38RS0034-01-2019-002495-95
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июля 2019г. Ленинский районный суд г. Иркутска в составе судьи ЯкушенкоИ.С. при секретаре Шергине А.А. с участие прокурора Касьянниковой А.Л. с участием административного истца ФИО6, представителя административного ответчика ФИО2, действующего на основании доверенности № от 21 июля 2019г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2477/2019 по административному исковому заявлению ФИО6 отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, регистрации кандидатом
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратилась в суд с административным иском к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва об отмене решения от 18 июля 2019 года № «Об отказе в регистрации ФИО6 кандидатом в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатного округу №», мотивируя свои требования тем, что 23 июня 2019г. уведомила окружную избирательную комиссию одномандатного округа № г. Иркутска о своем самовыдвижении кандидатом в депутаты Думы г. Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу№, представив заявление и соответствующие документы, подтверждающие сведения, изложенные в заявлении. 09 июля 2019ода в поддержку своего выдвижения представила подписные листы, протокол об итогах сбора подписей избирателей, сведения об изменениях данных о кандидате. 11 июля 2019г. ее оповестили, что в течение дня будет проведена экспертиза специалистом графологом ФИО9. В 15-00 часов проведена экспертиза, при этом экспертом не установлено ни одного нарушения или замечания. 16 июля 2019 года уведомили о проведении рабочей группы по вопросу проверки подписных листов. В присутствии истца рабочая группа в составе ФИО3, ФИО10, ФИО11,, Д.С..Собко, ФИО12, ФИО13 осуществила проверку подписных листов и выявило 17 нарушений. При этом эксперт ФИО916 июля 2019 года на проверке подписных листов отсутствовал. Однако ведомость подписных листов выдана ФИО6 17 июля 2019г. с подписью ФИО9
Признавая 12 подписных листов недействительными, вследствие нарушения требований, предусмотренных пп7 п9 ст. 61 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области, а именно в связи с тем, что подпись избирателя с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, окружная избирательная комиссия № указала, что формат записей дат в графе дата внесения подписи не соответствует предъявляемым требованиям в подписных листах №, 28, 30, 42, 55, 59, 65, 66, 67, 71. В указанных подписных листах при написании даты между цифрами отсутствуют точки, при написании даты внесения подписи день указан вместо двузначного числа однозначным, вместо четырехзначного числа год указан двузначным. Нарушение, предусмотренное пп7 п9 ст. 61 Закона Иркутской области «О муниципальных выборах в Иркутской области», выявленное в подписных листах избирателей касающиеся исправлений даты внесения их в подписной лист также предусмотрено в пп «е» п 6.4 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации от 12 июня 2002г. и является основанием признания подписей недействительными. Однако, комиссией не учтено, что согласно пп «е» п 6.4ст. 38 ФЗ от 12 июня2002г. в связи с названными обстоятельствами подписи могут и быть признаны недействительными исключительно на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей. Учитывая, что у эксперта отсутствовали замечания, что отражено в ведомости проверки подписных листов, заключение эксперта, подтверждающее внесение исправлений в подписном листе при написании дат, решение комиссии является незаконным. Кроме того, согласно п.5 ст. 38 ФЗ от 12 июня 2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и п 11 ст. 61 Закона 116-ОЗ не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющееся в сведениях об избирателе сокращение слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
В подписных листах 6 и 38 в столбце серия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина формат написания цифры «2», комиссия посчитала невозможным определить. При этом заключение эксперта, подтверждающего данный довод комиссии, отсутствует. При этом только в полномочия эксперта входит данный вопрос, в то время как при проверке подписей замечаний не возникало.
Признан недействительным подписной лист 61, в котором указана улица «Василия Ледовского», в то время как, по сведениям ОВМ № МУ МВД России улица носит название «Ледовского». Однако, согласно решению Думы г. Иркутска границы № избирательного округа входит улица «Василия Ледовского». Кроме того, в решении Избирательной комиссии города Иркутска от 10.04.2014г. «Об определении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Думы г. Иркутска» также указана улица «Василия Ледовского», в связи с чем, решение комиссии о признании недействительным подписного листа является незаконным. Поскольку из представленных 71 подписных листов 54 признаны достоверными, а 13 подписей незаконно признаны недействительными необоснованно, то основания для отказа в регистрации отсутствовали, поскольку необходимо количество голосов 65 имели место быть.
В судебном заседании административный истец поддержала заявленные требования по указанным в иске основаниям, пояснив суду, что в результате принятого ответчиком решения, лишена возможности заниматься предвыборной агитацией, что нарушает ее право быть избранной в Думу г. Иркутска
Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении заявленных требований отказать, указав, что вообще отсутствует предмет спора, поскольку указанное в административном исковом заявлении решение избирательной комиссией не выносилось. Кроме того, 21 июля 2019г. избирательной комиссией вынесено решение об исправлении технической ошибки, касающейся указания основании недействительности признания подписных листов.
Председатель окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва ФИО3, действующая на основании решения от 06.06.2019 года после перерыва в судебное заседание не явилась, ранее суду пояснила, что поскольку закон не предусматривает процедуру повторного пересмотра подписей, комиссия не пересматривала представленные административным истцом подписи. Однако, посчитали необходимым исправить технические ошибки в решении от 18 июля 2019г., допущенные комиссией при проверке подписей. Административный истец не была извещена о рассмотрении вопроса об исправлении технической ошибки, допущенной при вынесении решения 18 июля 2019 года об отказе ФИО6 в регистрации в качестве кандидата. Вынесенное решение об отказе ФИО6 в регистрации в качестве кандидата от 18 июля 2019года с учетом решения об исправлении технической ошибки от 21 июля 2019г. считает законным и обоснованным, в связи с чем, считает заявленные административным истцом заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Председателем избирательной комиссией города Иркутска ФИО14 поданы возражения на административное исковое заявление, в соответствии с которым считает решения окружной избирательной комиссии законным, поскольку количество подписей признанных недействительными из общего количества представленных не позволило собрать необходимых 65 подписей. При этом подписи, признанные недействительными не соответствуют установленным стандартам и ГОСТам: дата документа записывается в последовательности : день месяца, месяц, год одним из следующих способов: Арабскими цифрами, разделенными точкой:05.06.2016; словесно-цифровым способом: 5 июня 2016г. Даты, написанные в подписных листах ФИО6 имеют отклонения от указанного порядка написания даты, в связи с чем, имелись основания для отклонения указанных в решении ОИК подписей как действительных. Доводы истца, о том, что о том, что исправления в датах внесения подписей могут быть установлены только на основании заключения эксперта, основаны на неправильном толковании норм ФЗ от 12. 06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения(самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных Центральной избирательной комиссии от 13.06.2012, указано в каких случаях, подпись признается недействительной на основании заключения эксперта-почерковеда. Исправления в датах внесения подписей к таковым не относятся.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему
Выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица"
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом (быть избранным) на должность высшего должностного лица выдвигаются избирательным объединением, в случае, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации, - путем самовыдвижения (пункт 2 статьи 32 Федерального закона N 67-ФЗ).
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что это решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 1 статьи 35.1 Федерального закона N 67-ФЗ необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в названной статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Согласно статье 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1). Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей.
Частью 1 статьи 61 Закона Иркутской области от 11.11.2011 N 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» (далее - Закон Иркутской области № 116-ОЗ) определено, что количество проверяемых подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, и представленных в соответствующую избирательную комиссию для регистрации кандидата, устанавливается решением избирательной комиссии муниципального образования.
Пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований признания подписей избирателей недействительными, в том числе недействительными признаются:
- подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подпункт «е»);
- подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей (подпункт "ж").
Избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации (пункт 18 статьи 38 Федерального Закона N 67-ФЗ).
Перечень оснований отказа в регистрации кандидата установлен пунктом 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, в качестве которых федеральный законодатель предусмотрел, в том числе недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д"). Аналогичное основание отказа в регистрации кандидата установлено пунктом 7 части 1 статьи 63 Закона Иркутской области № 116-ОЗ.
Решением Думы города Иркутска от 13 июня 2019 года № 006-20-580917/19 «О назначении выборов депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва», которое официально опубликовано в газете «Иркутск официальный» от 14 июня 2019 года № 23(820), выборы депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва назначены на 8 сентября 2019 года.
Окружная избирательная комиссия одномандатного округа № по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва сформирована и ее состав определен решением Избирательной комиссии города Иркутска от 06 июня 2019 года №.
Решением Избирательной комиссии города Иркутска от 06 июня 2019 года № председателем Окружной избирательной комиссии одномандатного округа № по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва назначена ФИО3.
Судом установлено, что 09 июля 2019 года административным истцом подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы города Иркутск по одномандатному избирательному округу № по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва в порядке самовыдвижения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ, частью 2 статьи 56 Закона Иркутской области № 116-ОЗ количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей.
