3а-7/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
« 23 » апреля 2019 года г. Нальчик
Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Думаева А.Б.
при секретаре Жемуховой М.М.
с участием:
представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Магазин № 67» - Атмурзаева Р.А., действующего по доверенности от 8 ноября 2018 года;
представителя заинтересованного лица Правительства Кабардино-Балкарской Республики – Кодзоковой А.Л., действующей на основании доверенности 20-2/3-2773 от 1 июня 2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Магазин № 67» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, Федеральному бюджетному государственному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № Управления Росреестра по КБР исправлена техническая ошибка в площади помещения с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: КБР, <адрес> принадлежащего на праве собственности ООО «Магазин №67» Его кадастровая стоимость, с учетом уточнения площади магазина, была утверждена в размере 7949791 руб.
Ссылаясь на указанное обстоятельство и утверждая, что размер кадастровой стоимости названного объекта недвижимости превышает размер его рыночной стоимости, которая, как это следует из отчета оценщика – МУП Центр «Эксперт» № 07/06/18 от 27 июня 2018 года на приведенную дату составляет 3160 100 рублей, чем нарушаются его права и законные интересы как плательщика налога на имущество, ООО «Магазин № 67» обратилось в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики с настоящим заявлением. В поданном иске, предъявленном к Правительству Кабардино-Балкарской Республики и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, заявитель просил установить по состоянию на 7 июля 2015 года кадастровую стоимость принадлежащего ему объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, приведенной в представленном отчете.
В связи с уточнением сведений об установлении кадастровой стоимости названного объекта недвижимости, по ходатайству представителя административного истца Атмурзаева Р.А., определением Верховного Суда КБР от 17 января 2019 года произведена замена ненадлежащего административного ответчика Правительства Кабардино-Балкарской Республики на Федеральное бюджетное государственное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», а Правительство Кабардино-Балкарской Республики привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, Федеральное бюджетное государственное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и Правительство Кабардино-Балкарской Республики представили письменные возражения относительно указанного административного искового заявления, в которых административные ответчики указали об отсутствии у них какой-либо заинтересованности относительно установления кадастровой стоимости названного объекта недвижимости, а заинтересованное лицо – Правительство КБР на недостоверность предъявленного в качестве обоснования исковых требований отчета об оценке.
В судебном заседании представитель административного истца - общества с ограниченной ответственностью «Магазин № 67» Атмурзаев Р.А., административные исковые требования уточнил, просив установить кадастровую стоимость нежилого помещения на ту же дату равной его рыночной стоимости установленной заключением эксперта ИП ФИО7 № Э02/03/2019 29 марта 2019 года в размере 7494 791 руб.
Представитель заинтересованного лица - Правительства Кабардино-Балкарской Республики Кодзокова А.Л., уточненные исковые требования признала, пояснив, что Правительство КБР не возражает против установления кадастровой стоимости названного объекта недвижимости в размере, установленном экспертом.
Административные ответчики Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике и Федеральное бюджетное государственное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» участие своих представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом, дело в порядке ст. 150 КАС РФ рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив, в соответствии со ст. 84 КАС РФ, собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что уточненные исковые требования ООО «Магазин № 67» подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит объект недвижимости – нежилое помещение с кадастровым номером 07:09:0000000:35513, общей площадью 735,7 кв.м., расположенный по адресу: КБР, <адрес>
Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости установлена на 14 апреля 2017 года в размере <данные изъяты>
ООО «Магазин № 67» в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости недвижимого имущества, установлении его кадастровой стоимости в размере равном рыночной стоимости, был представлен ранее направленный в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости отчет, подготовленный МУП Центра «Эксперт», в котором, по состоянию на 14 апреля 2017 года, рыночная стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, определена в размере 3160100 рублей.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности. (п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28).
В связи с представленными административными ответчиками письменными возражениями, в которых ставилось под сомнение соответствие отчета об оценке требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», определением Верховного Суда КБР от 5 марта 2019 года, по ходатайству представителя заинтересованного лица – Правительства КБР Кодзоковой А.Л., назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту индивидуальному предпринимателю Кунашеву Э.З.
Согласно заключению эксперта № Э02/03/2019 от 29 марта 2019 года, рыночная стоимость, по состоянию на 14 апреля 2017 года, гостиничного комплекса составляет 7494791 руб., а вышеназванный отчет об оценке объекта недвижимости содержит нарушения, которые в своей совокупности повлияли на итоговый результат при определении рыночной стоимости объекта оценки.
Не доверять выводам эксперта Кунашева Э.З. у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне, в полном объеме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у него соответствующей специальности.
Эксперт Кунашев Э.З. имеет квалификацию и достаточный стаж работы в области оценочной деятельности, а составленное им заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и статей 77, 79-82 КАС Российской Федерации, основываясь на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных им выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Из заключения следует, что при расчете рыночной стоимости спорного объекта недвижимости эксперт использовал сравнительный и затратный подходы, что не противоречит положениям Федерального законе об оценке и принятым в его исполнение Федеральным стандартам оценки, а также упомянутому Федеральному закону от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»; отказ от использования доходного подхода обоснован и сомнений не вызывает.
Расчеты не содержат математических, методологических и арифметических ошибок, являются правильными; в заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые экспертом сведения.
Таким образом, данное заключение является относимым, допустимым и достоверным доказательством, в связи с чем, суд принимает его в качестве средства обоснования своих выводов и, как следствие, считает установленным то обстоятельство, что рыночная стоимость по состоянию на 14 апреля 2017 года принадлежащего на праве собственности административному истцу - обществу с ограниченной ответственностью «Магазин № 67» указанного объекта недвижимости составляет 7494 791 руб.
Доказательств, которые опровергали бы уточненную к установлению административным истцом - ООО «Магазин № 67» рыночную стоимость принадлежащего ему объекта недвижимости, либо свидетельствовали бы об иной его рыночной стоимости, нежели определенной в заключении эксперта, суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Магазин № 67» об установлении кадастровой стоимости нежилого здания, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 14 апреля 2017 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, <адрес> равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 14 апреля 2017 года в размере 7494791 (семь миллионов четыреста девяносто четыре тысячи семьсот девяносто один) рубль.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровыми номерами <данные изъяты> расположенного по адресу: КБР, <адрес> в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> считать дату обращения общества с ограниченной ответственностью «Магазин № 67» в Комиссию по рассмотрению споров при Управлении Росреестра по КБР о результатах определения кадастровой стоимости – 18 сентября 2018 года.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Председательствующий А.Б. Думаев