Решение по делу № 2-340/2019 от 09.09.2019

Дело (УИД) №21RS0019-01-2019-000457-57

Производство № 2-340/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 декабря 2019 г. г. Ядрин

Ядринский районный суд Чувашской Республики-Чувашии

в составе:

председательствующего судьи Сокрашкиной А.Г.,

при секретаре Черновой С.Ю.,

с участием:

представителя истца Ядринской районной администрации Чувашской Республики Николаевой А.Р., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Викторова В.Б. - адвоката Аникиной Г.Н., по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску Ядринской районной администрации Чувашской Республики к Викторову В.Б. о взыскании денежных средств, полученных в качестве социальной выплаты на приобретение жилого помещения в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года»,

у с т а н о в и л:

Ядринская районная администрация Чувашской Республики обратилась в суд с иском (уточненным ДД.ММ.ГГГГ) к Викторову В.Б., которым просит взыскать с Викторова В.Б. в пользу Ядринской районной администрации Чувашской Республики денежные средства, полученные в качестве социальной выплаты на приобретение жилого помещения в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» в сумме 842 470 руб., в том числе: в доход федерального бюджета в размере 682 000 руб., в доход республиканского бюджета Чувашской Республики в размере 160 470 руб.

В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ Викторов В.Б. обратился в администрацию Персирланского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» по категории «молодая семья» путем приобретения жилого помещения на территории Ядринского района Чувашской Республики. Ранее, постановлением главы Персирланского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Викторов В.Б. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на государственную поддержку в форме субсидий на строительство (приобретение) жилых помещений. В последующем, ДД.ММ.ГГГГ Викторову В.Б., как участнику мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», было выдано свидетельство за о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения в Мочарском сельском поселении Ядринского района Чувашской Республики в размере 842 470 руб., в том числе, за счет средств: федерального бюджета – 682 000 руб., республиканского бюджета Чувашской Республики – 160 470 руб. Сумма социальной выплаты была перечислена на открытый в АО «Россельхозбанк» банковский счет ответчика Викторова В.Б. На момент включения в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, Викторов В.Б. работал в качестве механика в ООО «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ между Ядринской районной администрацией Чувашской Республики (Администрация), ООО «<данные изъяты>» (Работодатель) и Викторовым В.Б. (Покупатель) был заключен договор на приобретение жилого помещения с использованием социальной выплаты в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», по условиям которого ответчик обязался работать в ООО «<данные изъяты>» по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства (п. 2.2.5. договора). Между тем, по данным лицевого счета застрахованного лица Викторова В.Б. в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике на его счет поступали страховые взносы в период с ДД.ММ.ГГГГ по декабрь 2017 г. от ООО «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по март 2017 от ООО «<данные изъяты>». Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что трудовая деятельность Викторовым В.Б. в ООО «<данные изъяты>» не осуществлялась. Таким образом, ответчиком Викторовым В.Б. нарушено обязательство, предусмотренное п. 2.2.5. договора на приобретение жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, отработать в ООО «<данные изъяты>» по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства, в связи с чем Викторов В.Б. потерял право на социальную выплату на приобретение жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года». По условиям п. 2.3.2. договора на приобретение жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация имеет право истребовать в судебном порядке от Покупателя средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста в соответствии со ст. 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства. Истцом в адрес ответчика Викторова В.Б. было направлено предложение об обеспечении возврата полученной социальной выплаты в течение месяца со дня получения претензии. Однако, до настоящего времени ответчик Викторов В.Б. причиненный вред добровольно не возместил.

Представитель истца Ядринской районной администрации Чувашской Республики Николаева А.Р., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании просила исковое требование удовлетворить в полном объеме по изложенным в заявлении мотивам.

Ответчик Викторов В.Б. на судебное заседание не явился, направил в адрес суда письменное заявление о рассмотрении настоящего гражданского дела без его участия в суде с участием его представителя – адвоката Аникиной Г.Н.

Представитель ответчика Викторова В.Б. – адвокат Аникина Г.Н., действующая по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала против удовлетворения искового требования Ядринской районной администрации Чувашской Республики и просила в удовлетворении иска отказать по тем основаниям, что Викторов В.Б. свои обязательства по договору на приобретение жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ исполнил в полном объеме, а именно более пяти лет отработал в сельской местности в ООО «<данные изъяты>». Денежные средства, предоставленные в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», использованы Викторовым В.Б. по целевому назначению.

