ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 3а-9/2020
Верховный Суд Республики Мордовия в составе
судьи Сереы Л.И.,
при секретаре Ермаковой С.В.,
с участием:
административного истца Ромашкиной Д.Г.,
административных истцов – Семелева В.Н., Семелева А.Н., их представителя Семелевой Е.Ю.,
административного ответчика:
- федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»),
заинтересованных лиц:
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее – Управления Росреестра по Республике Мордовия),
- Администрации городского округа Саранск, ее представителя Ионова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 января 2020 г. в г.Саранске административное дело по административному иску Семелева В.Н., Семелева А.Н., Ромашкиной Д.Г. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Ромашкина Д.Г. и Семелев В.Н., Семелев А.Н. (через своего представителя Семелеву Е.Ю.) обратились в Верховный Суд Республики Мордовия с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества – земельного участка с кадастровым номером <№>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты придорожного сервиса, общей площадью 3 521 кв.м., расположенного по адресу: Республика <адрес>, на 11 июля 2018 г. в сумме 5 208 932, 20 рублей.
В обоснование административного иска истцами указано, что вышеназванный земельный участок передан им по договору аренды.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в размере 11 298 853, 79 рублей.
Административные истцы считают кадастровую стоимость земельного участка завышенной, не соответствующей рыночной стоимости, чем нарушаются их права как арендаторов земельного участка, и подлежащей пересмотру.
Согласно отчёту об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 25 ноября 2019 г., составленному ООО «Рыночные оценочные системы», рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 11 июля 2018 г. составляет 5 208 932, 20 рублей.
По данным основаниям Семелев В.Н., Семелев А.Н., Ромашкина Д.Г. просили суд установить по состоянию на 11 июля 2018 г. кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – земельного участка с кадастровым номером <№>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты придорожного сервиса, общей площадью 3521 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, в размере 5 208 932, 20 рублей.
В судебном заседании представитель административных истцов Семелева В.Н. и Семелева А.Н. - Семелева Е.Ю. административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица – Администрации городского округа Саранск Ионов С.А. просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Административные истцы Семелев В.Н., Семелев А.Н., Ромашкина Д.Г., представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра», представитель заинтересованного лица – Управления Росреестра по Республике Мордовия в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили. Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), не усматривается, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Рассмотрев дело, суд приходит к следующему.
На основании договора №<№> земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 23 октября 2019 г. Администрация городского округа Саранск предоставила Семелеву В.Н., Семелеву А.Н., Ромашкиной Д.Г. в аренду земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, с кадастровым номером <№>, с видом разрешенного использования: объекты придорожного сервиса, общей площадью 3521 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно выпискам из единого государственного реестра недвижимости и по сведениям ФГБУ «ФКП Росреестра» и Управления Росреестра по Республике Мордовия кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости в размере 11 298 853,79 рублей была утверждена в соответствии с «Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. № 222 и внесена в ЕГРН 11 июля 2018 г. С указанной даты изменений, влияющих на величину кадастровой стоимости, не происходило, указанная величина кадастровой стоимости не менялась и является актуальной по настоящее время.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности; арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (часть первая).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть вторая).
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть третья).
Следовательно, Семелев В.Н., Семелев А.Н., Ромашкина Д.Г. имели право на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением без предварительного обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Исходя из этих законоположений, изменение кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости затрагивает права и обязанности административных истцов, обязанных уплачивать арендную плату, и они вправе оспорить установленную кадастровую стоимость объекта недвижимости в суде.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из вышеназванных законоположений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд считает, что результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> затрагивают права и обязанности административных истцов как арендаторов муниципального земельного участка.
Согласно абзацу третьему части одиннадцатой статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№> определена на основании Акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 11 июля 2018 г.
В подтверждение рыночной стоимости вышеуказанного объекта недвижимости административными истцами представлен отчёт №<№> от 25 ноября 2019 г. «Об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <№>, общей площадью 3521 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты придорожного сервиса, расположенного по адресу: <адрес>, составленный ООО «Рыночные оценочные системы», оценщиком М.Н.И.
В соответствии с положениями части первой статьи 4, абзаца второго статьи 15, абзаца четвёртого статьи 15.1 и части четвёртой статьи 24.7 Закона об оценочной деятельности субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков.
Оценщик М.Н.И. имеет квалификацию в области оценочной деятельности «Оценка недвижимости», является членом Ассоциации «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет», включенным в реестр оценщиков за номером <№>, имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности от 22 декабря 2017 г., её гражданская ответственность застрахована в СК СПАО «Ингосстрах» на сумму 30 000 000 рублей, срок действия договора страхования с 5 марта 2019 г. по 4 марта 2020 г.
