Дело № 2а-201/2020
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
г. Южа Ивановской области 14 апреля 2020 года
Палехский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Назаровой А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Часовских О.В.,
с участием
прокурора прокуратуры Южского района Ивановской области Шероновой Н.П.,
представителя административного истца - ФКУ ИК-2 УФСИН России по
Ивановской области по доверенности Сорокина А.В.,
административного ответчика Смирнова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении постоянного судебного присутствия Палехского районного суда Ивановской области в г. Южа Южского района Ивановской области (с использованием системы видеоконференц-связи) административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора в отношении осуждённого Смирнова М. В., освобождаемого из мест лишения свободы,
У С Т А Н О В И Л:
Смирнов М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, гражданин РФ, ранее судимый:
- 31 октября 2012 года Советским районным судом г. Иваново по ст. 228 ч. 2 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима;
Освобожден по отбытии срока наказания 31 декабря 2015 года.
Решением Кинешемского городского суда Ивановской области от 3 ноября 2015 года в отношении Смирнова М.В. установлен административный надзор на срок 6 лет;
осужден 27 ноября 2018 года Кинешемским городским судом Ивановской области по ст. 228 ч. 1 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Начало срока наказания: 27 ноября 2018 года.
Окончание срока наказания: 26 мая 2020 года.
Администрация исправительного учреждения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области в лице начальника Щепина А.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении осуждённого Смирнова М.В. административного надзора на срок, установленный для погашения судимости по приговору Кинешемского городского суда Ивановской области от 27 ноября 2018 года, с установлением административных ограничений в виде обязательной явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запрещения выезда за установленные судом пределы территории. Административное исковое заявление мотивировано тем, что Смирнов М.В. имеет судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, в настоящее время отбывает наказание за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое осужден и направлен в места лишения свободы.
В судебном заседании представитель административного истца - ИК-2 ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области Сорокин А.В. поддержал требования административного искового заявлении и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.
Административный ответчик Смирнов М.В. в судебном заседании с фактом установления в отношении его административного надзора не согласился, пояснив, что административный надзор может воспрепятствовать его нормальной жизни и трудовой деятельности. Просил снизить количество явок на регистрацию в орган внутренних дел, не согласился с административным ограничением в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории. Пояснил, что по освобождении из мест лишения свободы намерен выехать для проживания по адресу: <адрес>, также указал, что ранее проживал в <адрес>, пояснив об отсутствии законных оснований для проживания в <адрес>. Указал о возможном трудоустройстве за пределами Ивановской области, пояснив об отсутствии гарантийного письма о трудоустройстве или трудового договора.
Прокурор Шеронова Н.П. административное исковое заявление об установлении в отношении Смирнова М.В. административного надзора считала подлежащим удовлетворению по доводам, изложенным в нем.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, прокурора, исследовав материалы дела и личного дела осужденного, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», (далее по тексту Федеральный закон от 06.04.2011 года № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст.3, а также п. 4 ч.2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи в отношении:
- лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;
- лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.
Согласно материалам дела и личного дела осужденного, Смирнов М.В. ранее судим 31 октября 2012 года Советским районным судом г. Ивановоза совершение тяжкого преступления, при опасном рецидиве преступлений. Рецидив преступлений судом признан обстоятельством, отягчающим наказание.
Таким образом, с учетом наличия у Смирнова М.В. непогашенной судимости за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений по приговору от 31 октября 2012 года, основания для установления административного надзора, предусмотренные п.2 ч. 2 ст.3 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ имеются.
Решением Кинешемского городского суда Ивановской области от 3 ноября 2015 года в отношении Смирнова М.В. установлен административный надзор на срок 6 лет. Решение вступило в законную силу 16 ноября 2015 года.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ, административный надзор прекращается осуждением поднадзорного лица к лишению свободы и направлением его к месту отбывания наказания.
В настоящее время Смирнов М.В. отбывает наказание по приговору Кинешемского городского суда Ивановской области от 27 ноября 2018 года, которым он осужден за совершение 24 июня 2018 года, то есть в период нахождения под административным надзором преступления небольшой тяжести, предусмотренного ст. 228 ч. 1 УК РФ и направлен к месту отбывания наказания - в исправительную колонию строгого режима.
Данное обстоятельство также является самостоятельным основанием для установления административного надзора, предусмотренным п. 4 ч. 2 ст.3 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, поскольку Смирнов М.В. имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 15 от 16.05.2017 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 закона).
В силу ст. 3 и п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается:
- в отношении лиц, осуждённых за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;
- в отношении лиц, осуждённых за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания,
на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п.1 ч.3 ст. 5 ФЗ № 64-ФЗ).
В соответствии с п.п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения Смирновым М.В. преступления по приговору от 31 октября 2012 года), судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления - по истечении шести лет после отбытия наказания.
В соответствии с п. «в» ч. 3 ст. 86 УК РФ, судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой и средней тяжести - по истечении трех лет после отбытия наказания.
Учитывая изложенное, основанием для применения в отношении Смирнова М.В. административного надзора будет являться наличие у него судимости по приговоруКинешемского городского суда Ивановской области от 27 ноября 2018 года за совершение в период нахождения под административным надзором преступления небольшой тяжести, за которое он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, поскольку срок административного надзора (3 года) в данном случае будет заканчиваться 26 мая 2023 года, тогда как срок административного надзора по судимости, образованной приговором Советского районного суда г. Иваново от 31 октября 2012 года (6 лет), будет заканчиваться 31 декабря 2021 года.
В целях предупреждения совершения новых преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, суд, в соответствии с п. 2 ч.1 ст.5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ, считает необходимым установить Смирнову М.В. административный надзор после его освобождения из мест лишения свободы на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Кинешемского городского суда Ивановской области от 27 ноября 2018 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по данному приговору.
При установлении административного надзора, согласно ст. 4 ФЗ от 06.04.2011 года № 64-ФЗ, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определённых местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определённое время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ, обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Как следует из представленной текущей характеристики осужденный Смирнов М.В. администрацией исправительного учреждения характеризуется отрицательно, нарушений установленного порядка отбывания наказания не совершал, поощрений не имеет, не трудоустроен, желания трудоустроиться не проявляет, работы без оплаты труда в порядке ст. 106 УИК РФ выполняет не всегда качественно, мероприятия воспитательного характера посещает по принуждению. В общении с представителями администрации вежлив, на профилактическом учете не состоит, на замечания в свой адрес реагирует не всегда правильно.
Смирнов М.В. является гражданином РФ, состоит в браке, несовершеннолетних детей на иждивении не имеет, инвалидности не имеет.
Согласно представленным сведениям, по освобождении из мест Смирнов М.В. имеет возможность проживания по адресу: <адрес>.
Учитывая изложенное, принимая во внимание данные о личности Смирнова М.В., являющегося гражданином РФ, характер и степень общественной опасности преступлений, за которые он имеет судимости, а также обстоятельства преступления по приговору от 27 ноября 2018 года, совершенного в период нахождения под административным надзором,что, в свою очередь, свидетельствует о том, что ранее применяемые к осужденному административные ограничения не достигли своей цели (в части предупреждения совершения новых преступлений), поведение осужденного в местах лишения свободы при отбывании наказания в настоящее время, характеристику осужденного, представленную администрацией ИК-2 ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области, для достижения целей административного надзора, указанных в ст. 2 ФЗ от 06.04.2011 года № 64-ФЗ, суд считает необходимым установить Смирнову М.В. административное ограничение в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, что является соразмерным и будет отвечать целям административного надзора.
Из постановленных в отношении Смирнова М.В. приговоров от 31 октября 2012 года и 27 ноября 2018 года следует, что преступления совершены Смирновым М.В. в <адрес>, то есть вне пределов территории, на которой он проживал и был зарегистрирован.
Учитывая изложенное, в целях обеспечения более эффективного контроля за Смирновым М.В., который может быть реализован в пределах территории, подведомственной соответствующему органу внутренних дел, суд считает необходимым установить в отношении его административное ограничение в виде запрещения выезда за пределы территории муниципального образования - городского округа Кинешма Ивановской области.
При определении территории для установления данного запрета судом учитываются пояснения административного ответчика о намерении проживать по освобождении из мест лишения свободы по адресу: <адрес>, а также сведения о наличии у него возможности проживания по данному адресу.
При этом суд считает необходимым отметить, что в силу части 3 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений суд может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений.
Таким образом, если в дальнейшем Смирнов М.В. будет иметь место жительства или пребывания на иной территории, он сам или орган внутренних дел вправе обратиться в суд с заявлением об отмене административного ограничения в виде запрещения поднадзорному лицу выезжать за пределы установленной судом территории, кроме того, орган внутренних дел вправе обратиться в суд с заявлением о дополнении данного административного ограничения путем его конкретизации, то есть изменения пределов территории.
Оснований для установления других ограничений, предусмотренных ст.4 ФЗ от 06.04.2011 года №64-ФЗ, судом не установлено.
Оценивая доводы административного ответчика о том, что административный надзор и административные ограничения будут препятствовать его жизнедеятельности и осуществлению им трудовых обязанностей, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 6.04.2011 года № 64-ФЗ административный надзор - это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением предусмотренных законом обязанностей.
Установление административного надзора при наличии предусмотренных Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» оснований, в частности административных ограничений, согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно-значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно-защищаемым целям, ради которых оно вводится (определения Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 года № 597-О-О, от 24 сентября 2012 года № 1741-О, от 22 ноября 2012 года № 2064-О и от 22 апреля 2014 года № 885-О).
Учитывая изложенное, административный надзор и подлежащие применению к Смирнову М.В. административные ограничения не могут расцениваться как нарушающие его права в обозначенном им аспекте.
Кроме того, доказательств указанным Смирновым М.В. обстоятельствам административным ответчиком суду не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 272, 179-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области удовлетворить.
Установить в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Смирнова М. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Кинешемского городского суда Ивановской области от 27 ноября 2018 года за совершение в период нахождения под административным надзором преступления небольшой тяжести, за которое он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, то есть на срок 3 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по данному приговору.
Установить Смирнову М.В. административные ограничения в виде:
- обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в дни, установленные данным органом;
- запрещения выезда за пределы территории городского округа Кинешма Ивановской области.
Разъяснить Смирнову М.В., что он должен явиться для постановки на учёт в орган внутренних дел в течение 3 рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы.
Срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд в течение десяти дней с момента вынесения.
Председательствующий подпись А.Н. Назарова
Решение в окончательной форме вынесено 14 апреля 2020 года