Решение по делу № 2-300/2020 от 27.02.2020

04RS0010-01-2019- № 2-300/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 мая 2020 года с. Иволгинск

Иволгинский районный суд РБ в составе председательствующего судьи Редикальцевой Н.Н., единолично,

при секретаре Мижитовой М.А.,

с участием помощника судьи Чернышевой Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Республике Бурятия в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Иволгинском районе, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации МО «Иволгинский район», МАДОУ детский сад «Березка» о понуждении к принятию мер по соблюдению требований санитарного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Иволгинском районе обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Иволгинский район», МАДОУ детский сад «Березка», в котором просит обязать ответчиков в срок до 20 января 2021 года устранить нарушения п. 8.2 СанПин 2.4.1.30490-13, не допускать использование обогревателей с инфракрасным излучением; устранить нарушение п. 4.12 приложения 1 СанПин 2.4.1.30490-13 предусмотреть площадь групповых из расчета 2,5 кв.м. на 1 ребенка в группах для детей младенческого и раннего возраста; 2,0 кв.м. на 1 ребенка в дошкольных группах.

В обоснование требование указано, что истцом на основании распоряжения №84-И-вп от 13 ноября 2019 г. заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия Бальжановой В.Е. проведена внеплановая выездная проверка в отношении МАДОУ детский сад «Березка», расположенного по адресу: Иволгинский район, с. Иволгинск, ул. Октябрьская, д. 37а, по проверке ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований от 29 апреля 2019 г. №10 срок исполнения которого истекает 01 ноября 2019 г. В ходе проверки установлено, что из 6-ти пунктов предписания выполнено 4 пункта, частично выполнен 1 пункт, не выполнен 1 пункт, а именно: 1) пункт, предписывающий устранить нарушения п. 8.2 СанПин 2.4.1.30490-13, не допускать использование обогревателей с инфракрасным излучением – частично выполнен, так из 9-ти групп произведена замена обогревателей в двух группах раннего возраста; 2) пункт, предписывающий устранить нарушение п. 4.12 приложения 1 СанПин 2.4.1.30490-13 предусмотреть площадь групповых из расчета 2,5 кв.м. на 1 ребенка в группах для детей младенческого и раннего возраста; 2,0 кв.м. на 1 ребенка в дошкольных группах – не выполнен. Так в подготовительной группе 2 - при площади 53,7 кв.м. всего детей 56 на 1 ребенка площадь составляет 0,9 кв.м., подготовительная группа 1 – при площади 55,2 кв.м. всего детей 54, на 1 ребенка площадь составляет 1 кв.м., старшая группа 2 – при площади 63,5 кв.м., всего детей 36, на 1 ребенка площадь составляет 1,7 кв.м., старшая группа 1 – при площади 55,3 кв.м. всего детей 36 на 1 ребенка площадь составляет 1,4 кв.м. и т.д. По невыполнению предписания директором МАДОУ детский сад «Березка» Кривогорницыной В.А. дано пояснение, что выделяемого финансирования недостаточно для устранения нарушений, указанных в предписании. Изложенное нарушает требования п. 8.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», п.4.12 СанПиН 2.4.1.3049-13, и создает угрозу резкого снижения качества образовательного процесса и развития детей, а также возникновения и распространения среди воспитанников дошкольного учреждения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний.

При подготовке деле к судебному разбирательству представитель истца Рампилова Т.И. представила суду заявление об уточнении исковых требований, согласно которым просила обязать ответчиков в срок до 20 января 2021 года устранить нарушения п. 8.2 СанПин 2.4.1.30490-13, не допускать использование обогревателей с инфракрасным излучением; устранить нарушение п. 4.12 приложения 1 СанПин 2.4.1.30490-13 предусмотреть площадь групповых из расчета 2,5 кв.м. на 1 ребенка в группах для детей младенческого и раннего возраста; 2,0 кв.м. на 1 ребенка в дошкольных группах.

13 апреля 2020 г. представитель истца Рампилова Т.И. представила суду заявление об уточнении исковых требований, согласно которым просила обязать ответчиков в срок до 20 января 2021 года устранить нарушения п. 8.2 СанПин 2.4.1.30490-13, не допускать использование обогревателей с инфракрасным излучением; обеспечить количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности, исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты согласно п. 1.9 СанПин 2.4.1.30490-13 для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.

В судебное заседание представитель истца Рампилова Т.И. не явилась, представила суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.

Представитель ответчика Администрации МО «Иволгинский район» Дылыкова Т.Д. в судебное заседание не явилась, представила суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Представитель ответчика МАДОУ детский сад «Березка» Жигжитжапов З.В. в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика с возражением на исковое заявление.

Исследовав письменные доказательства, суд находит, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46ч. 1 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ст. 12Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, и иными предусмотренными законом способами.

В силу ст. 46ч. 1 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322.

Согласно п. 4 вышеуказанного Постановления Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В соответствии с п.п.1 Постановления Правительства РФ № 308 от 24.04.2006г. Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Федеральная служба), является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации (далее - Управление), осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

В силу ч. 3 ст. 46 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по соответствующим территориям и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных вабзаце четвертом пункта 2настоящей статьи.

В соответствии с п. 5 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 г. №476, организацию государственного надзора осуществляют руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главный государственный санитарный врач Российской Федерации, руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, а также руководители структурных подразделений территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по городам, районам и на транспорте.

Кроме того, возможность обращения с иском в суд в случаях нарушения санитарного законодательства, предусмотрена п.п.2 ч.1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно п.п. 8.1, 8.40 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Республике Бурятия, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 г. №705, Управление является территориальным органом Роспотребнадзора, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации (ст.ст.41,42,45).

