Дело 2-620/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2019 года <адрес>
Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Казаватова А.А., при секретаре - Атаевой Г.М.,
с участием помощника прокурора <адрес> - Семедова Д.Ш., представителя ответчика по доверенности - Айгумова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора <адрес>, в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «сельсовет Губденский» о понуждении к совершению действий, направленных на устранение нарушений законодательства в сфере информационных технологий,
установил:
и.о. прокурора <адрес> обратился с вышеназванным иском по тем основаниям, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления <адрес> требований законодательства о противодействии коррупции, об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также в части принятия мер по предупреждению и пресечению коррупции. По результатам которой установлено, что деятельность администрации МО «сельсовет Губденский» <адрес> не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов, и органов местного самоуправления» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Так, в нарушение требований указанного законодательства, администрацией МО «сельсовет Губденский» <адрес> на момент проверки меры по предупреждению и пресечению коррупционных факторов не разработаны и не приняты, перечень информации о деятельности администрации МО «сельсовет Губденский» <адрес> в сети Интернет размещен не в полном объеме. При этом неисполнение администрацией МО «сельсовет Губденский» <адрес> требований, предусмотренных ФЗ № 273-ФЗ и ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ, нарушает интересы Российской Федерации, неопределенного круга лиц, делает недостижимыми задачи и неисполнимыми функции государства в сфере борьбы с коррупцией. Указанные обстоятельства препятствуют реализации гражданами своих конституционных прав и свобод. Указанные выше требования закона являются составной частью системы нормативно-правовых документов, позволяющих демократизировать деятельность органов местного самоуправления и пресечь возможные коррупционные моменты в их деятельности. Потому просит суд обязать администрацию МО «сельсовет Губденский» <адрес> привести разработанный интернет сайт в соответствие с требованиями ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления» и ч. 4 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; разработать план и принять меры по предупреждению и противодействию коррупции в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Семедов Д.Ш. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить в полном объёме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации МО «сельсовет Губденский» <адрес> Айгумов А.А., действующий по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в суде заявленные прокурором требования признал полностью, просил их удовлетворить.
Выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц.
Целью указанных мероприятий является повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления для всех категорий граждан, организаций и институтов гражданского общества и повышение качества административно-управленческих процессов за счет обеспечения прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Статья 3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ в качестве одного из принципов правового регулирования отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, закрепляет принцип открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободного доступа к такой информации, кроме случаев, установленных федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
В силу ч. 4 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ не может быть ограничен доступ к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; информации о состоянии окружающей среды; информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 227-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» на органы местного самоуправления возложены обязанности размещать в сети Интернет иную информацию, в дополнение к перечню сведений, указанных в ст.13 Федерального закона № 8-ФЗ.
В связи с этим Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в Федеральный закон № 149-ФЗ внесены изменения в части конкретизации обязанностей органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению доступа, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке. Статьей 8 Закона гарантировано право на получение бесплатно информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенной такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления является одним из основных принципов противодействия коррупции.
На основании п. 7 ст. 7 указанного закона основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является, в том числе, обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ в целях противодействие коррупции федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий принимают меры:
- по предупреждению коррупции, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
- по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
- по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ одним из основных принципов противодействия коррупции является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Федеральный закон № 273-ФЗ дополнен статьей 13.3, которая устанавливает следующее:
- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- сотрудничество организации с правоохранительными органами;
- разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
- принятие кодекса этики и служебного поведения работников;
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (далее – Методические рекомендации). Методические рекомендации разработаны во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» с целью формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения администрацией МО «сельсовет Губденский» <адрес> требований законодательства о противодействии коррупции, об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также в части принятия мер по предупреждению и пресечению коррупции, в ходе которой установлено не соответствие деятельности администрации требованиям федерального законодательства.
Так, установлено, что в нарушение требований законодательства, администрацией на момент проверки меры по предупреждению и пресечению коррупционных факторов не разработаны и не приняты, перечень информации о деятельности администрации МО «сельсовет Губденский» <адрес> в сети Интернет размещен не в полном объеме.
В частности, на сайте администрации МО «сельсовет Губденский» <адрес> в нарушение требований ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ не размещена следующая информация:
1) перечень подведомственных организаций, сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты, номера телефонов справочных служб подведомственных организаций (п. «г» подп. 1);
- сведения о руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них) (п. «д» подп. 1);
2) информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления (подп. 2 п. 1 ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ), а именно:
- сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
- тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительный орган муниципального образования (п. «б» подп. 2);
- информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. «в» подп. 2);
- установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;
- порядок обжалования муниципальных правовых актов;
3) информация об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления (подп. 3 п. 1 ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ);
4) информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (подп. 4 п. 1 ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ);
5) информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях (подп. 5 п. 1 ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ);
6) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления (п. «а» подп. 7);
7) сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств (п. «б» подп. 7);
8) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (п. «в» подп. 7);
9) информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления (подп. 8 п. 1 ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ), а именно:
- порядок поступления граждан на муниципальную службу;
- сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления (п. «б» подп. 8);
- квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы (п. «в» подп. 8);
- условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы (п. «г» подп. 8);
- номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления (п. «д» подп. 8);
В нарушение ч. 4 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» на сайте не размещен перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг.
Доказательств обратного, ответчиком суду не представлено.
Неисполнение администрацией МО «сельсовет Губденский» <адрес> требований, предусмотренных ФЗ № 273-ФЗ и ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ, нарушает интересы Российской Федерации, неопределенного круга лиц, делает недостижимыми задачи и неисполнимыми функции государства в сфере борьбы с коррупцией. Указанные обстоятельства препятствуют реализации гражданами своих конституционных прав и свобод. Указанные выше требования закона являются составной частью системы нормативно-правовых документов, позволяющих демократизировать деятельность органов местного самоуправления и пресечь возможные коррупционные моменты в их деятельности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные и.о. прокурором <адрес> требования подлежат удовлетворению.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая объём работы по исковым требованиям, суд считает, что заявленный истцом срок исполнения обязанности отвечает принципу разумности и достаточности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования и.о. прокурора <адрес>, удовлетворить
Обязать администрацию муниципального образования «сельсовет Губденский» <адрес> в течение 2 месяцев с момента вступлениярешениясудав законную силу, привести разработанный интернет сайт в соответствие с требованиями ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления» и ч. 4 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» путем размещения следующей информации и документов:
- перечня подведомственных организаций, сведений об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты, номера телефонов справочных служб подведомственных организаций;
- сведений о руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них);
- сведений о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
- текстов проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительный орган муниципального образования;
- информации о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- информации о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
- информации о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях;
- статистических данных и показателей, характеризующих состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления;
- сведений об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;
- сведений о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
- порядка поступления граждан на муниципальную службу;
- сведений о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;
- квалификационных требований к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
- условий и результатов конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
- номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления;
- фамилии, имени и отчества должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;
- обзоров обращений граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах;
- перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг.
Обязать администрацию муниципального образования «сельсовет Губденский» <адрес> в течение 2 месяцев с момента вступлениярешениясудав законную силу, разработать план и принять меры по предупреждению и противодействию коррупции в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан через Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: А.А. Казаватов