Дело № 2а – 554/2020
УИД 16RS0035-01-2020-000395-21
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 мая 2020 года г. Азнакаево
Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи – Исламова Р.Г.,
при секретаре – Зиннуровой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Азнакаевского городского прокурора Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц к Якупову Р.Р. о прекращении действия права управления транспортными средствами,
У С Т А Н О В И Л:
Азнакаевский городской прокурор Республики Татарстан обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Якупову Р.Р. о прекращении действия права управления транспортными средствами, указывая, что ответчик состоит на диспансерном учете <данные изъяты> с диагнозом <данные изъяты> Согласно заключению врачебной комиссии ГАУЗ «Азнакаевская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ № Якупов Р.Р. имеет медицинские противопоказания к управлению автотранспортными средствами. Управление автотранспортными средствами Якуповым Р.Р., страдающим <данные изъяты> создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни и здоровью граждан, либо причинение имущественного вреда, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства. Просит суд прекратить действие права административного ответчика на управление транспортными средствами в связи с состоянием его здоровья, которое препятствует безопасному управлению транспортными средствами, и изъять у ответчика водительское удостоверение серии <данные изъяты>
Старший помощник Азнакаевского городского прокурора Давлетшина Г.Х. в судебном заседании административное исковое заявление поддержала, просила удовлетворить.
Административный ответчик Якупов Р.Р. в ходе судебного заседания с иском согласился.
Представитель Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по РТ на судебное заседание не явился, был извещен.
Выслушав доводы участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08 ноября 1968 года установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Часть 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Статьей 24 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 23 этого же Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 377 от 28 апреля 1993 года "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" медицинскими противопоказаниями к управлению транспортными средствами являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Дополнительными противопоказаниями, в том числе является наркомания.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года N 1064 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, так к противопоказаниям относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, что соответствует группе кодов F10-F16, F18, F19 Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) - МКБ-10.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Якупов Р.Р. имеет водительское удостоверение серии <данные изъяты>
Согласно заключению врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ ГАУЗ «Азнакаевская ЦРБ» Якупов Р.Р. состоит на диспансерном учете у <данные изъяты> с диагнозом <данные изъяты> у Якупова Р.Р. имеются противопоказания к управлению транспортными средствами.
В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Право на управление транспортными средствами, соответственно и право на получение водительского удостоверения приобретают граждане, не имеющие ограничений к водительской деятельности, не страдающие алкоголизмом, наркоманией и токсикологией. Управление автотранспортным средством Якуповым Р.Р., страдающим <данные изъяты> создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни, здоровья граждан, либо причинения иного имущественного ущерба.
Поскольку административный ответчик на сегодняшний день с диспансерного учета <данные изъяты> не снят, выставленный ему диагноз <данные изъяты> является противопоказанием к управлению им транспортными средствами, и может представлять угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, то суд приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.
На основании ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
С соблюдением требований п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, с учетом требований не имущественного характера, с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Азнакаевского городского прокурора Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц к Якупову Р.Р. о прекращении действия права управления транспортными средствами удовлетворить.
Прекратить действие права Якупова Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ рождения, на управление автотранспортными средствами, подтвержденного водительским удостоверением серии <данные изъяты> посредством изъятия водительского удостоверения серии <данные изъяты> на имя Якупова Р.Р. и передачи в ОГИБДД ОМВД России по Азнакаевскому району.
Взыскать с Якупова Р.Р. государственную пошлину в размере 300 рублей в доход федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Азнакаевский городской суд со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: Исламов Р.Г.