Дело № 2а-494/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Дагестанские Огни 17 февраля 2020 г.
Городской суд г. Дагестанские Огни РД в составе:
председательствующего судьи Магамедова Ш.М.,
при секретаре Ахмедовой Э.А., помощнике судьи Мурадове А.Н.,
с участием представителя административного ответчика – межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Дагестан – Мустафаева Р.Э., действующего на основании доверенности №01-03/00062 от 14.02.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мирзахановой Ругии Рамазановны к межрайонной инспекции ФНС России №4 по Республике Дагестан о признании налогового органа утратившим возможность взыскания с нее задолженности по страховым взносам до 01.01.2017 в размере 94 422,19 руб. и пени в размере 33 988,39 руб., обязании списать указанную задолженность и исключить из лицевого счета,
у с т а н о в и л :
Мирзаханова Р.Р. обратилась в суд к межрайонной инспекции ФНС России №4 по Республике Дагестан с указанным административным иском.
В обоснование административного иска указала, что она 27.11.2007 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, а 03.10.2017 индивидуальная предпринимательская деятельность была прекращена.
Согласно сведениям, содержащимся в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам за ней числится задолженность по страховым взносам до 01.01.2017 в размере взнос 94 422,19 руб. и пеня 33 988,39 рублей.
В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное социальное и медицинское страхование, взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной oорганами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда РФ и органами Фонда социального страхования РФ недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда РФ, органами Фонда социального страхования РФ, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку указанная выше задолженность образована в предыдущие годы, к ней до 1 января 2017 года применялся порядок взыскания, предусмотренный Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», включающий следующие этапы администрирования.
В силу части 3 статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 статьи 18 Федерального закона. Положениями статьи 19 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 212-ФЗ.
Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов в соответствии со статьей 20 Федерального закона № 212- ФЗ.
Принудительное взыскание производится только после истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате страховых взносов, а также после установления факта отсутствия денежных средств на расчетных счетах или их недостаточности.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 212-ФЗ.
Заявление о взыскании может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
Решение о взыскании задолженности по страховым взносам за счет имущества заявителя органом контроля за уплатой страховых взносов не принималось. Учитывая время образования задолженности, положения части 1 ст. 47 НК РФ, и пропуск предельных сроков означает утрату налоговым органом возможности ее взыскания и является основанием для признания данной задолженности безнадежной к взысканию в соответствии со статьей 59 НК РФ.
В письменном отзыве на административное исковое заявление Мирзахановой Р.Р. начальник МРИ ФНС России №4 по РД указал, что 02.12.2019 налоговой инспекцией в отношении Мирзахановой Р. были произведены списания недоимки согласно ст. 11 ФЗ №436 от 28.12.2017 на общую сумму 100 373,79 рублей.
Административный истец Мирзаханова Р.Р., будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, и об уважительности причин своей неявки суду не сообщила.
Представитель административного ответчика – МРИ ФНС России №4 -Мустафаев Р.Э. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований Мирзахановой Р. В оставшейся части.
В своих объяснениях подтвердил, что налоговой инспекцией 02.12.2019 уже списаны задолженности административного истца по страховым взносам в сумме 100 373,79 рублей.
В настоящее время за Мирзахановой числится задолженность по страховым взносам до 01.01.2017 в сумме 19 142,43 руб. и пеня в размере 8 894,36 руб., которые также является безнадежными к взысканию и будут списаны налоговой инспекцией.
Заинтересованное лицо – Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда России по РД, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства, своего представителя в суд не направило.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика Мустафаева Р., изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично (часть 3).
На основании ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В период с 27.11.2007 по 03.10.2017 (согласно выписке из ЕГРИП) Каннаева З. была зарегистрирована в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и утратившего силу с 01 января 2017 года, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В силу части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. При этом обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится в зависимость от факта ведения предпринимательской деятельности и получения дохода.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 01 января 2017 года Закон N 212-ФЗ утратил силу. Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с указанной даты регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).
Как установлено статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в законную силу 29 января 2018 года, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в частности задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя (пункт 1).
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 01.11.2019 №302-ЭС19-10889.
Следовательно, исходя из смысла положений статьи 11 Закона N 436-ФЗ и статьи 14 Закона N 212-ФЗ списанию подлежат все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.
Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.
Статья 59 НК РФ устанавливает правила признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и списанию, что означает невозможность применения мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности, в связи с чем задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания, содержит открытый перечень обстоятельств, при наличии которых допускается признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию.
Так, согласно подпункту 4 пункта 1 названной статьи безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Из приведенных норм права следует, что прекращение обязанности налогоплательщика по уплате страховых взносов возможно на основании судебного акта, устанавливающего утрату налоговым органом возможности взыскания недоимки, пеней, штрафов, который может быть принят по итогам судебного разбирательства, возбужденного по инициативе плательщика страховых взносов.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Приказом ФНС России от 02.04.2019 N ММВ-7-8/164@ утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию.
Согласно данному Порядку налоговый орган оформляет справку о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, взыскание которых невозможно, в течение пяти рабочих дней со дня получения (формирования) документов, подтверждающих наличие случаев, установленных пунктами 1, 4 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (п.3 Порядка).
Органы, в компетенцию которых входит оформление Справки о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, взыскание которых невозможно, и принятие решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, указаны в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (п.4).
Решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам принимается в течение одного рабочего дня со дня оформления справки, указанной в пункте 3 Порядка (п.5).
Как следует из пояснений представителя административного ответчика спорная задолженность, образовалась до 01.01.2017, в период, когда администрированием этих недоимок занималось УПФР по РД, которое своевременно требования об их взыскании не выставило, в настоящее время интереса к этому не проявляет, а у налогового органа нет возможности это сделать, в связи с чем фактически утрачена возможность взысканий задолженностей по этим недоимкам, в силу чего следует признать безнадежными к взысканию и подлежащими списанию задолженность в оставшейся части по страховым взносам в размере 19 142,43 руб. и пени в размере 8 894,36 руб.
Оценив установленные обстоятельства, с учетом анализа приведенных норм, поскольку часть задолженности Мирзахановой по страховым взносам в размере 100 373,79 уже списана налоговой инспекцией, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований Мирзахановой и считает, что оставшаяся у нее задолженность по страховым взносам в размере 19 142,43 руб. и пени в размере 8 894,36 руб. в силу закона должна быть признана безнадежной к взысканию и подлежит списанию.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административные исковые требования Мирзахановой Ругии Рамазановны удовлетворить частично.
Признать межрайонную инспекцию ФНС России №4 по Республике Дагестан утратившей возможность взыскания с Мирзахановой Ругии Рамазановны задолженности по страховым взносам до 01.01.2017 в размере 19 142,43 руб. и пени в размере 8 036,79 руб.
Обязать межрайонную инспекцию ФНС России №4 по Республике Дагестан списать задолженность Мирзахановой Ругии Рамазановны по страховым взносам до 01.01.2017 в размере 19 142,43 руб. и пени в размере 8 894,79 руб.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД через городской суд г. Дагестанские Огни в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 19 февраля 2020 г.
Судья Магамедов Ш.М.