Дело в суде первой инстанции № 2а-8589/2019.
Дело № 33а-1290/2020.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего судьи: Коноплевой И.А.,
судей: Герасимовой О.В., Романовой И.А.
при секретаре: Цой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 марта 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Терентьевой О.А., Терентьевой Е.А. к Администрации города Хабаровска о признании незаконным постановления мэра от 25.07.2019 №2446 и возложении обязанности поставить административных истцов на соответствующий учет,
по апелляционной жалобе административных истцов Терентьевой О.А., Терентьевой Е.К. на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 26 ноября 2019 года,
заслушав доклад судьи Коноплевой И.А., пояснения представителя административных истцов Ратниковой Л.Ю., представителя администрации Караевой И.В.,
УСТАНОВИЛА:
Терентьева Е.К., Терентьева О.А. обратились в суд с административным иском к администрации г.Хабаровска в обоснование заявленных требований указав, что в квартире <адрес> административный истец Терентьева О.А. зарегистрирована с 1976 года, иного жилья я не имеет.
Дом деревянный, барачного типа, 1941 года постройки. В 2015 году в доме произошел пожар, с этого времени административные истцы в нем не проживают, поскольку это невозможно ввиду его непригодности для проживания. Собственником дома является администрация г.Хабаровска.
В феврале 2017 года межведомственной комиссией были выявлены основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. До настоящего времени никаких действий по реализации данного решения не предпринято.
В сентябре 2019 года независимый специалист ООО «Независимая экспертиза и оценка» установил, что техническое состояние дома - аварийное, в конструктивных элементах имеются повреждения и деформации, свидетельствующие об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, и крены, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта. Величина физического износа дома по состоянию на 2000 год составила 78%.
Кроме этого, имеется извещение от 19.04.2019 №2103 о том, что решением городской комиссии по признанию граждан малоимущими в целях постановки их на учет для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма от 19.04.2019 (протокол №6) Терентьева О.А. составом семьи 2 человека, признана малоимущей.
Постановлением администрации г.Хабаровск №2446 от 25.07.2019 истцам отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с тем, что заявителем представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Административные истцы считают, что отказывая им в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, административный ответчик нарушает жилищные права административных истцов, гарантированные ст.40 Конституции РФ.
Просили признать постановление мэра г.Хабаровск от 25.07.2019 №2446 об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, незаконным, возложить обязанность в постановке на соответствующий учёт.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 26 ноября 2019 года в удовлетворении требований Терентьевой О.А., Терентьевой Е.К. отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
Указывают, что выводы суда о том, что истцы не предоставили документы, подтверждающие право состоять на учете, противоречат фактическим обстоятельствам дела, подтвержденным доказательствами: факт признания административных истцов малоимущими, заключение межведомственной городской комиссии о том, что жилое помещение опасно для проживания, является аварийным. Наличие социальной нормы площади жилого помещения само по себе не свидетельствует о том, что у административных истцов не возникло право состоять на учете по иным основаниям.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу администрация г. Хабаровска просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. Указывает, что доводы, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1, 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Из материалов дела следует, что административные истцы Терентьева О.А. и Терентьева Е.К. зарегистрированы в квартире <адрес> с 18.11.1976 и 17.01.2002 соответственно, что подтверждается поквартирной карточкой и формой №36.
Указанное жилое помещение постановлением Главы Администрации г.Хабаровск от 08.12.1995 №4839 передано в муниципальную собственность, что подтверждается представленной стороной административного истца копией решения Краснофлотского районного суда г.Хабаровск от 14.08.2017 по делу №2-1448/2017 по иску Терентьевой О.А. к Администрации г.Хабаровска о признании нанимателем квартиры, вступившим в законную силу 01.11.2017.
29.11.2015 в доме по месту регистрации административных истцов в результате поджога произошел пожар, что подтверждается техническим заключением ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Хабаровскому краю» от 22.12.2015 №269/2015.
Согласно заключению межведомственной комиссии от 08.02.2017 №495 жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Решением городской комиссии о признании граждан малоимущими от 19.04.2019 (протокол №6) Терентьева О.А. составом семьи 2 человека признана малоимущей, что подтверждается извещением от 19.04.2019 №2103.
02.07.2019 Терентьева О.А. обратилась в управление жилищного фонда и приватизации жилья администрации г.Хабаровска с заявлением о принятии на учет её составом семьи из двух человек (она и Терентьева Е.К. ДД.ММ.ГГГГ г.рождения) в качестве граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, приложив к заявлению следующие документы: лицевой счет, справку о составе семьи, справку по форме, извещение о признании малоимущей, копию решения суда, справки БТИ. В качестве основания для постановки на учет указала – проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Постановлением Администрации г.Хабаровска от 25.07.2019 №2446 Терентьевой О.А. составом семьи два человека отказано в принятии на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, п.2 ч.6 ст.12 Закона Хабаровского края от 13.10.2005 №304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае», пп.3 п.2.8.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов и постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденного постановлением администрации г.Хабаровск от 08.04.2011 №971, то есть по причине предоставления документов, не подтверждающих нуждаемость.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно техническому паспорту от 18.11.2018 общая площадь жилого помещения составляет 67,0 кв.м, жилая площадь 48,8 кв.м.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления. Для отдельных категорий граждан законами субъектов РФ могут устанавливаться иные нормы предоставления и учетные нормы площади жилого помещения.
Под нормой предоставления понимается минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Учетная норма - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Хабаровской городской Думы от 19.07.2005 №109 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров и менее общей площади жилого помещения на 1 человека для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции пришел к выводу о том, что постановление мэра от 25.07.2019 №2446 о возложении обязанности поставить административных истцов на соответствующий учет не подлежит отмене, поскольку при его вынесении административный ответчик обоснованно пришел к выводу о том, что площадь жилого помещения административных истцов подлежит включению при расчете размера жилой площади на каждого члена семьи, что составляет на одного члена семьи более учетной нормы (67 / 2 =33,5 кв.м).
Кроме того, суд первой инстанции, проанализировав положения статей 14, 15, 51, 54 Жилищного кодекса РФ, пункты 7, 38 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», а также в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, обоснованно пришел к выводу, что жилое помещение – квартира <адрес> непригодной для проживания не признавалась.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что административным истцом не представлены документы, подтверждающие нуждаемость в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем, оснований для признания постановления мэра от 25.07.2019 № 2446 не имеется.
Выводы суда судебная коллегия находит правильным, поскольку они подробно мотивированы, подтверждены материалами дела, основаны на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств и полностью соответствуют требованиям действующего законодательства.
Довод апелляционной жалобы о том, что в заключении межведомственной комиссии указано, что жилое помещение опасно для проживания, является аварийным, является не обоснованным.
В материалах дела имеется заключение межведомственной комиссии № 495 от 08.02.2017 из которого следует, что комиссией принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции.
Доказательств того, что вышеназванное заключение межведомственной комиссии обжаловалось, отменено, либо на основании заключения ООО «Независимая экспертиза и оценка» межведомственной комиссией принято новое решение, которым жилой дом, либо квартира административного истца признаны непригодными для проживания, в материалы дела не представлены.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не учтен факт признания административных истцов малоимущими, не является основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку признание гражданина малоимущим не является безусловным основанием для постановки на гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Нарушений норм процессуального права, повлиявших на исход дела, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 26 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Терентьевой О.А., Терентьевой Е.К. - оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий: И.А. Коноплева
Судьи: О.В. Герасимова
И.А. Романова