.
Как видно из представленных доказательств, водный объект – часть Охотского моря, граничащая с территорией, на которой расположен <адрес>, предоставлен ООО «Дары Камчатки» в целях сброса сточных вод на долгосрочный период – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Использование в указанных целях данного водного объекта осуществляется ООО «Дары Камчатки» ежегодно в соответствии с утвержденным графиком. Являясь пользователем водного объекта и осуществляя сброс сточных вод, ООО «Дары Камчатки» на всем протяжении определенного в решении срока водопользования, обязано обеспечить выполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства к условиям сброса сточных вод, а также к составу мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения паразитарных заболеваний.
Вместе с тем, как было установлено ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 минут при производстве экспертизы, ООО «Дары Камчатки», используя на основании решения Амурского БВУ по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №-ДД.ММ.ГГГГ.002-М-РСБХ-Т-2015-01007/00 водный объект для сброса сточных вод, не обеспечило выполнение предусмотренных законодательством условий для сброса сточных вод в водный объект, а также не обеспечило проведение мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения паразитарных заболеваний. Доказательств, свидетельствующих о том, что на момент производства по делу санитарно-эпидемиологические требования к вышеуказанным условиям и мероприятиям со стороны ООО «Дары Камчатки» были выполнены, не представлено.
Также не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что длина оголовка выпуска обусловлена объективными, не зависящими от ООО «Дары Камчатки».
По делу установлено, что Общество осуществляет сброс сточных вод в районе водопользования населения, поскольку часть водного объекта, предоставленного в пользование Обществу представляет собой прибрежные морские воды в черте населенных пунктов и за их пределами. В связи с этим на него распространяются требования вышеназванных Санитарных правил. То обстоятельство, что указанная в Решении о предоставлении водного объекта в пользование часть Охотского моря, не используется для хозяйственно-питьевого водоснабжения и в рекреационных целях, не освобождает Общество от обязанности выполнять требования СанПиН 2.1.5.2582-10, предъявляемые к сбросу сточных вод.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не имеется.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не имеется.
С учетом характера и обстоятельств содеянного, данных об ООО «Дары Камчатки», ранее не привлекавшемся к административной ответственности за аналогичные правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, принимая во внимание цели административного наказания, судья приходит к выводу о необходимости назначения ООО «Дары Камчатки» наказания в виде административного штрафа в пределах, предусмотренных санкцией ст. 6.3 КоАП РФ.
При этом положения ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ не могут быть применены при назначении наказания, по следующим причинам.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 ноября 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон N 294-ФЗ) (часть 1 статья 1 указанного Федерального закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 294-ФЗ государственный контроль (надзор) определен как деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, государственного портового контроля, федерального государственного пробирного надзора, а также контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных положений закона выявление административного правонарушения в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля было предусмотрено лишь при проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
При этом в материалах дела отсутствуют данные о проведении в отношении ООО «Дары Камчатки» проверки в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 294-ФЗ. Правонарушение было выявлено в ходе проведения административного расследования должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.
Кроме того, с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса. В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, в том числе с учетом того, что вмененное ООО «Дары Камчатки» нарушение требований законодательства не позволяет сделать вывод об отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде, а также посредством этого угрозы здоровью людей.
При таких обстоятельствах предусмотренные законом основания для замены административного наказания в виде штрафа предупреждением отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать открытое акционерное общество «Дары Камчатки» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья подпись Ю.А. Кулагина
Резолютивная часть постановления объявлена ДД.ММ.ГГГГ
Мотивированное постановление изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Реквизиты для уплаты штрафа:
УФК по Камчатскому краю (Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю)
ИНН 4101099804
КПП 410101001
БИК 043002001
ОКТМО г. Петропавловска-Камчатского 30701000
Р/с 40№ отделения по Камчатскому краю Дальневосточного главного управления
Центрального банка Российской Федерации
КБК 14 111 628 000016 000140Пос
Постановление не вступило в законную силу