Дело № 12-145/2017
РЕШЕНИЕ
г. Козьмодемьянск 18 октября 2017 года
Судья Горномарийского районного суда Республики Марий Эл Малышев И.М., рассмотрев жалобу директора муниципального унитарного предприятия «Заря» Коробейникова А.М., на постановление старшего государственного инспектора Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл ФИО2 № от 05.07.2017, которым директор МУП «Заря Коробейников А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
25.09.207 в Горномарийский районный суд поступила жалоба директора МУП «Заря» Коробейникова А.М. на постановление старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды ФИО2 от 05.07.2017 г. о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
В обжалуемом постановлении указано, что основным видом деятельности МУП «Заря» является водоснабжение населения, при этом эксплуатируется 5 водозаборных скважин в <адрес>, <адрес>, что подтверждается Департаментом экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл.
Лицензий на право пользования недрами в части добычи подземных вод МУП «Заря» не имеет, что подтверждается информацией МИФНС № 6 от 05.06.2017, а также информацией отдела недропользования и геологии Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл от 22.06.2017.
Таким образом, МУП «Заря» за 1 квартал 2017 года осуществляло добычу подземных вод без лицензий.
Организация добычи (поднятие) подземных вод без лицензий на право пользования недрами является нарушением требований статей 11, 19 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах».
Время совершения административного правонарушения: правонарушение является длящимся. Время обнаружения – 05.06.2017.
Ответственным лицом за соблюдение требований законодательства о недрах является директор МУП «Заря» Коробейников А.М., т.к. он осуществляет общее руководство деятельностью предприятия.
Директор МУП «Заря Коробейников А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе директор МУП «Заря Коробейников А.М., не соглашаясь с данным постановлением, указывает, что решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 22.07.2016 удовлетворены исковые требования Марийского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к муниципальному унитарному предприятию «Заря» о возложении обязанности подготовит и направить в Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл комплект заявительных документов для оформления права пользования участками недр (лицензии) и на муниципальное унитарное предприятие «Заря» возложена обязанность до 31.12.2016 года подготовить и направить в Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл комплект заявительных документов для оформления права пользования участниками недр (лицензии).
Определением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от17.03.2017 МУП «Заря» предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 22.07.2016 до 15.11.2017 г.
МУП «Заря», в том числе директором Коробейниковым А.М., принимаются меры по устранению нарушений в части добычи (поднятии) подземных вод без лицензий на право пользования недрами (статьи 11, 19 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»).
Заявитель просит отменить постановление и производство по делу прекратить на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Старший государственный инспектор Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл ФИО2 просит рассмотреть дело в свое отсутствие, просит постановление оставить без изменения, а жалобу директора МУП «Заря» - без удовлетворения исходя из следующего. По состоянию на 25.08.2017 лицензии МУП «Заря» не получены. Директор МУП «Заря» Коробейников А.М. в 2016 году привлекался к ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ по факту без лицензионного использования недр в 4 квартале 2015 года и январе-феврале 2016 года. Постановлением № 72 от 05.07.2017 был привлечен за действия, совершенные в 2017 году, а именно: по факту забора воды без лицензии в 1 квартале 2017 года. Принятие мер директором МУП «Заря» по получению лицензии на право пользования недрами не освобождает данное лицо от административной ответственности. У него имелась возможность в период оформления лицензии не использовать недра. Учитывая положения Закона РФ «О недрах» МУП «Заря» фактически не имеет никакого права использовать данные недра до момента получения лицензий.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность постановления, заслушав директора МУП «Заря» Коробейникова А.М., прихожу к следующему.
В соответствии со статьями 26.1 и 29.10 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а принятое по делу решение должно быть мотивированным и законным.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) установлено, что лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Статьей 12 Закона о недрах определено содержание лицензии на пользование недрами.
Частью 5 статьи 12 Закона о недрах установлено, что условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Таким образом, лицензия является специальным разрешением на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности.
Виновность должностного лица в совершении вмененного деяния подтверждается исследованными административным органом и изложенными в постановлении доказательствами, в том числе сведениями предоставленными МУП «Исток» о том, что МУП «Заря» осуществляет водоснабжение населения, при этом эксплуатируется 5 водозаборных скважин в <адрес>, <адрес>. Лицензий на право пользования недрами в части добычи подземных вод МУП «Заря» не имеет, что подтверждается информацией МИФНС № 6 от 05.06.2017, а также информацией отдела недропользования и геологии Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл от 22.06.2017.
Оспариваемое постановление вынесено полномочным органом с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности в пределах срока давности.
Диспозиция административного правонарушения, установленного ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ, выражается в пользовании недрами без лицензии на пользование недрами.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Указанная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренному КоАП РФ, если судья или орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Таким образом, применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судья исходит из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Кроме того, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом всех обстоятельств конкретного совершенного лицом деяния.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Из представленных директором МУП «Заря» Коробейниковым А.М. документов установлено, что определением Горномарийского районного суда от 17.03.2017 муниципальному унитарному предприятию «Заря» предоставлена отсрочка исполнения решения Горномарийского районного суда от 22 июля 2017 года по гражданскому делу № 2-709/2016 по исковому заявлению Марийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав к муниципальному унитарному предприятию «Заря» о возложении на муниципальное унитарное предприятие «Заря» обязанности до 31.12.2016 года подготовить и направить в Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл комплект заявительных документов для оформления права пользования участниками недр (лицензии). Определен срок отсрочки исполнения решения Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 22 июля 2016 года до 15 ноября 2017 года.
При этом судом приняты во внимание доводы заявителя, учитывая неблагоприятные погодные условия, весеннее время года, необходимого времени для подготовки соответствующей документации для исполнения решения суда, и то обстоятельство, что заявителем принимаются меры по исполнению решения суда в виде заключения договора на проведение лабораторных исследований питьевой воды из артезианских скважин показателям радиационной безопасности, по результатам которого последним будут проводиться исследования. В последующем будет оформляться дополнительная документация необходимая для исполнения решения суда, с учетом разумности исполнения решения суда, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Горномарийского районного суда.
В настоящее время, директором МУП «Заря» принимаются все необходимые меры для получения лицензии на пользование недрами, что не оспаривалось представителем Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл и подтверждается представленными в дело документами.
Доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий и причинения реального ущерба в результате совершения административного правонарушения административным органом не представлено.
Сам по себе факт совершения правонарушения, выразившегося в незначительной по времени эксплуатации заявителем скважин для добычи подземных вод без лицензии на право пользования недрами, при отсутствии вреда и неблагоприятных последствий не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оценивая характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного должностным лицом МУП «Заря», принимая во внимание характер совершенного правонарушения, отсутствие ущерба для общества и государства, а также то обстоятельство, что производственная деятельность МУП «Заря» невозможна без добычи воды из артезианских скважин полагаю, что административное правонарушение подлежит квалификации как малозначительное.
В рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные пунктом 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах постановление, вынесенное в отношении директора МУП «Заря» Коробейникова А.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ, подлежит отмене, производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6 и п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление № 72 от 05.07.2017 года старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица - директора муниципального унитарного предприятия «Заря» Коробейникова А.М., отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Малышев И.М.