Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 23 ноября 2017 года по делу №2А-1601/2017
Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Кривенцовой Н.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Седовой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области к Магомедову Руслану Вахидовичу о взыскании задолженности по пени, по встречному иску Магомедова Руслана Вахидовича к Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области о признании задолженности безнадежной ко взысканию, обязанность по ее уплате прекращенной, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области просит суд взыскать с административного ответчика Магомедова Р.В. пени по транспортному налогу в размере 597 рублей 65 копеек, начисленные на задолженность по транспортному налогу за 2012 г., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 193 рубля 50 копеек, начисленные на задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2011 г., 2012 г. (исковые требования уточнены в соответствии со ст.46 КАС РФ),
мотивируя просьбу тем, что ответчик состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области.
Согласно сведений, представленных органами, осуществляющими государственную регистрацию недвижимого имущества, административный ответчик является собственником (1/5 доля в праве) недвижимого имущества: квартира, расположенная по адресу: (адрес); прочие строения по адресу: (адрес); прочие строения по адресу: (адрес); прочие строения по адресу: (адрес); здание по адресу: (адрес); караульный пост по адресу: (адрес). Ответчику начислен налог на имущество физических лиц за 2011 г., 2012 г.
В соответствии со ст.357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
В соответствии со ст.358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За ответчиком согласно данных органов МВД России ГУВД по Московской области в 2012 г. числилось следующее транспортное средство: Форд Фокус (налоговая база 145 л.с.). На основании вышеуказанных норм права ответчику начислен транспортный налог за 2012 г.
Истцом в адрес ответчика заказными письмами были направлены налоговые уведомления №, № об уплате налогов. Оплата по вышеуказанным уведомлениям поступила за пределами установленного срока.
Учитывая, что в установленный срок налоги уплачены не были, Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области, заказным письмом в адрес ответчика было направлено требование №, № г., которым предложено уплатить пени за несвоевременную уплату налога. Данные требования оставлены без удовлетворения.
Административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности по налогам и пени. (дата) определением мирового судьи судебного участка № Рузского судебного района (адрес) отменен судебный приказ от (дата) о взыскании с Магомедова Р.В. задолженности по налогам и пени в связи с поступлением возражений ответчика.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Магомедов Р.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, обратился со встречным иском к Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области, в котором просит суд признать задолженность Магомедова Р.В. по пени по транспортному налогу в размере 597 рублей 65 копеек, начисленные на задолженность по транспортному налогу за 2012 г., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 193 рубля 50 копеек, начисленные на задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2011 г., 2012 г. безнадежной ко взысканию, обязанность по ее уплате прекращенной; взыскать в его пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, мотивируя просьбу тем, что Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области пропущен срок взыскания вышеуказанной задолженности.
Представитель Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области решение по встречному иску оставляет на усмотрение суда.
Проверив материалы дела, суд считает исковые требования Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области не подлежащими удовлетворению, встречные исковые требования Магомедова Р.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В соответствии с ч.1 ст.3 НК РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст.75 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии со ст.360 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с ч.1 ст. 363 НК РФ, уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
По делу установлено, что ответчик состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области.
В соответствии со ст.1 Закона Московской области от 16.11.2002 г. №129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области», налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В соответствии со ст.357 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п.1 ст.358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.359 НК РФ, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии со ст.361 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В соответствии с п.2 ст.362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В налоговый период 2012 г. за административным ответчиком числилось следующее транспортное средство: Форд Фокус (налоговая ставка 145 л.с.).
В соответствии со ст.ст.357, 358 НК РФ административному ответчику был начислен транспортный налог за 2012 г.
Также судом установлено, что в спорный период административный ответчик являлся собственником (1/5 доля в праве) недвижимого имущества: квартира, расположенная по адресу: (адрес); прочие строения по адресу: (адрес); прочие строения по адресу: (адрес); прочие строения по адресу: (адрес); здание по адресу: (адрес); караульный пост по адресу: (адрес).
В соответствии со ст.1 Закона РФ от 09.12.1991 г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В соответствии со ст.2 Закона РФ от 09.12.1991 г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 настоящей статьи.
В соответствии со ст.3, 5 Закона РФ от 09.12.1991 г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
На основании вышеуказанных норм права ответчику был начислен налог на имущество физических лиц за 2011 г., 2012 г.
Истцом в адрес ответчика заказными письмами были направлены налоговые уведомления об оплате транспортного налога за 2012 г., налога на имущество физических лиц за 2011 г., 2012 г. Частичная оплата по вышеуказанным уведомлениям поступила за пределами установленного срока.
В соответствии со ст.52 НК РФ, в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Учитывая, что в установленный срок налоги оплачены не были, Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области в порядке ст.69 НК РФ и на основании ст.45 НК РФ, заказным письмом в адрес Магомедова Р.В. были направлены требования № от (дата), № от (дата), которыми предложено уплатить пени за несвоевременную уплату налога.
В соответствии с п.6 ст.69 НК РФ, в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст.2 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию установлен статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 указанной правовой нормы определен перечень оснований для признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ, безнадежными ко взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
В силу пункта 5 статьи 59 НК РФ, безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 59 НК РФ, органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи.
По смыслу указанных норм права, признание недоимки и задолженности по пеням, штрафам безнадежными ко взысканию возможно только при наличии вступившего в законную силу судебного акта, которым установлено, что налоговый орган утратил возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Как установлено по делу у ответчика Магомедова Р.В. имеется задолженность по пени по транспортному налогу в размере 597 рублей 65 копеек, начисленные на задолженность по транспортному налогу за 2012 г., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 193 рубля 50 копеек, начисленные на задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2011 г., 2012 г.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Суд, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства в соответствии со ст.84 КАС РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств, вышеперечисленных норм права, считает требования административного истца Магомедова Р.В. подлежащими удовлетворению, поскольку у Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области истек срок для бесспорного взыскания с ответчика пени за вышеуказанный период, в связи с чем, указанные пени подлежат списанию, поскольку налоговый орган не просил о восстановлении срока взыскания.
В силу требований ст.ст.103, 111 КАС РФ, суд взыскивает с административного ответчика Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области к Магомедову Руслану Вахидовичу о взыскании задолженности по пени, отказать.
Административный иск Магомедова Руслана Вахидовича удовлетворить.
Признать задолженность Магомедова Руслана Вахидовича по пени по транспортному налогу за 2012 год в сумме 597,65 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2011, 2012 г.г. в сумме 193,50 рублей безнадежной ко взысканию и обязанность по ее уплате прекращенной.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России №21 по Московской области в пользу Магомедова Руслана Вахидовича расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 1 месяца через Рузский районный суд Московской области.
Судья: Н.Н.Кривенцова
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...