Дело №а-1481/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
...г. г.Владикавказ
Судья Советского районного суда г.Владикавказа ФИО3 А.К., рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г.Владикавказу к административному ответчику ФИО4 Заурбеку Казбековичу, о взыскании задолженности по налогам (сборам, взносам), пеням и штрафам,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России по г.Владикавказу обратилась в суд с административным иском к ФИО4 З.К. о взыскании задолженности по налогам (сборам, взносам), пеням и штрафам в размере 4 336,54 рублей и в обоснование заявленных требований указала, что ответчик как налогоплательщик в соответствии с п.п.2 п.1 ст.23 и ст.83 НК РФ состоит на учёте в налоговой инспекции и в связи с несвоевременным погашением недоимки за ним числится указанная задолженность.
Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пунктами 1 и 2 ст.57 НК РФ определено, что сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, а при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и сроки, установленные НК РФ.
Согласно ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Налоговой инспекцией направлялись требования об уплате задолженностей в соответствии со ст.ст.69 и 70 НК РФ, однако налогоплательщиком в добровольном порядке налог не был уплачен и, налоговая инспекция должна была принять меры по принудительному взысканию. Однако срок, установленный ст.48 НК РФ для судебного обращения налоговой инспекцией, был пропущен, причиной чего явился выросший объём заявлений, связанных со списанием и перерасчётом задолженности имущественных налогов в соответствии с Федеральным законом от 18.12.2017г. №436-ФЗ.
В административном исковом заявлении истец просил восстановить пропущенный срок подачи настоящего искового заявления и взыскать с налогоплательщика указанную задолженность.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении административного иска следует отказать по следующим основаниям.
Обязательные платежи - это налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды.
Административный ответчик состоит на учете в налоговой инспекции в качестве налогоплательщика и за ним числится вышеуказанная задолженность.
Налоговые органы вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены ст.48 Налогового Кодекса.
В соответствии с п.1 ст.48 Налогового кодекса РФ, подлежащей применению к возникшим правоотношениям сторон, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об их уплате, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога с учетом особенностей, установленных данной статьей.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно подаваться в суд с соблюдением срока давности взыскания обязательного платежа и (или) штрафа.
Согласно п.2 ст.48 указанного Кодекса заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В материалах дела имеются сведения о том, что Межрайонная ИФНС России по г.Владикавказу направило налогоплательщику ФИО4 З.К. требования за № от 21.12.2016г. и №№ от 29.01.2018г., в которых ему было предложено погасить числящуюся за ним задолженность в срок до 07.02.2017г. и 13.03.2018г.
Тем самым, в соответствии с п.4 ст.69 НК РФ, в требованиях истец указал и сроки их исполнения.
Также из требования усматривается, что в случае, если оно будет оставлено без исполнения в указанный срок, то налоговый орган примет предусмотренные ст.48 НК РФ меры по взысканию налогов (сборов, пеней, штрафов) в судебном порядке.
Поскольку требование об оплате ответчиком исполнено не было, истец обратился в суд с настоящим иском для принудительного взыскания с налогоплательщика образовавшейся задолженности.
Однако административное исковое заявление предъявлено с нарушением предусмотренного ст.48 НК РФ срока подачи, согласно которой требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафов, а в данном случае не позднее 29.07.2017г. и 13.09.2018г.
Начало течения срока определен законодателем именно днём истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафов, направленного налоговым органом налогоплательщику.
Из изложенного следует, что административный истец утратил право на принудительное взыскание с административного ответчика задолженности по налогу за спорный период, т.к. истёк срок принятия решения о его взыскании в порядке, установленном ст.48 НК РФ и административное исковое заявление направлено в суд за пределами установленного законом срока.
В административном исковом заявлении содержится ходатайство истца о восстановлении пропущенного срока подачи заявления о взыскании с ответчика образовавшейся задолженности со ссылкой на положения ст.ст.95 и 286 КАС РФ.
Однако административный истец не предоставил достаточных доказательств, подтверждающих наличие уважительной причины пропуска срока на принудительное взыскание образовавшейся задолженности, которые объективно препятствовали своевременному обращению в суд с иском в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Соответственно у суда нет законных оснований для восстановления пропущенного истцом срока на принудительное взыскание образовавшейся задолженности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подано истцом с пропуском шестимесячного срока, установленного для подачи настоящего искового заявления, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России по г.Владикавказу к ФИО4 З.К. о взыскании образовавшейся задолженности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 290-294 КАС РФ,
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░4 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ (░░░░░░, ░░░░░░░), ░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░-░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░3 ░.░.