Третье лицо Викторова С.Е., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних детей: ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на судебное заседание не явилась.

Третье лицо – представитель Персирланского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики в судебное заседание не явился, направил в адрес суда письменное заявление о рассмотрении дела без участия представителя сельского поселения в суде.

Третье лицо – представитель ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, направил в адрес суда письменное заявление о рассмотрении дела без его участия в суде, указав, что Викторов В.Б. действительно работал в ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Третьи лица – представители Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики, Министерства финансов Чувашской Республики на судебное заседание не явились.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ответчик Викторов В.Б. в составе семьи из четырех человек, включая супругу Викторову С.Е. и несовершеннолетних детей ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся участником мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

ДД.ММ.ГГГГ Викторову В.Б., как участнику мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения в Мочарском сельском поселении Ядринского района Чувашской Республики в размере 842 470 руб., в том числе за счет: средств федерального бюджета в размере 682 000 руб.; средств республиканского бюджета в размере 160 470 руб. Согласно указанному свидетельству социальная выплата предоставлена на состав семьи из четырех человек, в том числе, ответчика Викторова В.Б., супругу Викторову С.Е., сына ФИО6, дочь ФИО7

Денежные средства, предоставленные ответчику Викторову В.Б. в качестве социальной выплаты в сумме 842 470 руб., были перечислены на банковский счет ответчика Викторова В.Б. в рамках реализации целевой программы в Чувашский РФ АО «Россельхозбанк» <адрес>, что подтверждается платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ за №.

ДД.ММ.ГГГГ между Ядринской районной администрацией Чувашской Республики, в лице главы Ядринской районной администрации Чувашской Республики Кузьмина В.Н. (Администрация), ООО «<данные изъяты>», в лице директора Лаптева В.В. (Работодатель) и Викторова В.Б. (Покупатель) заключен договор на приобретение жилого помещения, согласно которому Покупатель Викторов В.Б. обязался купить собственными силами жилое помещение в соответствии с договором купли-продажи жилого помещения, Администрация обязалась принять и оплатить ее в пределах выделенной Викторову В.Б. безвозмездной социальной выплаты из федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики и местного бюджета на приобретение жилья в сельской местности в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 июня 2008 г. №186 «Об организации работы по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 г.», а Работодатель обязался предоставить Викторову В.Б. работу продолжительностью не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства по обусловленной трудовой функции, обеспечивать условия труда в соответствии законами и иными нормативными правовыми актами и соглашениями, своевременно в полном объеме выплачивать Покупателю заработную плату.

Согласно п. 2.2.1. договора на приобретение жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Покупатель Викторов В.Б. принял на себя обязательство приобрести жилое помещение на земельном участке по адресу: <адрес>

Как следует из п. 2.2.5. договора на приобретение жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, Викторов В.Б. обязался работать у Работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ за №№ Викторовым В.Б., ФИО7, ФИО6, ФИО7 был приобретен жилой дом по адресу: <адрес> который был оформлен в собственность всех членов семьи.

При этом, на момент получения Викторовым В.Б. свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности ДД.ММ.ГГГГ действовала федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 г. №858 (далее Программа), которая включала в себя мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.

Указанной Программой предусмотрено оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Основными целями указанной выше Программы являются, в частности: повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности; создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; повышение престижности проживания в сельской местности.

Согласно п. 1 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (приложение № 16 к указанной Программе) (далее Правила), указанные Правила устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858 (далее соответственно - субсидии, граждане, молодые семьи, молодые специалисты, Программа)

Подпунктом «а» пункта 2 Правил определено, что предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальные выплаты) осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением согласно приложению № 1 указанных Правил.

Согласно пункту 2 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее Типовое положение), социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов

В соответствии с п. 26 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют: молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 28 настоящего Типового положения (далее - дата подачи заявления) не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа члена молодой семьи, возраст которого не превышает 35 лет, или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности; постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы; наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанного размера при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств молодой семьей могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного капитала) в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 862.

Согласно пункту 27 Типового положения под организациями агропромышленного комплекса понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство; под организациями социальной сферы в сельской местности понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), работающие в сельской местности и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.

В соответствии с пунктом 31 Типового положения в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты. Существенными условиями указанного договора являются:

а) обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства;

б) право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи - если другой член молодой семьи не работает в сельской местности) в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства.

Согласно условиям пункта 33 Типового положения право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) предусмотренного трехсторонним договором, указанным в пункте 31 настоящего Типового положения, обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет. При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в указанном трехстороннем договоре.

Обстоятельства того, что молодая семья Викторова В.Б. соответствовала требованиям федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» на получение социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности и направление Викторовым В.Б. социальной выплаты по целевому назначению для приобретения жилого дома, сторона истца не оспаривает.

Между тем, Ядринская районная администрация Чувашской Республики в своем исковом заявлении ссылается на несоблюдение ответчиком взятого на себя обязательства работать у работодателя в ООО «<данные изъяты>» по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства, поскольку по данным предоставленным Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии в отношении Викторова В.Б. имеются сведения, составляющие его пенсионные права, в частности, о его работе: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «<данные изъяты>» <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «<данные изъяты>» <адрес> Чувашской Республики, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у Викторова В.Б. д. Большой <адрес> Чувашской Республики, с ДД.ММ.ГГГГ по декабрь 2018 г. в ООО «<данные изъяты>», с января 2017 г. по март 2017 г. в ООО «<данные изъяты>» <адрес> Чувашской Республики.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Викторовым В.Б. и ООО «Стрелецкая слободы» был заключен трудовой договор, согласно которому Викторов В.Б. был принят на работу в ООО «<данные изъяты>» в качестве механика с ДД.ММ.ГГГГ на неопределенный срок. Указанная информация также содержится и в дубликате трудовой книжке серии Викторова В.Б.

Учитывая, что Викторовым В.Б. свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности было получено ДД.ММ.ГГГГ, Викторов В.Б. должен был отработать в ООО «<данные изъяты>» до ДД.ММ.ГГГГ

Согласно приказу о прекращении (расторжении) трудового договора с работниками (увольнении) от ДД.ММ.ГГГГ, Викторов В.Б. был уволен из ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ.

При этом факт работы Викторова В.Б. в ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается табелями учета рабочего времени Викторова В.Б. за период с сентября 2013 г. по декабрь 2018 г., а также расходными кассовым ордерами ООО «<данные изъяты>» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающими выдачу Викторову В.Б. заработной платы.

Как следует из приказа о приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ -л ООО «<данные изъяты>», Викторов В.Б. был принят на работу в ООО «<данные изъяты>» в качестве заместителя директора на условиях неполного рабочего дня, что, как следует из пояснений данных в судебном заседании представителем ответчика Аникиной Г.Н., позволяло осуществлять Викторову В.Б. трудовую деятельность как в ООО «<данные изъяты>» так и в ООО «<данные изъяты>».

Также в ходе проведенных оперуполномоченным группы ЭБиПК ОМВД РФ по Ядринскому району проверок обстоятельств выполнения своих обязательств после получения социальной выплаты, в частности, семьи Викторова В.Б., было установлено отсутствие в действиях Викторова В.Б. признаков состава преступления, предусмотренного ст. 159.2 УК РФ (мошенничество при получении выплат), в связи с чем постановлением оперуполномоченного группы ЭБиПК ОМВД РФ по Ядринскому району от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в возбуждении уголовного дела по данному факту, в частности, и в отношении ответчика Викторова В.Б.

Таким образом, учитывая, что ответчиком Викторовым В.Б. денежные средства, предоставленные в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» использованы по целевому назначению, ответчик Викторов В.Б. исполнил свое обязательство отработать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства, доказательства наличия злоупотребления правом со стороны ответчика Викторова В.Б. отсутствуют, суд приходит к выводу, что оснований для взыскания с ответчика Викторова В.Б. денежных средств, полученных в качестве социальной выплаты на приобретение жилого помещения в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» в сумме 842 470 руб., не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении иска Ядринской районной администрации Чувашской Республики к Викторову В.Б. о взыскании денежных средств, полученных в качестве социальной выплаты на приобретение жилого помещения в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», в сумме 842 470 (восемьсот сорок две тысячи четыреста семьдесят) руб., в том числе: в доход федерального бюджета в размере 682 000 (шестьсот восемьдесят две тысячи) руб., в доход республиканского бюджета Чувашской Республики в размере 160 470 (сто шестьдесят тысяч четыреста семьдесят) руб., отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ядринский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий: А.Г. Сокрашкина

21.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2020Передача материалов судье
21.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2020Подготовка дела (собеседование)
21.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2020Судебное заседание
21.03.2020Судебное заседание
01.11.2019Судебное заседание
22.11.2019Судебное заседание
27.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2020Дело оформлено
17.01.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее