Дело № 2а-1006/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 декабря 2019 года г. Архангельск
Исакогорский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Костылевой Е.С.,
при секретаре Ошуковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску к Мининой О. В. о взыскании пеней в связи с неуплатой страховых взносов,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - ИФНС России по г.Архангельску) обратилась в суд с указанным административным иском к Мининой О.В., обосновав требования тем, что административный ответчик являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В связи с реализацией передачи полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование органами Пенсионного Фонда России и органами ФСС России в ИФНС России по г.Архангельску переданы требования об уплате страховых взносов в отношении Мининой О.В. Просит взыскать с административного ответчика пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) за расчётные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, за период с 12 августа 2018 года по 30 сентября 2018 года в размере 46 руб. 32 коп.
Административный истец ИФНС России по г.Архангельску о времени и месте рассмотрения административного дела извещён надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил.
Административный ответчик Минина О.В. о времени и месте рассмотрения административного дела извещена надлежащим образом, в суд не явилась.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральными законами от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон № 243-ФЗ), от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего до 31 декабря 2016 года (далее - Федеральный закон №212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являлись страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относились лица, производившие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии со ст.3 Федерального закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Частью 11 ст.14 Федерального закона № 212-ФЗ определено, что сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенного в 12 раз.
В силу ч.4.1 ст.14 Федерального закона № 212-ФЗ, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчётный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно.
Согласно ч.ч.1, 9 ст.15 вышеуказанного Федерального закона № 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона № 212-ФЗ, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В силу п.1 ст.16 Федерального закона № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 Федерального закона; страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (п. 8 ст. 16).
Пунктом 2 ст.28 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрены обязанности плательщиков страховых взносов, в том числе, по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов в бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, ведению учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в указанные бюджеты.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ч.3 ст.22 Федерального закона № 212-ФЗ.
В соответствии с п.2 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Согласно п.1 ст.75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с п.п.3, 4, 5 ст.75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии с п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено указанным пунктом.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчёте общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Судом установлено, что Минина О.В. в период с 28 октября 2009 года по 25 июня 2018 года являлась индивидуальным предпринимателем и состояла на регистрационном учёте в ГУ-УПФ РФ в г.Архангельске в качестве страхователя по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию (л.д.18-21).
Вместе с тем Минина О.В. обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование своевременно не выполнила.
ИФНС России по г.Архангельску 18 октября 2018 года направило в адрес Мининой О.В. требование № № от 16 октября 2018 года об уплате, в том числе, пеней за период с 12 августа 2018 года по 30 сентября 2018 года за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Фонд обязательного медицинского страхования за период, истекший до 1 января 2017 года, в сумме 46 руб. 32 коп., со сроком уплаты до 7 ноября 2018 года (л.д.15, 16, 17). Общая сумма пеней в указанном требовании составила 567 руб. 33 коп.
В указанный срок пени по страховым взносам Мининой О.В. уплачены не были. Данные пени начислены на сбор по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 3 796 руб. 85 коп., который уплачен административным ответчиком 24 октября 2019 года (л.д.37-38).
Административный истец 30 мая 2019 года обратился с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье судебного участка № 2 Исакогорского судебного района г.Архангельска (л.д.40-45).
Мировым судьёй судебного участка № 2 Исакогорского судебного района г.Архангельска 31 мая 2019 года выдан судебный приказ о взыскании с Мининой О.В. пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за спорный период (л.д.46-47).
Определением мирового судьи судебного участка № 2 Исакогорского судебного района г.Архангельска от 24 июня 2019 года в связи с поступлением возражений от должника указанный судебный приказ был отменён (л.д.14).
17 октября 2019 года административный истец обратился в суд с настоящим иском.
Пени административным ответчиком до настоящего времени не уплачены.
Вместе с тем, суд учитывает, что в силу ст.11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в законную силу 29 января 2018 года, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с ч.11 ст.14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в частности задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя (пункт 1).
Поскольку предъявленная к взысканию сумма пеней начислена на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшуюся до 1 января 2017 года, то в силу закона она признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию налоговым органом; последний с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса утратил возможность её взыскания в судебном порядке.
То обстоятельство, что Мининой О.В. страховые взносы уплачены 24 октября 2019 года не возобновляет право налоговой инспекции на принудительное взыскание пеней по данному виду платежей, поскольку в соответствии с положениями вышеуказанного закона пени признаются безнадежными. Принудительное взыскание как страховых взносов, задолженность по которым образовалась до 1 января 2017 года, так и начисленных в связи с их неуплатой пеней, невозможно.
Оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, на основании установленных в судебном заседании данных суд пришёл к выводу, что требования истца о взыскании с Мининой О.В. суммы задолженности по пеням не основаны на законе.
Таким образом, в удовлетворении иска следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску в удовлетворении административного иска к Мининой О. В. о взыскании пеней, начисленных за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, за период с 12 августа 2018 года по 30 сентября 2018 года в сумме 46 рублей 32 копейки отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Исакогорский районный суд города Архангельска.
Председательствующий подпись Е.С. Костылева