Дело № 2а-5507/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 декабря 2019 года |
город Архангельск |
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Калашниковой А.В.,
при секретаре Тереховой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску к Попову И. А. о взыскании недоимки по налогу, пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу обратилась в суд с иском к Попову И.А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений: налог за 2016 год в сумме 100 руб., пени в сумме 0 руб. 54 коп. за период с 02.12.2017 по 21.12.2017; недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: налог за 2016 год в сумме 23250 руб., пени в сумме 126 руб. 32 коп. за период с 02.12.2017 по 21.12.2017.
В обоснование требований указано, что в связи с наличием в собственности ответчика в 2016 году земельного участка, недвижимого имущества он является плательщиком земельного налога, налога на имущество. Налоговым органом произведен расчет налогов за 2016 год, ответчику направлено налоговое уведомление. Налог ответчиком не уплачен, в связи с чем налоговым органом произведено начисление пени. Направленное в адрес ответчика требование об уплате налога, пени до настоящего времени не исполнено.
Определением суда от 24.10.2019 произведена замена административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на ее правопреемника – Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Архангельску.
Представитель административного истца Ступина С.В. требования поддержала, указав, что начисление налогов произведено налоговым органом на основании представленных регистрирующим органом сведений о принадлежности недвижимого имущества Попову И.А. в период с января 2016 года по июнь 2016 года. Обстоятельства отчуждения имущества и расторжения договора купли-продажи после его заключения не влияют на решение вопроса налогообложения, иному лицу требования об уплате налогов по данным объектам не выставлялись.
Административный ответчик Попов И.А. с требованиями не согласился, указав, что приобрел спорное имущество на основании договора купли-продажи от 22.12.2015, заключенного с КУМИ МО «Виноградовский муниципальный район», право собственности на объекты зарегистрировано за ним 13.01.2016. Впоследствии на основании соглашения от 31.03.2016 договор купли-продажи расторгнут с момента подписания соглашения сторонами, полагает, что налоги уплачивать не должен.
Заслушав стороны, исследовав дело, суд приходит к следующему.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно с пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен уплатить пени (п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.п. 3-5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно ст.ст. 400-401 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, а именно расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Судом установлено, что Попов И.А. является плательщиком земельного налога в связи с наличием в его собственности в период с января по июнь 2016 года земельного участка, расположенного в <адрес>, а плательщиком налога на имущество физических лиц в связи с наличием в собственности здания ФАП, расположенного на указанном земельном участке.
Факт принадлежности Попову И.А. на праве собственности указанных объектов в заявленный период подтверждается сведениями из единого реестра недвижимости, представленными в налоговый орган регистрирующим органом, а также свидетельствами о регистрации права, копии которых представлены административным ответчиком в суд.
В адрес налогоплательщика как физического лица налоговым органом направлено уведомление об уплате налогов за 2016 год, в том числе, земельного налога, налога на имущество физических лиц. Доказательства направления уведомления по адресу проживания налогоплательщика (реестр отправки заказных писем) также имеются в материалах дела. Расчет земельного налога произведен исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов налоговым органом в адрес ответчика направлено требование от 22.12.2017 № об уплате налогов в общей сумме 23350 руб., пени в общей сумме 126 руб. 86 коп., срок исполнения требования – 22.01.2018.
Указанное требование, направленное в адрес налогоплательщика по месту его жительства, в установленный срок ответчиком добровольно не исполнено. Административный ответчик также не ссылается на погашение спорной недоимки.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из анализа правовых норм, содержащихся в ст. 48 и ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что уплату пени надо рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Следовательно, исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
На основании заявления о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогам, пени, направленным 11.07.2018, мировым судьей судебного участка № 1 Октябрьского судебного района г. Архангельска 20.07.2018 был выдан судебный приказ.
Определением мирового судьи от 03.04.2019 судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений от должника.
Настоящее исковое заявление поступило первоначально в суд 03.10.2019.
Как следует из представленных материалов, срок для взыскания недоимки на дату обращения в суд с настоящим иском не истек.
Возражений относительно суммы предъявленных к взысканию налога и пени от административного ответчика не поступило, доказательств уплаты земельного налога, налога на имущество физических лиц в установленный законом срок и в полном объеме не представлено.
Доводы административного ответчика о недобросовестности продавца по договору купли-продажи, которая явилось основанием для последующего расторжения договора купли-продажи, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований налогового органа о взыскании недоимки по налогам и пени. Указанные обстоятельства находятся за пределами рассматриваемого спора и могут служить основанием для предъявления Поповым И.А. требований о возмещении убытков к указанному лицу при наличии на то оснований.
Иному лицу требование об уплате налогов за спорный период 2016 года налоговым органом не предъявлялось, сам административный ответчик указал, что имущество, в связи с владением которым ему начислены налоги, за иным лицом на праве собственности в спорный период зарегистрировано не было. Договор расторгнут сторонами с даты подписания (регистрации) соглашения, что свидетельствует о наличии законных оснований для выставления требований об уплате налогов в период владения имуществом.
Подписание соглашения о расторжении договора купли-продажи в марте 2016 года не свидетельствует о невозможности взыскания налогов за период до июня 2016 года, поскольку именно в июне 2016 года произведена государственная регистрация прекращения права на имущество за Поповым И.А., сведений об обращении в регистрирующий орган в более раннюю дату ответчиком не представлено.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, требование налогового органа о взыскании с ответчика недоимки по налогу, пени подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина в сумме 904 руб., от уплаты которой истец был освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску к Попову И. А. о взыскании недоимки по налогу, пени удовлетворить.
Взыскать с Попова И. А., зарегистрированного по адресу: <адрес>, комн. 7, недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2016 год в сумме 100 руб., пени по налогу на имущество в сумме 0 руб. 54 коп. за период с 02.12.2017 по 21.12.2017; недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2016 год в сумме 23250 руб., пени в сумме 126 руб. 32 коп. за период с 02.12.2017 по 21.12.2017.
Взыскать с Попова И. А. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 904 руб.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2019 года
Председательствующий А.В. Калашникова