Решение по делу № 2а-593/2017 от 07.09.2017

Дело № 2а-593/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2017 года                                                             р.п. Первомайский

Первомайский районный суд Тамбовской области в составе председательствующего судьи Цуприка И.Г., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Первомайского района Тамбовской области Рыбальченко А.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Старосеславинского сельсовета Первомайского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия администрации Старосеславинского сельсовета по непринятию мер к предупреждению лица, ответственного за поддержание индивидуального жилого дома в надлежащем состоянии, и обязании предупредить ответственных лиц устранить имеющиеся нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Первомайского района Тамбовской области Рыбальченко А.А., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Первомайский районный суд Тамбовской области с административным исковым заявлением к администрации Старосеславинского сельсовета Первомайского района Тамбовской области, в котором указал, что в ходе проведения прокуратурой Первомайского района Тамбовской области проверки исполнения законодательства о благоустройстве населенных пунктов в части обеспечения надлежащего учета и безопасности ветхих и заброшенных домов, строений и сооружений, было установлено, что по адресу: <адрес>, расположен индивидуальный жилой дом, находящийся в неудовлетворительном техническом состоянии, право собственности на который зарегистрировано за ФИО2 Административный истец считает, что бездействие администрации Старосеславинского сельсовета Первомайского района Тамбовской области, выразившееся в непринятии мер к предупреждению лица, ответственного за поддержание указанного жилого дома в надлежащем состоянии, о необходимости устранить нарушения, назначении соразмерного срока для ремонта помещения, обращению указанного недвижимого имущества в муниципальную собственность приводит к его дальнейшему разрушению, нарушает права жителей села на безопасность, обеспечение жильем, то есть нарушает права неопределенного круга лиц, руководствуясь положениями действующего законодательства, просит признать незаконным вышеуказанное бездействие администрации Старосеславинского сельсовета Первомайского района Тамбовской области и обязать указанную администрацию в срок до 01.10.2017 предупредить лиц, ответственных за поддержание в надлежащем состоянии индивидуального жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу, о необходимости устранить нарушения, а именно использовать жилое помещение по целевому назначению, провести ремонт жилого дома, назначив собственнику разумный срок для устранения нарушений.

Настоящее административное дело, в соответствии со ст. 291 КАС РФ, рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку административный истец и административный ответчик представили в суд заявления, в которых выразили согласие на рассмотрение дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ, на собственника возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Согласно ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания принадлежащего ему жилого данного помещения и обязан поддерживать его в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйного обращения с ним.

Судом установлено, что прокуратурой Первомайского района Тамбовской области проведена проверка соблюдения законодательства о благоустройстве населенных пунктов в части обеспечения надлежащего учета и безопасности ветхих и заброшенных домов, строений и сооружений, в ходе которой выявлен факт нахождения на территории Старосеславинского сельсовета Первомайского района Тамбовской области ветхого жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, представляющего собой одноэтажное строение, находящееся в неудовлетворительном техническом состоянии, а именно: остекление отсутствует, кровельное покрытие и двери повреждены, дом длительное время не ремонтировался, фасад дома не ухожен.

Согласно данным из ЕГРП, право собственности на указанный объект зарегистрировано за ФИО2

По данным Первомайского нехозрасчетного участка ГУПТИ, данные о собственности в отношении спорного объекта недвижимости до 01.04.1998 отсутствуют.

Одним из оснований прекращения права собственности, согласно ч. 1 ст. 235 ГК РФ, является отказ собственника от права собственности.

В соответствии со ст. 236 ГК РФ, гражданин может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. К таким действиям относится, в том числе, не обеспечение надлежащего содержания имущества, приводящее к прекращению существования вещи (разрушение, утрата ценности и т.п.).

Согласно ст. 293 ГК РФ, если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения - также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения. Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

В соответствии со ст. 225 ГК РФ, вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Пунктами 2, 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, определено, что принятие на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и его территориальными органами, на основании заявления органа местного самоуправления сельских поселений о постановке на учет в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

То есть полномочия по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного предоставлены законом только органу местного самоуправления, на территории которого расположены такие объекты недвижимости.

В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции 29.07.2017) к вопросам местного значения сельского поселения, относится обеспечение проживающих в поселении городском округ и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Указанные положения корреспондируются с п. 3 ст. 12 Закона Тамбовской области от 25.02.2017 № 86-З «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Тамбовской области» (в редакции от 26.07.2017).

Принимая во внимание вышеизложенные положения закона, суд усматривает, что обязанность по осуществлению мероприятий по учету состояния жилых помещений, в том числе индивидуальных жилых домов, предупреждению собственников о необходимости устранить нарушения и обращению в суд с заявлением о продаже с публичных торгов бесхозяйно содержащегося жилого помещения, регистрации и принятию в муниципальную собственность бесхозяйных недвижимых вещей возложены законодательством на администрацию Старосеславинского сельсовета Первомайского района Тамбовской области.

По настоящему делу, бездействие указанной администрации, выразившееся в непринятии мер к предупреждению лица, ответственного за поддержание вышеуказанного жилого дома в надлежащем состоянии, о необходимости устранить нарушения, назначении соразмерного срока для ремонта помещения, либо обращению указанного недвижимого имущества в муниципальную собственность, приводит к его дальнейшему разрушению, нарушает права жителей Старосеславинского сельсовета Первомайского района Тамбовской области на безопасность и обеспечение жильем, то есть, нарушает права неопределенного круга лиц, в связи с чем, прокурор обоснованно в соответствии со ст. 39 КАС РФ обратился в суд с данным административным иском, при этом им был избран надлежащий способ защиты права.

Заявленный административным истцом срок для устранения выявленных нарушений суд находит отвечающим требованиям разумности и достаточным для исполнения ответчиком возложенной обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Первомайского района Тамбовской области Рыбальченко А.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Старосеславинского сельсовета Первомайского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия указанной администрации по непринятию мер к предупреждению лица, ответственного за поддержание индивидуального жилого дома в надлежащем состоянии, и обязании предупредить последнего устранить имеющиеся нарушения - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Старосеславинского сельсовета Первомайского района Тамбовской области, выразившееся в непринятии мер к предупреждению лица, ответственного за поддержание указанного жилого дома в надлежащем состоянии, о необходимости устранить нарушения, назначению соразмерного срока для ремонта помещения, обращению указанного недвижимого имущества в муниципальную собственность.

Обязать администрацию Старосеславинского сельсовета Первомайского района Тамбовской области в срок до 1 октября 2017 года предупредить лиц, ответственных за поддержание индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в надлежащем состоянии, о необходимости устранить нарушения - использовать указанное жилое помещение по целевому назначению, провести ремонт жилого дома, и назначить собственнику жилого дома разумный срок для устранения нарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Первомайский районный суд Тамбовской области в срок, не превышающий 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья     Цуприк И.Г.

2а-593/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Первомайского района
Ответчики
администрация Старосеславинского сельсовета
Суд
Первомайский районный суд Тамбовской области
Дело на сайте суда
pervomaisky.tmb.sudrf.ru
07.09.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
07.09.2017[Адм.] Передача материалов судье
08.09.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
08.09.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.09.2017[Адм.] Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
20.09.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2017[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
22.09.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее