№ 2а-2289/2020 <данные скрыты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июня 2020 года г. Ижевск
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего - судьи Хиталенко А.Г.,
при секретаре Кузьминой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Первомайского района г. Ижевска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился Прокурор Первомайского района г. Ижевска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, указывая, что прокуратурой Первомайского района г. Ижевска в рамках надзора за исполнением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства проведен мониторинг Интернет-сайтов на предмет выявления нарушений в части незаконной продажи счетчиков, позволяющих «недосчитывать» потребленную энергию. Установлено, что на Интернет-странице <данные скрыты> содержатся сведения о способах безучетного потребления электрической энергии, в частности, о способах приобретения и установки «электрических счетчиков с пультом», которые будут «недосчитывать» потребленную энергию. Данная информация размещена в свободном доступе для неограниченного круга лиц, является информацией, размещение которой запрещено в Российской Федерации по следующим основаниям. Указанный прибор не является средством измерения, не пригоден для коммерческого учета электроэнергии, предназначается для безучетного потребления электрической энергии и газа пользователем данного прибора. Использование «счетчиков с пультом» для учета объемов потребленной электрической энергии и газа незаконно, поскольку приводит к ее хищению. Таким образом на Интернет странице <данные скрыты> размещена информация о способах хищения электроэнергии потребителями с целью занижения оплаты за используемые ресурсы. Просит признать информацию, размещенную на Интернет-сайте <данные скрыты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. От административного ответчика Управления Роскомнадзора по УР поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие, указали, что в удовлетворении требований прокурора в отношении указанных Интернет-ресурсов не возражают.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что на Интернет-странице <данные скрыты> содержатся сведения о способах безучетного потребления электрической энергии, в частности, о способах приобретения и установки «электрических счетчиков с пультом», которые будут «недосчитывать» потребленную энергию.
Данная информация размещена в свободном доступе для неограниченного круга лиц, является информацией, размещение которой запрещено в Российской Федерации по следующим основаниям.
Статьями 154, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) установлена обязанность произведения платы за коммунальные услуги потребителями.
Согласно ч. 1 ст. 156 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 6 ст. 12 указанного закона сведения об утвержденных типах стандартных образцов и типах средств измерений вносятся в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
Согласно Приказу Росстандарта от 20.09.2019 г. № 2173 сведения, содержащиеся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, подлежат раскрытию путем размещения на официальном Интернет сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
По данным Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений размещенные на Интернет сайте <данные скрыты>, сведения о приборах учета электроэнергии с пультом в данном фонде отсутствуют.
Согласно характеристикам устройства, размещенным на сайте <данные скрыты>, «электрический счетчик с пультом» позволяет регулировать работу счетчика путем занижения объемов учитываемой электрической и газовой энергии.
Таким образом, указанный прибор не является средством измерения, не пригоден для коммерческого учета электроэнергии, предназначается для безучетного потребления электрической энергии и газа пользователем данного прибора.
Согласно п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 (далее по тексту – Правила), потребитель обязан:
г) в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
Согласно п. 35 Правил потребитель не вправе:
г) самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета;
е) несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Таким образом, использование «счетчиков с пультом» для учета объемов потребленной электрической энергии и газа незаконно, поскольку приводит к хищению этих коммунальных ресурсов.
Таким образом, на Интернет-странице <данные скрыты> размещена информация о способах хищения электроэнергии потребителями с целью занижения оплаты за используемые ресурсы.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - ФЗ № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 5 статьи 15 ФЗ № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 15.1 ФЗ № 149-ФЗ установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В указанный реестр, в том числе, включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Размещенная на Интернет-сайте <данные скрыты> информация о способах хищения электроэнергии потребителями с целью занижения оплаты за используемые ресурсы нарушает публичные интересы и способствует совершению преступлений в указанной сфере, нарушает установленный государством порядок использования и платности за потребляемые энергоресурсы, что может привести к недополучению денежных средств ресурсоснабжающими организациями и, как результат, к срывам поставки населению энергоресурсов, нерациональному использованию энергоресурсов.
На названном интернет-сайте информация побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена как административная (ст. 7.19 КоАП РФ - самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа), так и уголовная ответственность (ст. 165 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УК РФ) - причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием).
Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 33 УК РФ пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями.
Соучастник преступления подлежит уголовному преследованию (ст. 34 УК РФ).
Таким образом, предоставление возможности доступа к информации на Интернет-ресурсе по адресу: <данные скрыты>, на страницах которого размещена информация о способах хищения электроэнергии и газа потребителями с целью занижения оплаты за используемые ресурсы, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная и административная ответственность, фактически способствует совершению таких преступлений, тем самым нарушает публичные интересы и способствует совершению преступлений в указанной сфере, нарушает установленный государством порядок использования и платности за потребляемые энергоресурсы, что может привести к недополучению денежных средств ресурсоснабжающими организациями и, как результат, к срывам поставки населению энергоресурсов, нерациональному использованию энергоресурсов.
Согласно п. 2.2 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайту, где размещена вышеуказанная информация, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 179-180, 265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Прокурора Первомайского района г. Ижевска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на Интернет-сайте <данные скрыты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд УР (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение месяца со дня провозглашения.
Судья: А.Г. Хиталенко