Согласно п.1 ст.2 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Как установлено в судебном заседании, в период с 18 ноября 2019 г. по 25 ноября 2019 г. Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Иволгинском районе проведена внеплановая выездная проверка в отношении МАДОУ детский сад «Березка» по выполнению требований санитарного законодательства по предписанию №10 от 29 апреля 2019 г. со сроком исполнения до 01 ноября 2019 г. В ходе указанной проверки установлено, что МАДОУ детский сад «Березка» нарушения не были устранены, а именно: 1) пункт, предписывающий устранить нарушения п. 8.2 СанПин 2.4.1.30490-13, не допускать использование обогревателей с инфракрасным излучением – частично выполнен, так из 9-ти групп произведена замена обогревателей в двух группах раннего возраста; 2) пункт, предписывающий устранить нарушение п. 4.12 приложения 1 СанПин 2.4.1.30490-13 предусмотреть площадь групповых из расчета 2,5 кв.м. на 1 ребенка в группах для детей младенческого и раннего возраста; 2,0 кв.м. на 1 ребенка в дошкольных группах – не выполнен. Так в подготовительной группе 2 - при площади 53,7 кв.м. всего детей 56 на 1 ребенка площадь составляет 0,9 кв.м., подготовительная группа 1 – при площади 55,2 кв.м. всего детей 54, на 1 ребенка площадь составляет 1 кв.м., старшая группа 2 – при площади 63,5 кв.м., всего детей 36, на 1 ребенка площадь составляет 1,7 кв.м., старшая группа 1 – при площади 55,3 кв.м. всего детей 36 на 1 ребенка площадь составляет 1,4 кв.м. и т.д.

Указанные обстоятельства в ходе рассмотрения гражданского дела стороной ответчика не оспаривались.

Так, в соответствии с п. 8.2 СанПин 2.4.1.30490-13 не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением. В соответствии с п. 1.9 СанПин 2.4.1.30490-13 количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3 лет) не менее 2,5 метра квадратного на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) - не менее 2,0 метра квадратного на одного ребенка.

С учетом изложенного, суд соглашается с не опровергнутым стороной ответчика доводом стороны истца о том, что вышеуказанное создает угрозу возникновения и распространения среди воспитанников МАДОУ детский сад «Березка» инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений), а также создает угрозу резкого снижения качества образовательного процесса и развития детей.

Согласно Устава МАДОУ детский сад «Березка», утвержденного Постановлением Главы МО «Иволгинский район» №2025 от 13.12.2013 г., учреждение является унитарной некоммерческой организацией, созданной в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан в образовании, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 1.1 Устава).

В своей деятельности учреждение руководствуется нормативными правовыми актами Российской Федерации и в соответствии со ст. 11,28,29 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должно соблюдать требования действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

В соответствии со ст.28 указанного Федерального закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, и выполняться требования санитарного законодательства. В силу требований ч.3 ст.39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п.п.2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательнымистандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 части 6 данной статьи предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу ч. 7 настоящей статьи образовательное учреждение несет ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии со ст. 9 ч. 1 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Таким образом, Администрация МО «Иволгинский район», являющаяся учредителем и собственником МАДОУ детский сад «Березка», согласно п. 1.10 Устава, несет обязанность за соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов в образовательном учреждении.

Обязанность обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологической безопасности в силу закона является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных организаций.

Судом установлено, что причиной невыполнения требований предписания об устранении установленных нарушений явилось отсутствие целевого финансирования со стороны учредителя.

Тем самым суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования ТО Роспотребнадзора об обязании ответчиков устранить нарушения п. 8.2 СанПин 2.4.1.30490-13 - не допускать использование обогревателей с инфракрасным излучением, и п. 1.9 СанПин 2.4.1.30490-13 - обеспечить количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности, исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка. Отсутствие запланированного финансирования, недостаточность финансирования, необходимость выделения значительных денежных средств, на которые указывала сторона ответчика, не может являться основанием для освобождения ответчиков от исполнения возложенных на них законом обязанностей.

При определении срока, предоставляемого ответчикам для устранения выявленных нарушений и обязании устранить нарушения п. 8.2 СанПин 2.4.1.30490-13 и п. 1.9 СанПин 2.4.1.30490-13, суд полагает целесообразным установить для Администрации МО «Иволгинский район», МАДОУ детский сад «Березка» срок исполнения требований – до 20 января 2021 г., который, по мнению суда, является достаточным, учитывая тот факт, что изначально срок для устранения выявленных нарушений в ходе проведенной проверки был установлен до 01 ноября 2019 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Республике Бурятия в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Иволгинском районе, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать Администрацию МО «Иволгинский район», МАДОУ детский сад «Березка» в срок до 20 января 2021 года:

- устранить нарушения п. 8.2 СанПин 2.4.1.30490-13: не допускать использование обогревателей с инфракрасным излучением;

- устранить нарушения п. 1.9 СанПин 2.4.1.30490-13: обеспечить количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности, исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ через Иволгинский районный суд РБ в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: Н.Н. Редикальцева

Мотивированное решение суда изготовлено 07.05.2020 года.

2-300/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Иволгинском районе
Ответчики
МАДОУ детский сад "Березка"
Администрация МО "Иволгинский район"
Суд
Иволгинский районный суд Республики Бурятия
Судья
Редикальцева Наталья Николаевна
Дело на странице суда
ivolginsky.bur.sudrf.ru
27.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.02.2020Передача материалов судье
02.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2020Подготовка дела (собеседование)
12.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
12.03.2020Подготовка дела (собеседование)
24.03.2020Судебное заседание
14.04.2020Судебное заседание
07.05.2020Судебное заседание
07.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее