Дело № 2-457/2019
УИД 24RS0012-01-2019-000214-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2019 года Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:
судьи Боровковой Л.В.,
при секретаре Аксёновой Е.А.,
с участием прокурора - помощника прокурора г. Дивногорска Стукаловой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Дивногорска в интересах ФИО1 к муниципальному казенному учреждению «Центр обеспечения деятельности учреждений культуры» о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Дивногорска в интересах Киселева В.А. обратился в суд с иском к МКУ «Центр обеспечения деятельности учреждений культуры», третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора, - отделу культуры администрации г.Дивногорска о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с февраля 2018 года по август 2018 года в размере № рублей, мотивируя тем, что в ходе проверки по заявлению Киселева В.А. о нарушении его социальных прав в сфере трудовых отношений в части выполнения работодателем законодательства об оплате труда прокуратурой г.Дивногорска установлено, что Киселев В.А. осуществляет трудовую деятельность в муниципальном казенном учреждении «Центр обеспечения деятельности учреждений культуры» в качестве уборщика территорий на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ в редакции дополнительных соглашений, ему определен должностной оклад в размере № руб. и 30 % районный коэффициент и 30% надбавка.
Согласно трудовому договору продолжительность рабочей недели Киселева В.А. составила 40 часов в неделю.
Из расчетных листов следует, что в указанный период Киселеву В.А. начислялась заработная плата в размере от количества отработанного времени.
Он же на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ в редакции дополнительных соглашений принят на работу в качестве рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий на 0,5 ставки по внутреннему совместительству, ему определен должностной оклад в размере № руб. и 30 % районный коэффициент и 30% надбавка.
Согласно условиям трудового договора и дополнительных соглашений к нему продолжительность рабочей недели составила 20 часов (пятидневная рабочая неделя с 4 часовым рабочим днем).
В указанные размеры заработной платы компенсационные выплаты: северная надбавка и районный коэффициент включались с нарушением требований действующего законодательства.
В соответствии с требованиями действующего трудового законодательства начисление заработной платы истцу должно было производиться следующим образом: МРОТ, установленный федеральным законом (с учетом фактически отработанного времени) + районный коэффициент + надбавка за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями.
Таким образом, Киселеву В.А. не начислены и не выплачены суммы заработной платы за: февраль 2018 года – №., за отработанные 76 часов по совмещению в качестве рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий на 0,5 ставки в размере № руб.; за март 2018 года - № руб., за отработанные 80 часов по совмещению в качестве рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий на 0,5 ставки в размере №4 руб., за апрель 2018 года – № руб., за отработанные 84 часа по совмещению в качестве рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий на 0,5 ставки в размере № руб.; за май 2018 года - № руб., за отработанные 80 часов по совмещению в качестве рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий на 0,5 ставки в № руб.; за июнь 2018 года (с учетом отработанного времени 79 часов) - № руб., за отработанные 79 часов по совмещению в качестве рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий на 0,5 ставки в размере № руб.; за июль 2019 года (с учетом отработанного времени 136 часов) – № руб., за отработанные 68 часов по совмещению в качестве рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий на 0,5 ставки в размере № руб.; за август 2018 года (за отработанные 80 часов) – № руб., за отработанные 40 часов по совмещению в качестве рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий на 0,5 ставки в размере № руб., а всего в размере № руб.
Прокурор Стукалова А.Д. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, аналогичным изложенным в иске.
Истец Киселев В.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, однако его неявка в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Представитель ответчика - МКУ «Центр обеспечения деятельности учреждений культуры», надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, что суд в силу ч.5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным, кроме того, в возражениях просил удовлетворить иск частично, в размере № руб.
Представитель третьего лица - отдела культуры администрации г. Дивногорска, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, однако его неявка в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Выслушав прокурора, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Киселев В.А. работает в МКУ «Центр обеспечения деятельности учреждений культуры» уборщиком территорий в хозяйственном отделе, согласно условиям трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № с учетом дополнительных соглашений № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ ему установлен должностной оклад в размере № рублей, продолжительность рабочей недели – 40 часов, а также районный коэффициент в размере 30 % и северная надбавка в размере 30 %.
Кроме того, Киселев В.А. на основании трудового договора №№ от ДД.ММ.ГГГГ в редакции дополнительных соглашений № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ принят на работу МКУ «Центр обеспечения деятельности учреждений культуры» в качестве рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий на 0,5 ставки в техническом отделе по внутреннему совместительству, ему установлен оклад в размере № рублей, продолжительность рабочей недели – 20 часов с продолжительностью ежедневной работы 4 часа в день, а также районный коэффициент в размере 30 % и северная надбавка в размере 30 %.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. N 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. N 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. N 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. N 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 N 160-г "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" с 1 апреля 1992 г. размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере 1,30.
Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 N 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края" введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2018 года в размере 9 489 рублей в месяц; с 01 мая 2018 года - в размере 11163 рублей.
Таким образом, ответчиком неправильно применено начисление заработной платы истцу, поскольку исходя из фактического выполнения истцом нормы рабочего времени, с применением установленного Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 01.01.2018 МРОТ в размере 9 489 рублей в месяц, с 01.05.2018 - 11 163 рублей в месяц с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30% с 01.01.2018 истец должен был получать размер заработной платы в месяц не менее 15182,40 рублей; с 01.05.2018 - не менее 17860,80 рублей.
