Именем Российской Федерации
30 июня 2017 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе судьи Кузубовой Н.А., при секретаре Петровой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Киселева В. А. к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии по РБ о признании отказа в регистрации права собственности на земельный участок незаконным, возложении обязанности по устранению нарушений прав истца путем регистрации права собственности
УСТАНОВИЛ
Обращаясь в суд, Киселев В.А. просит признать отказ Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РБ в регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, незаконным и возложить на регистрирующий орган обязанность устранить нарушения прав истца путем регистрации права собственности на указанный земельный участок.
Требования мотивированы тем, что Киселев В.А. является фактическим собственником вышеуказанного земельного участка, о чем имеется выписка из похозяйственной книги, которая по мнению истца, является правоустанавливающим документом, подтверждающим принадлежность спорного земельного участка заявителю. ДД.ММ.ГГГГ Киселев В.А. обратился в учреждение УФРС по РБ с заявлением о государственной регистрации права собственности, в чем ему было отказано ввиду отсутствия сведений из администрации района о подтверждении выдачи Киселеву В.А. выписки из похозяйственной книги. Истец полагает отказ по указанным основаниям незаконным и нарушающим его права.
В судебное заседание Киселев В.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РБ Скубиро Е.С. против удовлетворения исковых требований возражала, суду пояснила, что истцом для регистрации права собственности представлена выписка из похозяйственной книги, по форме несоответствующая требованиям, предъявляемым к таким выпискам, и выданная неуполномоченным лицом, в связи с чем и было принято решение об отказе в регистрации права собственности.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Киселев В.А.обратился в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, представив выписку из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ от ДД.ММ.ГГГГ. Киселеву В.А. отказано в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок. При этом основанием для отказа послужило то, что представленная истцом выписка из похозяйственной книги права собственности заявителя на земельный участок, в отношении которого заявлено о регистрации права собственности, не подтверждает, поскольку она не соответствует по форме и содержанию требованиям действующего законодательства.
Согласно п. 1 ст. 25 Земельного Кодекса РФ (в редакции, действующей на момент принятия УФРС по РБ решения об отказе в регистрации права собственности на земельный участок) права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно п. 1 ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации), действующего до 01.01.2017г. и подлежащего применению к спорным правоотношениям, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В силу абз. 1, 2 пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.2 Закона о регистрации регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу абзаца 4 пункта 2 статьи 25.2 данного Федерального закона основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 данной статьи земельный участок является, в том числе, выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 07.07.2003г. №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов.
На основании постановления Совета Министров Б. А. от ДД.ММ.ГГГГ. № "О частичном изменении административно-территориального устройства <адрес> был включен в состав <адрес>.
Как следует из материалов дела, представленная в качестве основания для регистрации права собственности на земельный участок выписка из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ выдана Управляющим <адрес> Дамдиновой Г.Ж., однако, с учетом вышеприведенных норм права, выписки из похозяйственных книг должны выдаваться органом местного самоуправления, а именно администрацией <адрес>.
Кроме того, судом принято во внимание, что сведения о кадастровом номере спорного земельного участка внесены в ГКН ДД.ММ.ГГГГ., что следует из кадастрового паспорта, тогда как в похозяйственной выписке от ДД.ММ.ГГГГ. уже имеется ссылка на кадастровый номер указанного земельного участка. При этом предоставленные <адрес> копии похозяйственной книги № <адрес> сведений о кадастровом номере земельного участка, на котором расположено хозяйство Киселева, также не содержат.
Более того, согласно представленной копии похозяйственной книги № адрес хозяйства, членом которого указан Киселев В.А., является <адрес> Вместе с тем, истцом заявлены требования о регистрации земельного участка, расположенного относительно ориентира – жилой дом, адрес которого указан как <адрес>. И при этом из представленной копии похозяйственной книги не следует, что собственником земельного участка, на котором расположено хозяйство, является Киселев В.А., указанный в качестве члена хозяйства, равно как и Нечаева В.С., и Киселев А.В.
В порядке, предусмотренном статьей 13 Закона о регистрации, в ходе регистрационных действий проводится правовая экспертиза представленных документов. Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов, в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовое последствие влечет только правовое действие.
При проведении правовой экспертизы документов устанавливается, в том числе, следующее: влекут ли за собой выявленные в ходе правовой экспертизы дефекты юридической силы документов ничтожность либо оспоримость соответствующих документов, препятствуют ли они возникновению, переходу, прекращению или обременению (ограничению) прав на недвижимое имущество.
В силу пункта 3 статьи 9 Закона о регистрации компетенции регистрирующего органа относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона о регистрации, государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.
Поскольку при проверке регистратором действительности поданных заявителем документов возникли сомнения в наличии оснований для проведения государственной регистрации права собственности Киселева В.А. на земельный участок с кадастровым номером № на основании пункта 1 статьи 19 Закона о регистрации, государственная регистрация была приостановлена сроком на один месяц.
В ходе приостановления регистрационных действий заявитель вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений (п.1 ст. 19 Закона о регистрации).
Между тем, в течении срока, на который была приостановлена государственная регистрация права собственности, обстоятельства, послужившие основанием для приостановлении регистрации права, не устранены, в связи с чем регистрирующим органом Киселеву В.А. обоснованно отказано в государственной регистрации права.
Также судом принято во внимание, что согласно ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка.
Согласно ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером №, границы указанного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о земельном участке носят декларированный характер, ему присвоен статус «ранее учтенный», что также свидетельствует о невозможности регистрации права собственности на испрашиваемый Киселевым В.А. земельный участок.
При таких обстоятельствах, оснований для признания отказа УФРС по РБ в регистрации права собственности на земельный участок незаконным у суда не имеется, следовательно, требования истца об устранении нарушений его прав удовлетворению также не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-780, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Киселева В. А. к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии по РБ о признании отказа в регистрации права собственности на земельный участок незаконным, возложении обязанности по устранению нарушений прав истца путем регистрации права собственности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья Н.А. Кузубова