Решением избирательной комиссии города Иркутска от 06.06.2019 установлено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов, в частности, одномандатному избирательному округу № количество составляет 65 подписей(при возможности представления кандидатом 71 подписи) при этом проверке подлежат все представленные кандидатом подписи
Административным истцом в окружную избирательную комиссию № 09 июля 2019года представлены, в том числе, подписные листы с подписями избирателей в количестве 71, сброшюрованные в одну папку, протокол об итогах сбора подписей на одном листе; сведения об изменениях в данных о кандидате на 1 листах, что подтверждается выданным окружной избирательной комиссией подтверждением от 09 июля 2019 года.
Рабочей группой окружной избирательной комиссии одномандатного т избирательного округа № по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва по проверке соблюдения порядка выдвижения, правильности оформления документов, представленных кандидатами и достоверности содержащихся в них сведений и подписей избирателей, провела проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов и достоверности сведений и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представленных в поддержку кандидата ФИО6. Проверке подвергнута папка № листов папке 71, подпись в папке 71.
Согласно протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № ФИО6 16 июля 2019года в 18 час 30 мин. рабочей группой по проверке соблюдения порядка выдвижения, правильности оформления документов, представленных кандидатами и достоверности содержащихся в них сведений и подписей избирателей, установлено, что из общего количества представленных подписей 71 17 подписей признаны недействительными. При этом 54 подписи признаны достоверными.
Аналогичные сведения о количестве недостоверных и (или) недействительных подписей и нарушенных нормах Закона Иркутской области № 116-ОЗ отражены в ведомости проверки подписных листов от 16 июля 2019 года
Так, в подписных листах 6, 8,28, 30, 38, 42,55, 59,, 65, 66, 67, 71 выявлены нарушения пп 7п 9ст 61 Закона Иркутской Области «О муниципальных выборах», а именно подпись избирателя с исправлениями в датах их внесения в подписной лист. Нарушения выявлены рабочей группой. Решение принято путем голосования.
Подписные листы 12, 39, 58, 61, 64 содержат нарушения пп3 п9 ст. 61 Закона Иркутской области от 11.11.2011г.116-ОЗ « О муниципальных выборах» подпись избирателя с исправлениями в датах их внесения в подписной лист. При этом нарушения в подписных листах 12,, 39, 58, 61, 64 установлены в соответствии со справкой отделения № по вопросам миграции, которая была представлена в окружную избирательную комиссию.
Административным истцом не оспаривается законность признания недействительными и (или) недостоверными 5 подписей, указанных в итоговом протоколе проверки подписных листов 12, 15, 39, 58,64 и ведомости проверки подписных листов от 01 июля 2019 года.
18 июля 2019 года административным ответчиком на основании пункта 7 части 1 статьи 53 Закона Иркутской области № 116-ОЗ, то есть недостаточное количество достоверных подписей необходимых для регистрации кандидата, принято решение № об отказе в регистрации ФИО6 кандидатом в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №.
Представленное административным ответчиком решение окружной избирательной комиссии от 21 июля 2019 года о внесении технической ошибки в решение окружной избирательной комиссии № по своей сути не является таковым, поскольку фактически 21 июля 2019 года был произведен пересчет голосов избирателей в представленных административным истцом подписных листах и произведена переоценка оснований признания представленных подписей недействительными.
Принимая во внимание требования ст. 38
ст. 38, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 29.05.2019) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о том, что повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке, суд приходит к выводу о том, что решение окружной избирательной комиссии № от 21 июля 2019 года об изменении оснований признания подписей недействительными не может быть принято судом во внимание.
Кроме того, решение от 21 июля 2019г. принято за пределами установленного законом 10 дневного срока, без извещения административного истца.
Суд проверяет действительность подписей в подписных листах 6, 8, 12, 28, 30, 38, 42,55, 58, 59, 61, 64, 65, 66, 67, 71. в соответствии с решением окружной избирательной комиссией №.
В подписных листах 6, 8, 28, 30, 38, 42, 55, 59, 65, 66, 67, 71 выявлены нарушения подписи избирателя, совершенные с исправлениями в датах их внесения в подписной лист. Так, подписной лист 6 в отношении ФИО4 признан недействительным, поскольку при написании серии и номера паспорта первый знак серии паспорта указан как латинская буква «z». Аналогичная ситуация в подписном листе 38 ФИО5.
Однако доводы окружной избирательной комиссия не могут быть приняты во внимание, поскольку написание арабскими цифрами серии и номера паспорта связано с особенностями написания цифр каждым конкретным гражданином. При этом, в подписных листах, признанных действительными (подписной лист 10, 11, 14с, 16 и др) аналогичное написание арабских цифр. Кроме того, при проверке окружной избирательной комиссией№ подписей в системе ГАС «Выборы» в направленном запросе в отношении в отношении ФИО4 лист 6, ФИО5 лист 38 при написании серии и номера паспорта первый знак указан как цифра « 2», а не латинская буква «z».
В подписных листах 8, 28,30, 38, 42, 55, 59,65, 66, 67, 71 написании даты внесения подписи отсутствие разделительные точки, вместо обозначения дня внесения подписи двузначной цифрой указан однозначной цифрой вместо четырехзначного обозначения года, год указан двузначным числом.
Однако, подобное написание даты не является основанием для признания подписных листов недействительными, поскольку законодательство РФ, Иркутской области, не регламентирует порядок написания даты в подписных листах.
При этом, как следует из методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением ЦИК РФ от 13 июня 2012№128/986-6 подписи избирателей признаются недействительными при отсутствии каких-либо сведений, требуемых законом.
То обстоятельство, что при написании даты день указан однозначным числом, а год двузначным - двумя последними цифрами, и в написании даты отсутствуют разделительные точки с учетом требований действующего законодательства нельзя расценивать как основания для признания подписей недействительными.
При этом ссылка представителя административного ответчика на ГОСТ 9.0.97-2016, также не может быть принята во внимание, поскольку предусматривает стандарты по информации, библиотечному и издательскому делу организационно –распорядительной документации и касается требований к оформлению документов и не относится к оформлению подписных листов избирателей. Кроме того, представленные подписные листы и содержащиеся в них сведения, в том числе, при части написания даты не искажают смысла содержащихся в подписном листе сведений, не препятствует однозначному восприятию данной информации.
Основанием для признания недействительным подписного листа 61 является указание улицы «Василия Ледовского», в то время как, по сведениям ОВМ №4МУ МВД России улица носит название «Ледовского». Однако, согласно решению Думы г. Иркутска границы 2-го избирательного округа входит улица «Василия Ледовского». Кроме того, в решении Избирательной комиссии города Иркутска от 10.04.2014г.» об определении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Думы г. Иркутска также указана улица «Василия Ледовского».
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о действительности подписей в подписных листах 6, 8, 12, 28, 30, 38, 42,55, 58, 59, 61, 64, 65, 66, 67, 71. С учетом 54 достоверных подписей, установленных окружной избирательной комиссией 16 признанных судом действительными ФИО6 имеет необходимое количество голосов для регистрации в качестве кандидатом.
Относительно требований административного истца о регистрации суд приходит к следующему.
Определяя способы и формы судебной защиты нарушенных избирательных прав, закон должен гарантировать охрану как активного, так и пассивного избирательного права, а также ответственность избирательных комиссий за неправомерные действия и решения, препятствующие надлежащему осуществлению избирательных прав. Конституционные требования об обеспечении правосудием прав и свобод человека и гражданина предопределяют необходимость применения судами адекватных форм и способов защиты нарушенных избирательных прав, недопустимость одной только констатации нарушений, отказа от применения компенсаторных механизмов для устранения последствий обнаруженных нарушений, исключения ответственности допустивших эти нарушения субъектов избирательного процесса.
Право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости. Негативные последствия, явившиеся результатом действий окружной избирательной комиссии№, фактически уклонившейся от выполнения возложенной на нее законом публично-правовой обязанности по проверки поддержки избирателями самовыдвижения ФИО6 должны быть не только констатированы посредством признания незаконности ее решения, но и компенсированы возложением на избирательную комиссию обязанности рассмотреть вопрос о ее регистрации кандидатом в депутаты с соблюдением предусмотренной законом процедуры.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО6 удовлетворить.
Отменить решение Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва от 18 июля 2019 года № «Об отказе в регистрации ФИО6 кандидатом в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатного округу №».
Обязать Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва рассмотреть вопрос о регистрации ФИО6 кандидатом в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатного округу №».
Обратить решение к немедленному исполнению
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска путем подачи апелляционной жалобы в течение пяти дней со дня принятия решения судом 25 июля 2019г.в 16-00 часов
Судья: ЯкушенкоИ.С |