При таких обстоятельствах следует, что оценщик М.Н.И. отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.
Согласно данному отчёту по состоянию на 11 июля 2018 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> составляет 5 208 932, 20 рублей.
Отчёт оценщика отвечает требованиям пунктов 8, 11 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (далее – ФСО № 1), утверждённого приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 № 297, т.к. рыночная стоимость объекта недвижимости определена на дату, на которую установлена кадастровая стоимость, оценщик мотивировал избрание сравнительного подхода.
Отчёт оценщика соответствует принципам существенности информации, используемой оценщиком, её подтверждаемости, однозначности толкования полученных результатов. В отчёте обоснован выбор подходов и методов оценки, приведена последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведены соответствующие расчеты, изложенная логика процесса определения стоимости и соответствие выбранного оценщиком метода (методов) объекту оценки, определяемому виду стоимости и предполагаемому использованию результатов оценки, понятна, копии документов, использованных оценщиком, приобщены к отчёту, в тексте отчёта имеются ссылки на источники информации и копии документов и материалов, что соответствует требованиям пунктов 5, 8, 10, 11 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке» (далее – ФСО № 3), утверждённого приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 299.
В соответствии с положениями пунктов 10, 11 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (далее – ФСО № 7), утверждённого приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 г. № 611, оценщиком исследован рынок в тех сегментах, к которым относится фактическое использование оцениваемого объекта, принцип достаточности объёма исследований оценщиком соблюден, анализ рынка недвижимости выполнен в последовательности, предусмотренной пунктом 11 ФСО № 7.
Доказательств, опровергающих выводы отчёта об оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества, ни административный ответчик, ни заинтересованные лица не представили, равно как и не заявили ходатайство о назначении судебно-строительной экспертизы с целью определения рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что отчёт оценщика соответствует требованиям, содержащимся в Законе об оценочной деятельности, федеральных стандартах оценки № 1, № 2 № 3, № 7, и отсутствуют основания для признания отчёта оценщика недостоверным и недопустимым доказательством.
При изложенных обстоятельствах суд не усматривает оснований для несогласия с отчётом оценщика и он может быть принят в целях установления рыночной стоимости земельного участка на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Соответственно, административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№>, равной его рыночной стоимости, подлежит удовлетворению.
Как уже указывалось ранее, сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> внесены в Единый государственный реестр недвижимости 11 июля 2018 г.
29 ноября 2019 г. Семелев В.Н., Семелев А.Н., Ромашкина Д.Г. подали в Верховный Суд Республики Мордовия заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> по состоянию на 11 июля 2018 г.
Исходя из этого и на основании части пятой статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда, могут применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, то есть с 1 января 2019 г.
При этом с учётом положений части десятой статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда, могут применяться по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьёй 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ.
Об этом должно быть указано в резолютивной части решения суда.
Кроме того, в резолютивной части решения суда должна быть указана дата подачи административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости в суд – 29 ноября 2019 г., сведения о которой подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и частью 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности. Об этом судам даны соответствующие разъяснения в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».
В пункте 7 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии пунктами 11, 12, 13.7 Устава федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», утверждённого приказом Росреестра от 1 сентября 2011 г. № П/331, указанное учреждение находится в ведении Росреестра и к предмету его деятельности относится осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учёту объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, государственной кадастровой оценке, оказание государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учёта недвижимого имущества, а также определение кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
При таких обстоятельствах, по смыслу вышеприведённых норм и разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации, органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, и надлежащим административным ответчиком по настоящему административному иску является федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Поскольку кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости определена ФГБУ «ФКП Росреестра» в соответствии со статьёй 24.19 Закона об оценочной деятельности, то административный иск к ФГБУ «ФКП Росреестра» подлежит удовлетворению путём установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> равной его рыночной стоимости на 11 июля 2018 г. в размере 5 208 932,20 рублей.
С учетом изложенного суд удовлетворяет административное исковое заявление Семелева В.Н., Семелева А.Н., Ромашкиной Д.Г. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Руководствуясь статьями 174, 180, 249, 297, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление Семелева В.Н., Семелева А.Н., Ромашкиной Д.Г. к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты придорожного сервиса, общей площадью 3521 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 11 июля 2018 г. в размере 5 208 932,20 (пять миллионов двести восемь тысяч девятьсот тридцать два) рублей.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 г. по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или определения кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с действующим законодательством.
Датой подачи заявления Семелева В.Н., Семелева А.Н., Ромашкиной Д.Г. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, сведения о которой подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости, считать 29 ноября 2019 г.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия Л.И. Середа
Мотивированное решение суда составлено 16 января 2020 г.