Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 ноября 2019 года
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Соколовой Т.Ю.
при секретаре Гаджиевой З.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело № 2а-4627/19 по административному исковому заявлению Администрации города Ростова-на-Дону к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам Управления ФССП по Ростовской области, УФССП России по Ростовской области, заинтересованные лица – П. об оспаривании постановления об обязании совершить определенные действия по исполнительному производству №-ИП
У С Т А Н О В И Л:
Администрация города Ростова-на-Дону обратилась с настоящим административным исковым заявлением указав, что на исполнении в Межрайонном отделе по особым исполнительным производствам Управления ФССП по Ростовской области находится исполнительное №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании исполнительного документа, выданного Л. районным судом г. Ростова-на-Дону по гражданскому делу № об обязании предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления на двух человек с учетом права П. на дополнительную площадь. Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления ФССП по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ в рамках указанного исполнительного производства с Администрации г.Ростова-на-Дону взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ на административного истца судебным приставом была возложена обязанность совершить определенные действия, а именно: в течение 30 дней с момента получения постановления представить в органы Федерального казначейства постановление судебного пристава-исполнителя, подтверждающее возникновение денежных обязательств, вместе с заявкой на кассовый расход. Такое постановление администрация посчитала незаконным, так как постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства поступило к административному истцу ДД.ММ.ГГГГ, а уже ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика направлена подробная информация о мероприятиях, предпринимаемых для исполнения решения Л. районного суда г. Ростова-на-Дону. Определениями Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлялась отсрочка исполнения решения суда. Постановлением Администрации г.Ростова-на-Дону «О предоставлении П. жилого помещения по адресу <адрес>» на состав семьи из 2-х человек было предоставлено указанное жилое помещение общей площадью 44,0 кв.м. П. ДД.ММ.ГГГГ от предоставленного жилья отказалась. Департаментом координации строительства и перспективного развития г.Ростова-на-Дону будет объявлен аукцион в электронной форме до конца ноября 2019 года.Таким образом, административным истцом предпринимаются все возможные меры для исполнения решения суда в отношении взыскателей по данному исполнительному производству, однако имеются объективные причины невозможности исполнения решения суда в установленный 5-ти дневный срок для добровольного исполнения решения суда, являющиеся основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Ссылаясь на нормы материального и процессуального права, приводя выдержки из Бюджетного кодекса РФ и Закона об исполнительном производстве, администрация города Ростова-на-Дону просила:
- признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Ростовской области об обязании совершить определенные действия от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП.
Представитель административного истца – С.Ю. Елизарова, в судебное заседание явилась, требования административного иска поддержала, представила письменные дополнения.
Представители межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления ФССП по Ростовской области, УФССП России по Ростовской области в судебное заседание не явились, от отдела по особым исполнительным производствам поступил мотивированный письменный отзыв, в котором административный ответчики просил административный иск оставить без удовлетворения.
Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ст.150 КАС РФ, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Суд, выслушав мнение сторон, исследовав представленные суду материалы и материалы исполнительного производства, считает, что административное исковое заявление администрации города Ростова-на-Дону к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам Управления ФССП по Ростовской области, УФССП России по Ростовской области об оспаривании постановления об обязании совершить определенные действия по исполнительному производству №-ИП не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Заявленные требования подлежат разрешению с учётом положений статей 218-222, 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №118-ФЗ «О судебных приставах», с учётом положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».
В силу статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Административное исковое заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ, и статья 122 Закона об исполнительном производстве).
Статьей 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и её территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных органов (статьи 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Частью 1 статьи 1 Федерального закона РФ№-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что данный Закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Закона).
Статьей 5 названного Закона определено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Согласно статье 4 Федерального закона РФ№-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство осуществляется на принципах своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования (ч. 1 ст. 12 Закона).
Не совершение перечисленных действий, направленных на своевременное и полное исполнение требований исполнительного документа, может быть признано судом - незаконным бездействием.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления ФССП по Ростовской области на основании исполнительного документа, выданного Л. районным судом г. Ростова-на-Дону по гражданскому делу № об обязании предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления на двух человек с учетом права П. на дополнительную площадь.у, было возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Материалами дела подтверждается, что постановление о возбуждении исполнительного производства было получено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ, и в срок предусмотренный статьей 105 Закона об исполнительном производстве, требования, содержащиеся в нем, администрацией города исполнены не были, в связи с чем, судебным приставом ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора на сумму в размере 50 000 рублей.
Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона РФ№ 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с частью 2 данной нормы, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно п. 7 ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа или уведомления о поступлении решения налогового органа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника.
Согласно ст. 245.5 Бюджетного кодекса РФ, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.
При этом, в соответствии с письмом ФССП России от 1 июля 2011 г. N 12/01-15834-ТИ о механизме действий исполнении требований исполнительных документов, вынесенных во внесудебном порядке, исполнение которых требует обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при неисполнении должником - казенным учреждением требований данных исполнительных документов, вынесенных во внесудебном порядке, при отсутствии у такого должника счетов, открытых ему в учреждении Банка России или в кредитной организации, а также при отсутствии (недостаточности) на указанных счетах денежных средств, судебный пристав-исполнитель; выносит требование об обязании руководителя казенного учреждения представить в органы Федерального казначейства постановление ого пристава-исполнителя (уполномоченного органа), подтверждающее возникновение денежных обязательств, вместе с заявкой на кассовый расход.
В случае невыполнения должником законных требований судебного пристава-исполнителя без уважительных причин в установленный срок, судебный пристав-исполнитель применяет к руководителю казенного учреждения меру наказания в виде штрафа, предусмотренного статьей 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливает новый срок для исполнения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Обстоятельства дела и документальные доказательства свидетельствуют, что административный истец с момента получения постановления о взыскании исполнительского сбора до момента вынесения постановления об обязании совершить определенные действия, мер по реализации своих законных прав и обязанностей, не предпринимал.
Доводы административного истца, приведенные в иске и дополнениях к нему, касающиеся незаконности принятого административным ответчиком постановления от ДД.ММ.ГГГГ о том, что оно не направлено на обеспечение исполнения исполнительного документа, лишает Администрацию г.Ростова-на-Дону возможности воспользоваться правом на обращение в суд за освобождением или уменьшением размера исполнительского сбора, а следовательно не соответствует требованиям Закона об исполнительном производстве, основаны на неверном толковании норм права и отклоняются судом, так как опровергаются системным подходом к разрешению данных вопросов.
В силу части 1 статьи 68 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
В процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, указанные в части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве». При этом согласно пункту 17 части 1 статьи 64 указанного закона этот перечень не является исчерпывающим и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В соответствии с частью 18 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.
Из положений статьи 46 Конституции РФ, статей 218, 217 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдения срока обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Законность действий и требований административного ответчика, указанных в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, также подтверждается рекомендациями, изложенными в письме ФССП России №-ТИ от ДД.ММ.ГГГГ «О механизме действий при исполнении требований исполнительных документов, вынесенных во внесудебном порядке, исполнение которых требует обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
Суд не может согласиться с доводами административного истца, изложенными в заявлении, так как данные обстоятельства не свидетельствуют о надлежащем исполнении требований судебного пристава-исполнителя, содержащиеся в постановлении, а единственным доводом незаконности, ставит нарушение права административного истца на обращение в суд за освобождением от уплаты исполнительского сбора.
При этом, доводы, направленные на переоценку решения Л. районного суда г. Ростова-на-Дону по делу №, не могут быть приняты судом как обстоятельства, препятствующие исполнению требований судебного акта.
При таких обстоятельства у суда отсутствуют основания для удовлетворения административного искового заявления Администрации города Ростова-на-Дону к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам Управления ФССП по Ростовской области, УФССП России по Ростовской области, заинтересованные лица – П. об оспаривании постановления об обязании совершить определенные действия по исполнительному производству №-ИП.
Руководствуясь ст.ст. 177 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Администрации города Ростова-на-Дону к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам Управления ФССП по Ростовской области, УФССП России по Ростовской области, заинтересованные лица – П. об оспаривании постановления об обязании совершить определенные действия по исполнительному производству №-ИП оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.
Решении суда изготовленное в окончательной форме стороны могут получить по истечении трех дней.
Лица, участвующие в деле, их представители вправе знакомиться с протоколом судебного заседания. Лица, участвующие в деле, их представители в течение трех дней со дня подписания протокола вправе подать в суд замечания в письменной форме на протокол с указанием на допущенные в нем неточности и (или) на его неполноту.
Судья
Решение суда в окончательной форме изготовлено 6.12.2019 года.