72RS0013-01-2020-000469-50
Дело №12-109/2020
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Тюмень 05 марта 2020 года
Судья Калининского районного суда г. Тюмени Лобанов А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе общества с ограниченной ответственностью «ТС Техник» на постановление Государственной инспекции труда в Тюменской области №№ от ДД.ММ.ГГГГ года о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
ООО «ТС Техник» обратилось в суд с жалобой на постановление №№ от ДД.ММ.ГГГГ года, вынесенное Государственной инспекцией труда в Тюменской области о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Жалоба мотивирована тем, что вышеуказанным постановлением ООО «ТС Техник» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000,00 рублей, постановление считает подлежащим отмене по следующим основаниям. В постановлении указано, что в предприятии не разработаны мероприятия по управлению профессиональными рисками, не проведена оценка выявленных опасностей, исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня профессионального риска, документы, подтверждающие установление уровней по каждому риску, к проверке не предоставлены. В ООО «ТС Техник» разработано и утверждено положение об управлении профессиональными рисками от ДД.ММ.ГГГГ года, в котором установлен (определен) порядок выявления опасностей, оценки профессиональных рисков и снижения уровней профессиональных рисков, разработана методика оценки рисков, тем самым все требования предписанные нормативными правовыми актами в части управления профессиональными рисками в организации выполнены. На момент проведения проверки в организации проводилась работа по идентификации опасностей, о чем было сообщено Государственной инспекции труда в Тюменской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ года, а также предоставлено вышеуказанное положение. Представленные документы не были приняты во внимание административным органом. На основании вышеизложенного заявитель просит отменить постановление №№ от ДД.ММ.ГГГГ года о назначении административного наказания (л.д.3-4).
Представитель заявителя ООО «ТС Техник» Егорова А.Л. в судебном заседании на удовлетворении жалобы настаивала по основаниям, в ней изложенным.
Представитель Государственной инспекции труда в Тюменской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, судья находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что генеральным директором ООО «ТС Техник» является Бурцев Владимир Александрович (протокол заседания Наблюдательного совета ООО «ТС Техник» от ДД.ММ.ГГГГ № № приказы о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ № № ДД.ММ.ГГГГ № №
Постановлением №№ от ДД.ММ.ГГГГ года, вынесенным начальником отдела Государственной инспекции труда в Тюменской области, ООО «ТС Техник» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившегося в том, что приказом генерального директора общества ДД.ММ.ГГГГ года №№ утверждено Положение о системе управления охраной труда в ООО «ТС Техник», №№. Обществом определены вредные производственные факторы, но при этом в нарушение требований ст.22, 209, 211, 212 ТК РФ, п.35, 36, 37 Положения в предприятии не разработаны мероприятия по управлению профессиональными рисками, не проведена оценка выявленных опасностей, исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня профессионального риска. Документы, подтверждающие установление уровней по каждому риску, к проверке не представлены.
ООО «ТС Техник» является юридическим лицом, основной государственный регистрационный номер 1127232059701, ИНН 7204183972, свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 72 № №, юридический адрес: г.<адрес>
Тюменской транспортной прокуратурой в соответствии с планом работы прокуратуры на 1 полугодие 2019 года в период с 24 по 28 июня 2019 года проведена проверка исполнения законодательства о труде и об охране труда в ООО «ТС Техник».
Согласно ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии со ст.22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально- экономические, организационнотехнические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда (ст.209 ТК РФ).
Условия груда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков (ст.209 ТК РФ).
Согласно ст.210 ТК РФ одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников.
Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологически процессов, организации производства и труда (ст.211 ТК РФ).
Статьей. 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по обеспечению безопасны) условий и охраны труда, созданию и функционированию системы управления охраной труда;
В соответствии со ст. 209 ТК РФ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 № 438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда (далее - Положение).
Создание и обеспечение функционирования системы управления охраной труда (далее СУ ОТ) осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативны требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современно науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.
Действие СУОТ распространяется на всей территории, во всех зданиях и сооружения работодателя (п. 5 Положения).
В силу п.6 Положения требования СУОТ обязательны для всех работников, работающих работодателя, и являются обязательными для всех лиц, находящихся на территории, в зданиях сооружениях работодателя.
Основой организации и функционирования СУОТ является положение о СУО разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций специалистов (и. 7 Положения).
Согласно и. 36 Положения при рассмотрении перечисленных в п. 35 Положения опасностей работодателем устанавливается порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных возможными авариями.
Пунктом 51 Положения предусмотрено, что с целью планирования мероприятий по реализации процедур работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по реализации процедур.
В ООО «ТС Техник» 17.06.2019 года утверждено положение об управлении профессиональными рисками (л.д.15-27).
Между тем судьей установлено, что в предприятии не разработаны мероприятия по управлению профессиональными рисками, не проведена оценка выявленных опасностей, исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня профессионального риска. Документы, подтверждающие установление уровней по каждому риску, не представлены.
Таким образом, выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении требований законодательства об охране труда в предприятии, нарушают и ущемляют права работников на охрану труда, ограничивают их права и снижают уровень их гарантий по сравнению с установленными трудовым законодательством.
Согласно ст. 2.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридические лица в случае совершения и административного правонарушения подлежат привлечению к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 2. Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В судебном заседании установлено, что у ООО «ТС Техник» имелась возможность исполнить требования трудового законодательства, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению и исполнению.
Предприятием не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о том, что им были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение законодательства об охране труда.
Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, не установлено.
Согласно ч.1 ст.4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за нарушение трудового законодательства не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Данное постановление вынесено в установленный законом срок.
Проанализировав доказательства в их совокупности, судья считает, что у ООО «ТС Техник» имелась возможность исполнить требования, предусмотренные Трудовым законодательством, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В положении ООО «ТС Техник» разделы положения о системе управления охраной труда включены, однако не реализованы. Определение основных опасностей, их оценка, исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня профессионального риска, а также определение основных направлений о принятии мер по снижению уровней профессиональных рисков не произведены. Объективных обстоятельств, препятствующих этому, судом не установлено.
Доводы жалобы основаны и полностью переписаны с объяснений, представленных в Государственную инспекцию труда в Тюменской области при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Таким образом, проверив в полном объеме материалы дела об административном правонарушении, судья пришел к выводу о наличии в действиях ООО «ТС Техник» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении допущено не было, наказание ООО «ТС Техник» назначено в соответствии с санкцией ч.1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи в чем оснований для отмены постановления о назначении административного наказания судья не усматривает.
В соответствии с ч.2 ст.30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Как указано в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса российской федерации об административных правонарушениях» в случае пропуска установленного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении он может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу, или прокурора, принесшего протест (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ, часть 1 статьи 30.10 КоАП РФ), в порядке, предусмотренном статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ, с обязательным извещением указанных лиц. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (часть 3 статьи 30.3 КоАП РФ).
В судебном заседании установлено, что определением судьи от 10.01.2020 года жалоба ООО «ТС Техник» возвращена заявителю в связи с отсутствием доверенности подтверждающей полномочия Егоровой А.Л. (л.д.3-33), определение получено ООО «ТС Техник» 22.01.2020 года (л.д.34).
23 января 2020 года, заявителем указанные нарушения устранены, при таких обстоятельствах судья считает необходимым восстановить срок обжалования постановления №№ от ДД.ММ.ГГГГ года, признать пропуск срока подачи жалобы уважительным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 5.27.1, ст.30.1-30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Постановление №№ от ДД.ММ.ГГГГ года, вынесенное начальником отдела Государственной инспекции труда в Тюменской области о назначении обществу с ограниченной ответственностью «ТС Техник» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях - оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «ТС Техник»– без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд с подачей жалобы через Калининский районный суд г. Тюмени в течение десяти дней со дня получения его копии.
Решение принято в совещательной комнате.
Председательствующий судья А.В. Лобанов