РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
07 февраля 2018 года гор. Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Петровой С.А.,
при секретаре Шараповой Н.Ш.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зиновьева И.Н. к Федеральному казённому учреждению Исправительной колонии № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Карелия об обязании совершить определённые действия,
установил:
истец Зиновьев И.Н. обратился с иском к ответчику ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК по тем основаниям, что в период с 01.03.1995 года по 31.05.2016 года проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы. 31 мая 2016 г. был уволен по собственному желанию с должности начальника отряда отдела по воспитательной работе с осуждёнными ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК. Указанное учреждение расположено в Сегежском районе, отнесенном к районам Крайнего Севера. В период с 01.12.2014 по 31.05.2016 ему выплачивались ежемесячные поощрительные выплаты за прохождение службы в должности начальника отряда в размере 20 % от должностного оклада, ежемесячные премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей, разовая премия, доплаты за работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. При увольнении выплачено единовременное пособие в размере семи окладов и оклада по специальному званию, установленных на день увольнения. Однако в нарушение действующего законодательства на указанные выплаты не начислялись районный коэффициент 1,3 и процентная надбавка 50 % за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В связи с изложенным, истец просил обязать ответчика произвести доначисление и выплату денежного довольствия за период с 01.10.2014 по 31.05.2016 путём начисления районного коэффициента 1,3 и процентной надбавки 50 % за работу в местности, приравненной к района Крайнего Севера на дополнительные выплаты: ежемесячные поощрительные выплаты за особые достижения в службе в сумме 44 640 руб.; ежемесячные премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей - 97 200 руб.; разовую премию за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач - 64 000 руб.; доплаты за работу в ночное время - 2930,10 руб.; доплаты за работу в выходные и праздничные дни - 3685,76 руб.; единовременное пособие при увольнении из уголовно-исполнительной системы - 151 200 руб. Обязать ответчика произвести доначисление и выплату денежной компенсации за неиспользованный отпуск, выплаченной при увольнении со службы. Взыскать с ответчика компенсации морального вреда в сумме 3000 руб.
В последующем истец уточнил заявленные требования. Просил обязать ответчика произвести доначисление и выплату денежного довольствия за период с 01.12.2014 по 31.05.2016 путём начисления районного коэффициента 1,3 и процентной надбавки 50 % за работу в местности, приравненной к района Крайнего Севера на дополнительные выплаты: ежемесячные поощрительные выплаты за особые достижения в службе в сумме 44 640 руб.; ежемесячные премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей - 91 800 руб.; разовую премию за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач - 88 000 руб.; доплаты за работу в ночное время - 1659,95 руб.; доплаты за работу в выходные и праздничные дни - 14 417.67 руб.; денежную компенсацию за работу сверх нормального количества рабочих часов – 566,49 руб.; единовременное пособие при увольнении из уголовно-исполнительной системы - 151 200 руб. Обязать ответчика произвести доначисление и выплату денежной компенсации за неиспользованный отпуск, выплаченной при увольнении со службы. Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 3000 руб.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Карелия.
Истец Зиновьев И.Н. в судебном заседании не участвовал, о месте рассмотрения дела извещён. Представитель истца, действующая на основании доверенности Шибкова Н.В., в судебном заседании заявленные требования поддержала. Пояснила, что приказом ФСИН России от 27.05.2013 № 269 предусмотрен специальный срок давности, в связи с чем, доводы ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд полагала несостоятельными.
В судебном заседании представитель ответчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК, действующая на основании доверенности Березина О.А., заявленные требования не признала. Полагала, что истцом срок обращения в суд с настоящим иском пропущен.
В судебном заседании представитель третьего лица УФСИН России по РК, действующая на основании доверенности Демидова С.А., полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец Зиновьев И.Н. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы в должности начальника отряда отдела по воспитательной работе ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК. Приказом УФСИН России по РК от 06.05.2016 № 169-л/с уволен со службы 31.05.2016.
В спорный период с 01.12.2014 по 31.05.2016 истцу начислялись и выплачивались: ежемесячная поощрительная выплата за особые достижения в службе в общем размере 55 800 руб.; ежемесячные премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей - 121 500 руб.; разовые премии за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач - 110 000 руб.; доплаты за работу в ночное время – 2074,94 руб.; доплаты за работу в выходные и праздничные дни - 18 022,09 руб.; денежную компенсацию за работу сверх нормального количества рабочих часов – 708,11 руб., единовременное пособие при увольнении из уголовно-исполнительной системы - 189 000 руб.
Указанные выплаты произведены истцу без учёта районного коэффициента и процентной надбавки за службу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Служба в органах уголовно-исполнительной системы является особым видом федеральной государственной службы, а поэтому льготы в связи с прохождением службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предоставляются в соответствии с нормативными актами, регулирующими служебные отношения с данной категорией лиц.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» уголовно-исполнительная система включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых.
Статьей 24 указанного Закона установлено, что к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются законодательством Российской Федерации о труде и правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 283-ФЗ).
Статьёй 2 Федерального закона № 283-ФЗ установлено, что денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат. Сотрудникам устанавливаются, в том числе дополнительные выплаты: премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; поощрительные выплаты за особые достижения в службе; коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдалённых местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации, премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей из расчёта трёх окладов денежного содержания в год выплачиваются в порядке, который определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники; поощрительные выплаты за особые достижения в службе в размере до 100 % должностного оклада в месяц устанавливаются в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
В силу п. 15. ст. 2 Федерального закона № 283-ФЗ к денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдалённых, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Для применения указанных коэффициентов и процентных надбавок в составе денежного довольствия учитываются: 1) должностной оклад; 2) оклад по специальному званию; 3) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); 4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; 5) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; 6) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (п. 18 ст. 2 Федерального закона № 283-ФЗ).
Приказом ФСИН России от 27.05.2013 № 269 утверждён Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы.
В п. 48 указанного Порядка содержатся аналогичные положения для применения районных коэффициентов и процентных надбавок за службу в районах Крайнего Севера в составе денежного довольствия, предусмотренные п. 15 ст. 2 Федерального закона № 283- ФЗ.
Порядок применения коэффициентов и выплаты процентных надбавок, указанных в п. 15 настоящей статьи, и размеры таких коэффициентов и процентных надбавок определяются Правительством РФ (п. 16 ст. 2 Федерального закона № 283-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчёта денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдалённых местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях» сотрудникам, проходящим службу в Сегежском районе Республики Карелия установлены размер районного коэффициента – 1,3 (п. 7 приложения к указанному постановлению), процентная надбавка за службу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере до 50 % (п. 20 приложения к указанному постановлению).
Поскольку федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими прохождение федеральной государственной службы соответствующего вида, общие правила применения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, не определены, на сотрудников уголовно-исполнительной системы действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется в соответствии с ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ.
Согласно ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе.
В судебном заседании установлено, что истец являлся сотрудником уголовно-исполнительной системы, проходил службу на основании заключённого контракта.
В связи с чем, применение положений Трудового кодекса РФ к возникшим между сторонами отношениям в связи с прохождением службы возможно в том случае, если эти отношения не урегулированы нормами права. Вместе с тем, порядок обеспечения сотрудников, проходящих службу в органах уголовно-исполнительной системы, денежным довольствием урегулирован федеральным законом и принятыми во исполнение подзаконными нормативными актами.
Статьёй 1 Закона РФ 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что действие настоящего Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем.
Указанный Закон не распространяет свое действие на сотрудников уголовно-исполнительной системы, проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Исходя из изложенных правовых норм, ежемесячные поощрительные выплаты за особые достижения в службе, премии, доплаты за выполнение обязанностей в ночное время, в выходные нерабочие праздничные дни входят в состав денежного довольствия уголовно-исполнительной системы. При этом Федеральным законом № 283-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1237, приказом ФСИН России от 27.05.2013 № 269 не предусмотрено применение районного коэффициента и процентной надбавки при начислении указанных выплат.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований в части возложения на ответчика обязанности произвести доначисление и выплату денежного довольствия за период с 01.12.2014 по 31.05.2016 путём начисления районного коэффициента 1,3 и процентной надбавки 50 % за работу в местности, приравненной к района Крайнего Севера на дополнительные выплаты: ежемесячные поощрительные выплаты за особые достижения в службе в сумме 44 640 руб.; ежемесячные премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей - 91 800 руб.; доплаты за работу в ночное время – 1659,95 руб.; доплаты за работу в выходные и праздничные дни - 14 417,67 руб.; денежную компенсацию за работу сверх нормального количества рабочих часов – 566,49 руб., не имеется.
Разрешая вопрос в части возложения на ответчика обязанности произвести доначисление и выплату единовременного пособия при увольнении из уголовно-исполнительной системы путём начисления районного коэффициента 1,3 и процентной надбавки 50 % за работу в местности, приравненной к района Крайнего Севера, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленный требований в этой части исходя из следующего.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона № 283-ФЗ сотрудникам, общая продолжительность службы в учреждениях и органах которых составляет 20 л. и более при увольнении со службы в учреждениях и органах выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания.
При увольнении Зиновьеву И.Н. произведена выплата единовременного пособия в размере семи окладов денежного содержания в связи с тем, что его стаж на момент увольнения составил 23 г. 10 мес. 02 дн.
Исходя из изложенных правовых норм, право на единовременное пособие возникает только при увольнении сотрудника со службы, не входит в состав денежного довольствия, выплачивается однократно, рассчитывается с применением оклада денежного содержания.
При этом Федеральным законом № 283-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1237, приказом ФСИН России от 27.05.2013 № 269 не предусмотрено применение районного коэффициента и процентной надбавки при начислении единовременного пособия при увольнении.
Суд также приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований в части возложения на ответчика обязанности произвести доначисление и выплату разовой премии за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач путём начисления районного коэффициента 1,3 и процентной надбавки 50 % за работу в местности, приравненной к района Крайнего Севера, исходя из следующего.
Согласно п. 7 приложения № 2 приказа ФСИН России от 27.05.2013 № 269 в пределах средств, выделенных на выплату денежного довольствия (за счёт экономии денежных средств), сотрудникам (в том числе зачисленным в распоряжение) могут дополнительно выплачиваться разовые премии за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач.
Таким образом, разовые премии не включены в состав денежного довольствия, начисляются в виде конкретной суммы, размер которой зависит от размера экономии денежных средств, Федеральным законом № 283-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1237, приказом ФСИН России от 27.05.2013 № 269 применение районного коэффициента и процентной надбавки при начислении разовых премий не предусмотрено.
В связи с тем, что заявленные истцом выплаты произведены истцу в соответствии установленными требованиями, не подлежат удовлетворению исковые требования о возложении на ответчика обязанности по доначислению и выплате истцу денежной компенсации за неиспользованный отпуск, выплаченной при увольнении со службы.
В связи с тем, что ответчиком нарушений трудовых прав истца не допущено, отсутствуют основания и для взыскания с ответчика компенсации морального вреда в порядке, предусмотренном ст. 237 Трудового кодекса РФ.
Суд находит заслуживающим внимания довод ответчика и третьего лица о пропуске истцом срока на обращение в суд с настоящим иском.
Согласно ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Пунктом 8 приложения № 1 приказа ФСИН России от 27.05.2013 № 269 предусмотрено, что выплата сотрудникам денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число.
Пунктом 23 порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы перерасчёт денежного довольствия производится в следующих случаях: 1) при предоставлении сотрудниками или поступлении в учреждения и органы УИС документов, подтверждающих ранее не известные и не учтённые в личных делах периоды службы сотрудников. При этом денежное довольствие во вновь установленных размерах выплачивается за всё подтверждённое время, но не более чем за три года; 2) если денежное довольствие сотрудникам выплачивалось в меньших, чем следовало, размерах, но не более чем за три года, предшествующих дню установления недоплаты или предъявления претензии (гражданского иска).
При этом п. 23 указанного порядка не содержит указание на сроки обращения в суд.
Таким образом, учитывая положения ст. 392 Трудового кодекса РФ, сроки выплаты денежного довольствия сотрудникам уголовно-исполнительной системы, дату обращения истца в суд (19.12.2017), суд приходит к выводу о том, что срок для обращения в суд с настоящим иском истёк 01.06.2017. Обстоятельства, свидетельствующие о наличии уважительных причин пропуска истцом срока исковой давности, в материалах дела отсутствуют, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. Доводы стороны истца о том, что истец узнал о нарушенном праве только из расчётных листков, которые он получил в связи с подготовкой иска в суд, суд находит несостоятельными по основаниям, изложенным в ч. 2 ст. 392 Трудового кодекса РФ, ставящим в зависимость сроки обращения в суд от сроков выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Зиновьева И.Н. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья С.А. Петрова
Справка: решение в окончательной форме
в порядке ч. 2 ст. 199 ГПК РФ изготовлено 12.02.2018.