№ 2а-469/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Пермь 28 февраля 2019 г.
Индустриальный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Перевалова А.М.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному иску инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к Фаррахову Д. Н. о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> (далее – инспекция, административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Фаррахову Д. Н. (далее – административный ответчик, налогоплательщик) о взыскании земельного налога за 2016 г. в размере 22 421 руб., пени по земельному налогу в размере 55,49 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 2,43 руб.
Требования мотивированы тем, что административный ответчик является плательщиком земельного налога, поскольку имеет в собственности земельные участки, расположенные по адресам: <адрес> (кадастровый №) и <адрес>, (кадастровый №).
Указанные земельные участки относятся к категории – земли, расположенные на территории <адрес>, что согласно Положению «О порядке уплаты земельного налога на территории <адрес>», утвержденному решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, соответствует процентной ставке – 1,5 % и 0,10.
Инспекцией административному ответчику начислен земельный налог за 2016 г. в размере 22 421 руб.
В соответствии со ст. 400 НК РФ административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку имеет (имел) в собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, доля в праве 97/100, инвентаризационная стоимость на 2016 г. составляет 419 429 руб.; строение, расположенное по адресу: <адрес>, доля в праве 1, инвентаризационная стоимость на 2016 г. составляет 326 514 руб.
Инспекцией административному ответчику начислен налог на имущество физических лиц в размере 1 794 руб.
Инспекцией в адрес налогоплательщика сформировано и направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ с установленным сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Налогоплательщиком в установленный срок земельный налог и налог на имущество не был уплачен, что подтверждается выпиской из лицевого счета налогоплательщика.
В связи с тем, что налогоплательщиком допущены случаи не уплаты налога на имущество и земельного налога, инспекцией в соответствии со ст. 75 НК РФ ответчику начислены пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей в этот период, от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки.
Таким образом, размер пени, начисленных на недоимку по налогу на имущество, составляет 2,43 руб., пени по земельному налогу – 55,49 руб.
В установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога и пени не уплачены, налогоплательщику в соответствии со ст. ст. 45, 69, 70 НК РФ направлено требование об уплате налога и пени: № от ДД.ММ.ГГГГ с добровольным сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неуплатой в установленный срок инспекцией подано заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с должника суммы земельного налога, налога на имущество физических лиц и пени.
ДД.ММ.ГГГГ выдан судебный приказ о взыскании спорных сумм, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Индустриального судебного района <адрес> вынесено определение об отмене судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу и пени на общую сумму 22 478,92 руб. по заявлению административного ответчика.
До настоящего времени недоимка по земельному налогу и начисленные пени по земельному налогу и налогу на имущество в бюджет не уплачены, что подтверждается выпиской из лицевого счета и данными налогового обязательства.
На основании изложенного административный истец просит взыскать с административного ответчика земельного налога за 2016 г. в размере 22 421 руб., пени по земельному налогу в размере 55,49 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 2,43 руб. (л.д.3-4)
Административный истец сведений о погашении задолженности не представил, его представитель просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указав, что задолженность административным ответчиком не погашена.
Административный ответчик надлежащим образом извещен, в судебное заседание не явился, никаких документов не представил, свою позицию в письменном виде не выразил.
Исследовав материалы дела, дела № о выдаче судебного приказа, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщик является плательщиком земельного налога, поскольку имеет (имел) в 2016 г. в собственности земельные участки, расположенные по адресам: <адрес> (кадастровый №) и <адрес>, (кадастровый №).
Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет.
В соответствии со статьей 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать установленные НК РФ предельные значения в зависимости от различных категорий земельных участков.
Пунктом 2 Положения «О порядке уплаты земельного налога на территории <адрес>», утвержденного решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) (далее – Положение), предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:
0,1 процента в отношении земельных участков:
предоставленных физическим лицам или приобретенных физическими лицами для индивидуального жилищного строительства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса);
0,2 процента в отношении земельных участков:
предоставленных или приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; (в ред. решения Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 153)
предоставленных (приобретенных) под индивидуальные гаражи, а также под гаражи в гаражно-строительных, гаражно-эксплуатационных и иных гаражных кооперативах, овощные ямы (индивидуальные и в кооперативах овощных ям); (в ред. решений Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 160, от ДД.ММ.ГГГГ N 210);…
1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4416078:18 начислен налог в размере 21 926 руб. Однако налог исчислен неправильно, поскольку инспекцией применена налоговая ставка 1,5 %. Между тем в соответствии с целевым назначением этого земельного участка: для размещения индивидуальных гаражей – налоговая ставка согласно приведенному пункту 2 Положения составляет 0,2 %, а не 1,5%, как ошибочно указано инспекцией. Следовательно, размер земельного налога составляет 2 923,45 руб., округленно 2 923 руб. (пункт 6 статьи 52 НК РФ сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.).
В отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4613917:29, разрешенное использование – для объектов жилой застройки – начислен налог в размере 495 руб. из расчета - 1 187 220 (кадастр. стоимость) * 5/12 (доля в праве)* 0,1 % (ставка налога) : 12 месяцев * 12 мес. владения) = 494,67 руб., округленно 495 руб.
Всего земельный налог за 2016 г. составил 3 418 руб. Эта сумма подлежит взысканию с налогоплательщика.
В соответствии со ст. 400 НК РФ у административного ответчика существует обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, поскольку налогоплательщик имел в собственности в 2016 г. квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, доля в праве 97/100, инвентаризационная стоимость на 2016 г. составляет 419 429 руб.; строение, расположенное по адресу: <адрес>, доля в праве 1, инвентаризационная стоимость на 2016 г. составляет 326 514 руб.
На основании пункта 2 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 402 НК РФ предусмотрено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации … устанавливает в срок до ДД.ММ.ГГГГ единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
На основании статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории <адрес> порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории <адрес> порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с ДД.ММ.ГГГГ
Следовательно, налоговая база по налогу на имущество в <адрес> за налоговый период 2016 г. определяется исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.
В силу пунктов 1 и 4 статьи 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований … в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования …, в следующих пределах:
Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) |
Ставка налога |
До 300 000 рублей включительно |
До 0,1 процента включительно |
Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно |
Свыше 0,1 до 0,3 процента включительно |
Свыше 500 000 рублей |
Свыше 0,3 до 2,0 процента включительно |
Таким образом, представительный орган местного самоуправления вправе определять налоговые ставки до 2 процентов включительно, исходя из суммарной стоимости объектов налогообложения, превышающей 500 000 руб.
Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О налоге на имущество физических лиц на территории <адрес>» установлены ставки налога в отношении объектов налогообложения в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, исчисленной с учетом коэффициента-дефлятора в размере 0,2 %, если инвентаризационная стоимость жилого дома, жилого помещения (квартиры, комнаты) составляет свыше 300 000 до 500 000 руб. и 0,3 %, если инвентаризационная стоимость иного строения, помещения и сооружения составляет свыше 300 000 до 500 000 руб.
Инвентаризационная стоимость квартиры на 2016 г. по данным инспекции составляет свыше 300 000 до 500 000 руб., поэтому применяется коэффициент 0,2 %. Следовательно, инспекцией обоснованно начислен налог за 2016 г. в размере 1794 руб., что подтверждается проверочным расчетом: 419 429 (стоимость квартиры) * 97/100 (доля в праве) * 0,2 % * 1 (период владения 12 мес./12 мес.) = 813,69 руб., округленно 814 руб. + (326 514 (стоимость строения) * 1 (доля в праве) * 0,3 % * 1 (период владения 12 мес./12 мес.) = 979,54 руб., округленно 980 руб.
Инспекцией сформировано и направлено в адрес налогоплательщика налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о начислении налога на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 1 794 руб., земельного налога за 2016 г. в размере 22 421 руб. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10). Суд отмечает, что налоговое уведомление передано инспекцией в электронной форме путем размещения в личном кабинете административного ответчика, что соответствует положениям пункта 4 статьи 52 НК РФ и подтверждается скриншотом содержания документов из личного кабинета налогоплательщика (в конце дела).
В связи с тем, что налогоплательщиком допущены случаи не уплаты налога на имущество инспекцией в соответствии со ст. 75 НК РФ административному ответчику начислены пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей в этот период, от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки.
Пунктом 1 статьи 409 НК РФ, пунктом 1 статьи 409 НК РФ установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога и пени не уплачены, налогоплательщику в соответствии со ст. ст. 45, 69, 70 НК РФ направлено требование об уплате налога и пени: № от ДД.ММ.ГГГГ с добровольным сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (при этом в требовании по налогу на имущество указана сумма 980 руб.) (л.д. 11). Требование также передано инспекцией в электронной форме путем размещения в личном кабинете административного ответчика, что соответствует положениям пункта 6 статьи 69 НК РФ и подтверждается скриншотом содержания документов из личного кабинета налогоплательщика (в конце дела).
Налог на имущество за 2016 г. в размере 980 руб. по сведениям инспекции налогоплательщиком оплачен ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14). Размер пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. исходя из недоимки 980 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 2,43 руб. (л.д. 12). Расчет пени судом проверен и признан правильным.
Между тем в связи с неправильным исчислением земельного налога за 2016 г. суд считает, что размер пени, начисленных на недоимку по земельному налогу, исчислен инспекцией неправильно, расчет: 1/300 * 8,25 % (ставка ЦБ РФ) : 100 * 3 418 (размер недоимки) * 9 день (период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) = 8,46 руб.
В установленный срок и до настоящего времени земельный налог за 2016 г. и пени в бюджет не уплачены, что подтверждается выпиской из лицевого счета и данными налогового обязательства. Доказательств возникновения задолженности в меньшем размере или ее отсутствие суду налогоплательщиком не представлено.
Срок на обращение в суд не пропущен.
Порядок взыскания обязательных платежей соблюден.
Административный истец, будучи государственным органом, в силу подпункта 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины в минимальном размере 400 руб., определяемой по правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, расчет: 3 428,89 (требов. удовлет.) * 874,37 (полный размер госпошлины) : 22 478,92 (цена иска) = 133,37 руб., но не менее 400 руб.), в связи с чем эти расходы, понесенные судом при рассмотрении дела, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от их уплаты в доход местного бюджета, согласно части 1 статьи 114 КАС РФ, абзаца двадцать шестом статьи 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), абзаца 8 пункта 2 статьи 61.1 БК РФ, правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» о том, что при разрешении коллизий между указанной нормой права (частью 1 статьи 114 КАС РФ) и положениями БК РФ судам необходимо руководствоваться положениями БК РФ как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 179-180, 293-294 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
административный иск удовлетворить частично.
Взыскать с Фаррахова Д. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, в пользу инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> земельный налог за 2016 г. в размере 3 418 руб., пени по земельному налогу за 2016 г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8,46 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2,43 руб.
Всего 3 428,89 руб.
Взыскать в доход местного бюджета с Фаррахова Д. Н. государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья – подпись – А.М. Перевалов