РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Усть-Илимск 12 февраля 2019 года
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Бухашеева Д.А., при секретаре судебного заседания Быковой И.В.,
с участием представителя истца Фуркалюк К.М., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-91/2019 по иску Бердова Н.И. к Департаменту недвижимости Администрации города Усть-Илимска о признании права собственности на жилой садовый дом,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований, с учётом уточнения предмета иска, истец указал, что на основании договора аренды владеет земельным участком по адресу: ****. На арендуемом земельном участке был возведен жилой дом. Согласно технического паспорта на дом, здание жилого дома отвечает строительным нормам и правилам, требованиям безопасности и жизни людей, пригодно для эксплуатации. Не являясь собственником домовладения, добросовестно владеет им на протяжении длительного времени. Каких-либо претензий не поступало. На момент заключения договора аренды земельного участка истцу не сообщили о том, что зона расположения земельного участка находится в зоне затопления. Просит суд признать право собственности на садовый дом, расположенный по адресу: ****.
В судебное заседание истец БердовН.И. не явился, свои требования поддержал, просил рассмотреть дело в своё отсутствие, с участием своего представителя.
Представитель истца Фуркалюк К.М. требования истца поддержала в полном объёме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Департамента недвижимости Администрации г. Усть-Илимска в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Ознакомившись с иском и уточнением к нему, не возражала по иску, заявила ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие. При этом указала, что поскольку дом отвечает требованиям, предъявляемым к индивидуальным зданиям, и является пригодным для проживания, а кроме того, согласно Правилам землепользования и застройки г. Усть-Илимска, утверждённым решением Городской Думы от 25.06.2008 г № 78/456, в зоне СЗХ-1 разрешено ведение огородничества и садоводства с возведением садовых домов, то размещение садового дома в зоне СЗХ-1 возможно.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, письменные пояснения представителя ответчика, оценив изложенное в совокупности, с учетом требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации (далее ГПК РФ), суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
В соответствии со статьёй 219 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно части 1 статьи 213 ГК РФ, в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
В соответствии со статьёй 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со статьёй 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Как указано в статье 219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии со статьей 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведённые, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешённое использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведённые, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (часть 1).
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на неё право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки (часть 2 статья 222 ГК РФ).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нём данного объекта;
- если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, одним из критериев самовольности постройки, в силу пункта 1 статьи 222 ГК РФ, является возведение недвижимого имущества на земельном участке, с нарушением разрешённого использования.
В соответствии со статьями 40-41 Земельного кодекса Российской Федерации, арендатор земельного участка имеет право возводить жилые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу пункта 1 статьи 615 ГК РФ, использование арендованного имущества, в том числе земельного участка, должно осуществляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
По смыслу закона, право собственности на самовольную постройку, возведённую лицом без необходимых разрешений на земельном участке, который предоставлен ему по договору аренды для строительства соответствующего объекта недвижимости, может быть признано, если такое строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Исходя из этого, истец должен представить доказательства соответствия возведённого дома, в том числе строительным, противопожарным, а также санитарно-гигиеническим нормам, правилам и требованиям.
Как установлено из материалов дела, Бердову Н.И, на основании договора аренды предоставлен во временное возмездное владение и пользование земельный участок, расположенный по адресу: ****, для ведения огородничества, без возведения построек (кадастровый *** Об этом также свидетельствует акт приёма-передачи земельного участка от **.**.**** ***.
Государственная регистрация договора аренды произведена **.**.**** в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области.Распоряжением начальника Департамента недвижимости администрации города Усть-Илимска *** от **.**.**** Бердову Н.И. для ведения огородничества предоставлен земельный участок при условии его использования в соответствии со статьёй 65 Водного Кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ).
На указанном земельном участке истцом в 2000 году возведён жилой дом общей площадью 98,1 м2, что подтверждается техническим паспортом, составленным по состоянию на **.**.****.
Согласно кадастровой выписки о земельном участке- земельный участок, расположенный по адресу: ****, имеет площадь *** м2, дата присвоения кадастрового номера **.**.****, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешённого использования – ведение огородничества.
Из заключения *** о техническом состоянии строительных конструкций индивидуального жилого дома по вышеуказанному адресу, составленного ООО ПБ «Ангара», следует, по результатам визуального и детального обследований оценка технического состояния строительных конструкций жилого дома – категории – исправное. Конструкции находятся в хорошем состоянии, несущие стены из бруса, деревянные конструкции крыши, балки цокольного и чердачного перекрытий прогибов не имеют, утеплитель сухой, следов гниения не обнаружено, отсутствуют дефекты и повреждения.. здание жилого дома построено в соответствии со строительными нормами и правилами и обеспечивает безопасность жизни и здоровья людей при эксплуатации данного здания. Здание пригодно для дальнейшей эксплуатации по назначению.
При проведении осмотра ОНД и ПР по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району установлено, что жилое двухэтажное деревянное здание эксплуатируется согласно требованиям пожарной безопасности, удовлетворяющие требования Свода правил «Ограничение распространения пожара на объектах защиты» СП 4.13130-2009, утверждённый приказом МЧС России от **.**.**** ***.
В соответствии с заключением *** от **.**.****, составленным ФБГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области», размещение возведенного строения индивидуального жилого дома по адресу: ****, соответствует СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Таким образом, доводы истца об отсутствии нарушений санитарных норм и правил, норм пожарной безопасности, которые могут повлечь угрозу жизни и здоровья граждан, суд находит убедительными.
Истец открыто, добросовестно владеет и пользуется спорным садовым домом, несёт бремя по его содержанию, однако в связи с тем, что отсутствуют правоустанавливающие документы на садовый дом, истец не имеет возможности зарегистрировать на него право собственности в установленном законом порядке.
Как следует из письменного отзыва ответчика, данный земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории -часть водоохраной зоны Богучанского водохранилища. Ссылаясь на пункт 10 Постановления Правительства Российской Федерации № 160 от 24.02.2009, ответчиком указано, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий или сооружение.
Вместе с тем, нахождение земельного участка в водоохранной зоне Богучанского водохранилища, само по себе не может повлечь отказ в удовлетворении требований истца по следующим основаниям.
Так, в соответствии со статьёй 65 ВК РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Как следует из анализа действующего водоохранного законодательства, в границах водоохранных зон допускается проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (пункт 16 статьи 65 ВК РФ).
Согласно акту визуального осмотра жилого дома № *** от **.**.****, проведенного ИП Виноградовой О.Г., имеющей соответствующее образование, квалификацию и осуществляющей деятельность в сфере экологического аудита, на земельном участке Бердова Н.И. использование сточных вод в целях регулирования почв, размещение кладбищ, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, токсичных, ядовитых веществ, применение пестицидов и агрохимикатов, сброс сточных вод, размещение отвалов размываемых грунтов и прочее не осуществляется.
При это следует. что для водоотведения из туалета, бани предусмотрен септик, который представляет собой металлическую закрытую и углубленную в землю емкость., был представлен договор по откачке сточных вод.
Наличие указанного договора подтверждено в судебном заседании. Был представлен договор *** от **.**.**** по откачке сточных вод.
Из справки СНТ «Ангара» следует, что Бердов Н.И.. проживающий по адресу **** является членом данного СНТ.
При таком положении, право собственности Бердова Н.И. на оспариваемое имущество сомнению не подлежит.
Не влияет на данный вывод суда и решение Усть-Илимского городского суда от **.**.****, которым Бердов Н.И. был выселен из жилого дома, расположенного по адресу: **** и наложена обязанность освободить данное помещение, освободить земельный участок, расположенный по адресу: ****, и находящиеся на нем строения: гараж, баню, стайку от принадлежащего имущества. Поскольку именно после указанного решения с истцом был заключен договор аренды земельного участка, т.е. подтвержден факт законности заявленных требований.
Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению, поскольку спорное строение возведено на земельном участке, разрешенный вид использования которого допускает строительство на нём данного объекта; постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилам землепользования; сохранение данного садового дома не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ****.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░