Дело № 2а-116/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2020 год город Гай
Гайский городской суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Шошолиной Е.В.,
при секретаре Шевченко Ю.С.,
с участием истца Кузнецова С.Д.,
представителя ответчика администрации Гайского городского округа Кудабаевой Р.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Кузнецова С. Д. к военному комиссариату Гайского городского округа и Новоорского района Оренбургской области, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Оренбургской области», Призывной комиссии Гайского городского округа о признании действия незаконным,
установил:
Кузнецов С.Д. обратился в суд с исковым заявлением об оспаривании действия военного комиссариата Гайского городского округа и Новоорского района Оренбургской области.
Требования мотивировал тем, что состоит на учете в Военном комиссариате Гайского городского округа и Новоорского района Оренбургской области.
В осеннем призыве ДД.ММ.ГГГГ года не проходил все мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в связи с тем, что ему не вручалась повестка для явки в Военный комиссариат Гайского городского округа и Новоорского района.
Ему лично вручены повестки для явки ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ для мероприятий, связанных с призывом на военную службу, явка по которым была осуществлена. Иных повесток ему не вручалось.
ДД.ММ.ГГГГ работодатель сообщил, что имеется повестка на его имя. В тот же день он получил данную повестку, расписался в уведомлении о явке ДД.ММ.ГГГГ для отправки к месту прохождения военной службы.
Данные действия считает незаконными, поскольку его должны были направить на медицинское освидетельствование, которое он не проходил.
Просил суд признать незаконным действие Военного комиссариата Гайского городского округа и Новоорского района Оренбургской области, выразившиеся в направлении его к месту прохождения службы без медицинского освидетельствования и вынесения решения о категории годности к военной службе.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области».
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Призывная комиссия Гайского городского округа, в качестве заинтересованного лица администрация Гайского городского округа Оренбургской области.
В судебном заседании административный истец Кузнецов С.Д. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным в иске основаниям, пояснил, что не согласен с действием военного комиссариата, поскольку без прохождения медицинского освидетельствования, принято решение о его направлении к месту прохождения военной службы.
Представители ответчиков Военного комиссариата Гайского городского округа и Новоорского района Оренбургской области, ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области», Призывной комиссии Гайского городского округа в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены были надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица администрации Гайского городского округа Кудабаева Р.Х., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленных требований, указав, что Призывной комиссией Гайского городского округа не принималось решение о направлении истца к месту прохождения военной службы.
Выслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
В силу абзаца второго пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" прохождение военной службы осуществляется гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту).
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона "О воинской обязанности и военной службе" - на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
На основании подпункта "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Из материалов дела установлено, что Кузнецов С.Д. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на воинском учете в Военном комиссариате Гайского городского округа и Новоорского района Оренбургской области.
При прохождении призывной комиссии МО Гайского городского округа ДД.ММ.ГГГГ Кузнецов С.Д. признан годным к военной службе.
В период весеннего призыва на военную службу в ДД.ММ.ГГГГ году при прохождении в ДД.ММ.ГГГГ года призывной комиссией Кузнецов С.Д. признан годным к военной службе.
В период весеннего призыва на военную службу в ДД.ММ.ГГГГ году при прохождении призывной комиссией Кузнецов С.Д. признан годным к военной службе.
Решением призывной комиссии МО Гайского городского округа Кузнецову С.Д. предоставлена отсрочка до ДД.ММ.ГГГГ в связи с прохождением обучения в Орском индустриальном колледже.
Из личного дела призывника Кузнецова С.Д. следует, что Кузнецов С.В. уведомлялся о явке в Военный комиссариат Гайского городского округа и Новоорского района Оренбургской области для мероприятий, связанных с призывом.
Из рапорта начальника отделения (подготовки и призыва граждан на военную службы) военного комиссариата Гайского городского округа и Новорского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что призывник Кузнецов С.В. не явился по повестке ДД.ММ.ГГГГ. По повестке на ДД.ММ.ГГГГ прибыл, получил направление на сдачу анализов, однако, анализы не сдал, на сверку личного дела не прибыл, мероприятия по ППО не прошел, на мед.комиссию не прибыл.
Из повестки Военного комиссара Гайского городского округа и Новоорского района Оренбургской области следует, что Кузнецов С.Д. извещался о явке ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> мин. в Военный комиссариат Гайского городского округа и Новоорского района Оренбургской области для мероприятий, связанных с призывом.
С данным действием Военного комиссариата истец не согласился, полагая, вызов незаконным, в связи с тем, что он не был направлен на медицинское освидетельствование.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
Согласно Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе (п. 5). Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата (далее - повестки) (п. 6). Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военного комиссариата (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке. Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва (п. 7).
Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросам организации призыва граждан на военную службу посвящена статья 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
На основании пункта 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 указанной статьи).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению N 30 к данной инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями а должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Из изложенного следует, что именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений законодательства возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что в целях обеспечения воинского учета граждане, в том числе обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания); явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных данным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Федерального закона N 53-ФЗ).
Таким образом, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке.
Материалами дела подтверждено, что Кузнецов С.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом призывного возраста, подлежит призыву в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Повестка Кузнецову С.Д. Военным комиссариатом Гайского городского округа и Новорского района Оренбургской области о явке ДД.ММ.ГГГГ к <данные изъяты> час. для прохождения мероприятий, связанных с призывом, направлена в соответствии с требованиями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Каких-либо нарушений со стороны Военного комиссариата Гайского городского округа и Новорского района Оренбургской области, связанных с обеспечением явки Кузнецова С.Д. по повестке на ДД.ММ.ГГГГ, по делу не установлено.
Распоряжением Губернатора Оренбургской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ постановлено утвердить состав призывных комиссий для проведения осеннего призыва ДД.ММ.ГГГГ года граждан на военную службу и альтернативную гражданскую службу в городских округах и муниципальных районах Оренбургской области.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Свидетель №1 заместитель главы администрации МО Гайский городской округ по социальным вопросам, состоящая в резерве на занятие должности председателя призывной комиссии, показала, что в отношении Кузнецова С.Д. призывной комиссией в ДД.ММ.ГГГГ году решения о призыве на военную службу не выносилось, в связи с тем, что призывник уклоняется от выполнения мероприятий, связанных с прохождением военной службы.
Доказательств того, что Кузнецов С.Д. направлен к месту прохождения военной службы, без прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в материалах дела отсутствуют, поскольку соответствующее решение призывной комиссией Гайского городского округа не принималось.
При таких обстоятельствах, нарушение прав административного истца Кузнецова С.Д. со стороны ответчиков не имелось.
Руководствуясь ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Кузнецова С. Д. к военному комиссариату Гайского городского округа и Новоорского района Оренбургской области, ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области, администрации Гайского городского округа Оренбургской области, призывной комиссии Гайского городского округа об оспаривании действия (бездействия) – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: Е.В. Шошолина
Мотивированный текст решения изготовлен 02 марта 2020 года
Судья: Е.В. Шошолина