Вместе с тем, согласно расчетным листам истцу была начислена заработная плата: за февраль 2018 года – № руб., за отработанные 76 часов по совместительству в качестве рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий на 0,5 ставки в размере № руб.; за март 2018 года - № руб., за отработанные 80 час. по совместительству в качестве рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий на 0,5 ставки в размере № руб., за апрель 2018 года – № руб., за отработанные 76 часов по совместительству в качестве рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий на 0,5 ставки в размере № руб.; за май 2018 года – № руб., за отработанные 80 часов по совместительству в качестве рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий на 0,5 ставки в размере № руб.; за июнь 2018 года (с учетом отработанного времени 79 часов, а также за вычетом отпускных в размере № руб.) – № руб., по совместительству в качестве рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий на 0,5 ставки (за вычетом отпускных в размере № руб.) в размере № руб.; за июль 2019 года (с учетом отработанного времени 136 часов, а также за вычетом отпускных в размере № руб.) – № руб., за отработанные 68 часов по совместительству в качестве рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий на 0,5 ставки (за вычетом отпускных в размере № руб.) в размере № руб.; за август 2018 года (за отработанные 80 час.) – № руб., за отработанные 40 часов по совместительству в качестве рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий на 0,5 ставки в размере № руб.
В соответствии со ст. 93 ТК РФ по соглашению сторон трудового договора работнику как при приеме на работу, так и впоследствии может устанавливаться неполное рабочее время (неполный рабочий день (смена) и (или) неполная рабочая неделя, в том числе с разделением рабочего дня на части). Неполное рабочее время может устанавливаться как без ограничения срока, так и на любой согласованный сторонами трудового договора срок.
При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.
При таких обстоятельствах заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ, а именно: № руб. = № руб. (с января по апрель 2018 года) *0,5 ставки;
№ руб. = 11163 руб. (с мая по сентябрь 2018 года) *0,5 ставки с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30 %, надбавки за стаж работы 30 %.
Таким образом, размер заработной платы по совместительству должен быть не менее № руб. (с января по апрель 2018 года) и не менее № руб. (с мая по август 2018 года).
С учетом изложенного в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная заработная плата за период с февраля 2018 года по август 2018 года в размере № коп. из расчета:
- за февраль 2018 года в размере № рублей (9489 руб. + 60% (компенсационные выплаты) – 11 016 руб.), а также за отработанные 76 часов по совместительству в качестве рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий на 0,5 ставки в размере № рублей (4744,50 руб. + 60% (компенсационные выплаты) – № руб.);
- за март 2018 года в размере № рублей (9489 руб. + 60% (компенсационные выплаты) – 11 016 руб.), а также за отработанные 80 часов по совместительству в качестве рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий на 0,5 ставки в размере № рублей (4744,50 руб. + 60% (компенсационные выплаты) – № руб.);
- за апрель 2018 года в размере № рублей (9489 руб. + 60% (компенсационные выплаты)) – 11016 руб.), а также за отработанные 84 часов по совместительству в качестве рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий на 0,5 ставки в размере № рублей (4744,50 руб. + 60% (компенсационные выплаты) – № руб.);
- за май 2018 года в размере № рублей (11163 руб. + 60% (компенсационные выплаты)) – 11 163 руб.), а также за отработанные 80 часов по совместительству в качестве рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий на 0,5 ставки в размере № рублей (№ руб. + 60% (компенсационные выплаты) – № руб.);
- за июнь 2018 года (с учетом отработанного времени 79 часов, а также за вычетом отпускных в размере № руб.) в размере № рублей ((11 163 руб. *79ч./159 + 60% (компенсационные выплаты)) –№ руб.), а также за отработанные 40 часов по совместительству в качестве рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий на 0,5 ставки (за вычетом отпускных в размере № руб.) в размере № рублей (5581,50 руб./*40 час./80 час.) + 60% (компенсационные выплаты) – № руб.);
- за июль 2018 года (с учетом отработанного времени 136 часов, а также за вычетом отпускных в размере № руб.) в размере № рублей (11 163 руб.*136 час. / 176 час.) + 60% (компенсационные выплаты) – № руб.), а также за отработанные 68 час. по совместительству в качестве рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий на 0,5 ставки (за вычетом отпускных в размере № руб.) в размере № руб. (5581,50 руб.*68 час. / 88 час.) + 60% (компенсационные выплаты) – № руб.);
- за август 2018 года (с учетом отработанного времени 80 часов) в размере № рублей ((11 163 руб.*80/184 +60% (компенсационные выплаты) – № руб.), а также за отработанные 40 часов по совместительству в качестве рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий на 0,5 ставки в размере № руб. (5581,50 руб.*40 час. / 92 час.) + 60% (компенсационные выплаты) – № руб.)
Кроме того, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере № рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с МКУ «Центр обеспечения деятельности учреждений культуры» в пользу Киселева ФИО4 недоначисленную заработную плату за период с февраля 2018 года по август 2018 года в размере № коп.
Взыскать с МКУ «Центр обеспечения деятельности учреждений культуры» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере № коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
СОГЛАСОВАНО
Судья _________________________Л.В. Боровкова