Судья Нехай Р.М. Дело № 33-501 2020 год
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
17 марта 2020 года город Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего – Хапачевой Р.А.
судей – Богатыревой Е.В. и Мерзакановой Р.А.
при секретаре судебного заседания– Блягоз С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ООО «ЭкоЦентр» по доверенности Френкель И.Я. на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
«Обязать ООО «ЭкоЦентр» в лице Адыгейского филиала ООО «ЭкоЦентр» согласовать с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в <адрес>, графики вывоза твердых коммунальных отходов и крупно- габаритных отходов на территории муниципального образования «<адрес>».
Заслушав доклад судьи Мерзакановой Р.А., пояснения представителей ответчика ООО «ЭкоЦентр» по доверенности Френкель И.Я. и Белоусова М.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, старшего помощника прокурора г. Майкопа Хута М.Б., возражавшего против доводов апелляционной жалобы ответчика и считавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, представителя третьего лица администрации МО «Город Майкоп» по доверенности Кочеровой О.А., а также представителя третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Адыгея по доверенности Ляшенко Ю.С., возражавших против доводов апелляционной жалобы ответчика и считавших решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности, указав, что прокуратурой города Майкопа проведена проверка соблюдения на территории муниципального образования «Город Майкоп» законодательства, регламентирующего накопление (в том числе раздельное накопление), сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. Установлено, что согласно соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Адыгея от 24.04.2018 между Министерством строительства, транспорта и ООО «ЭкоЦентр», именуемом в дальнейшем «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами»:
- региональный оператор в течение срока действия настоящего Соглашения обеспечивает деятельность по обращению с ТКО на территории Республики Адыгея (далее - зона деятельности) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО и территориальной схемой обращения с отходами (далее - региональная программа, территориальная схема);
- региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Однако, графики вывоза твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Майкоп» не согласованы с учреждениями санэпидслужбы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 6, 22, 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратурой города, в адрес директора Адыгейского филиала ООО «ЭкоЦентр» 10.06.2019 внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Согласно ответу Адыгейского филиала ООО «ЭкоЦентр» от 15.07.2019 №1805, Адыгейским филиалом ООО «ЭкоЦентр» с целью устранения выявленных нарушений, график вывоза ТКО направлен для согласования в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Адыгея.
Однако, до настоящего времени, в прокуратуру города Майкопа информация об устранении нарушений не поступила.
Просил суд, обязать ООО «ЭкоЦентр», в лице Адыгейского филиала ООО «ЭкоЦентр» согласовать с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Адыгея графики вывоза твердых коммунальных отходов и крупно-габаритных отходов на территории муниципального образования «Город Майкоп».
Помощник прокурора г. Майкопа Хут М.Б. в судебном заседании первой инстанции поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.
Представитель ООО «ЭкоЦентр» в лице Адыгейского филиала ООО «ЭкоЦентр» по доверенности Френкель И.Я. в судебном заседании первой инстанции исковые требования не признала и возражала в удовлетворении заявленных требований. При этом она пояснила суду, что требования прокурора незаконны и необоснованны, что взаимоотношения Регионального оператора законодатель устанавливает только с исполнительным органом субъекта РФ, следовательно не допустимо установление органом местного самоуправления каких либо иных обязанностей для регионального оператора, чем те, которые предусмотрены нормативно-правовыми актами и Соглашением с субъектом РФ.
Представитель Администрации муниципального образования «Город Майкоп» по доверенности Комарова О.А. в судебном заседании первой инстанции поддержала исковые требования прокурора и просила их удовлетворить.
ФИО1 по Республике Адыгея по доверенности Ляшенко Ю.С. также поддержал требования прокурора.
Суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ООО «ЭкоЦентр» по доверенности Френкель И.Я. просила отменить решение суда первой инстанции полностью. В обоснование жалобы указала, что судом первой инстанции не приняты доводы ответчика о регулировании деятельности регионального оператора по обращению с ТКО нормами федерального законодательства. Судом при вынесении решения нарушены нормы иерархии источников права в РФ. Обязанность согласовывать график вывоза ТКО не содержится ни в одной из норм федерального законодательства, данный вопрос судом не учтен. В регламенте деятельности Роспотребнадзора отсутствуют действия, связанные с согласованием графика вывоза ТКО и КГО на территории муниципальных образований. Обжалуемым решением суд возложил на хозяйственное общество ООО «ЭкоЦентр» функции, права и обязанности органов местного самоуправления, что является прямым нарушением действующего законодательства.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора города Майкопа Хут Б.М. просил решение Майкопского городского суда от 14.01.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав участников судебного заседания, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, прокуратурой города Майкопа проведена проверка соблюдения на территории муниципального образования «Город Майкоп» законодательства, регламентирующего накопление (в том числе раздельное накопление), сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, в ходе которого были выявлены нарушения со стороны ООО «ЭкоЦентр» требований СанПина, а именно не согласования договора-графика вывозу твердых коммунальных отходов и крупно-габаритных отходов с Роспотребнадзором.
Согласно соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Адыгея от 24.04.2018 между Министерством строительства, транспорта и ООО «ЭкоЦентр», именуемом в дальнейшем «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами»:
- региональный оператор в течение срока действия настоящего Соглашения обеспечивает деятельность по обращению с ТКО на территории Республики Адыгея (далее - зона деятельности) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО и территориальной схемой обращения с отходами (далее - региональная программа, территориальная схема):
- региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Согласно п. 1.8 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» планово-регулярную очистку следует проводить по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов и жилищным органом но согласованию с учреждениями санэпидслужбы.
В нарушение вышеуказанных требований закона, графики вывоза твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Майкоп» не согласованы с учреждениями санэпидслужбы.
Таким образом, непринятие мер по устранению выявленных нарушений, приводит к нарушению прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, закрепленных в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что обязанность согласовывать график вывоза ТКО не содержится ни в одной из норм федерального законодательства; -в регламенте деятельности Роспотребнадзора отсутствуют действия, связанные с согласованием графика вывоза ТКО и КГО на территории муниципальных образований; - обжалуемым решением суд возложил на хозяйственное общество ООО «ЭкоЦентр» функции, права и обязанности органов местного самоуправления, что является прямым нарушением действующего законодательства, являются необоснованными, по следующим основаниям.
В силу положений статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно, пункта 18 статьи 14, пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Так, статьей 24.6 вышеуказанного Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронению твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.
При этом, накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО.
Согласно, пункта 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Как следует, из соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Адыгея от 24.04.2018 между Министерством строительства, транспорта и ООО «ЭкоЦентр», именуемом в дальнейшем «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами»:
- региональный оператор в течение срока действия настоящего Соглашения обеспечивает деятельность по обращению с ТКО на территории Республики Адыгея (далее - зона деятельности) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО и территориальной схемой обращения с отходами (далее - региональная программа, территориальная схема):
- региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Как следует из п. 1.8 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее - СанПиН 42-128-4690-88), - планово-регулярную очистку следует проводить по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов и жилищным органом, но согласованию с учреждениями санэпидслужбы.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что на основании Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», - Адыгейским филиалом ООО «ЭкоЦентр» с целью устранения выявленных нарушений, график вывоза ТКО обоснованно направлен для согласования в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Республике Адыгея.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, основаны на неправильном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и выражению несогласия с приведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении спора правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено. Основания к отмене решения суда, предусмотренные ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 14 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ООО «ЭкоЦентр» по доверенности Френкель И.Я.- без удовлетворения.
Председательствующий – Хапачева Р.А.
Судьи: Богатырева Е.В. и Мерзаканова Р.А.
Копия верна:
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Р.А. Мерзаканова