Решение по делу № 2а-109/2020 от 23.10.2019

УИД 42RS0040-01-2019-002213-38

Дело №2а-109/2020

                                                       РЕШЕНИЕ

                                 Именем Российской Федерации

    г. Кемерово    « 17» февраля 2020 года

     Кемеровский районный суд Кемеровской области в составе:    Председательствующего судьи Анучкиной К.А.,

при секретаре Лугма О.В.,

      рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по административному иску Кытманова Александра Георгиевича к администрации Кемеровского муниципального округа, главе Кемеровского муниципального округа, главе КУМИ Кемеровского района о признании бездействия незаконным,

                                            УСТАНОВИЛ:

Кытманов А.Г. обратился в суд с иском к администрации Кемеровского муниципального округа, главе Кемеровского муниципального округа, главе КУМИ Кемеровского района о признании бездействия незаконным. Требования мотивированы тем, что ( с учетом уточнений) как следует из письма КУМИ Кемеровского района от 01.07.19 № 0801/3949 на земельном участке, принадлежащем Маровичу Бранко с кадастровым , по <адрес> расположен объект капитального строительства, разрешение на строительство и ввод объекта в эксплуатацию отсутствуют. В соответствии с частью 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание или другое строение возведенное или созданные без получения на это необходимых в силу Закона согласований, разрешений. В соответствии со статьей 55.32 Градостроительного кодекса РФ установлено: снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с ценными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного давления, принимаемого в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. Орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных ш, государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление того государственного лесного надзора (лесной охраны), подведомственных им государственных учреждений, должностных лиц таенных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, или от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых территорий, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий: 1) принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации; обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями; 2) направить, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки; 3) форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков, самовольной постройки, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства; 4) в течение семи рабочих дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной или ее приведении в соответствие с установленными требованиями орган местного самоуправления, принявший соответствующее решение, обязан направить копию соответствующего решения лицу, осуществившему самовольную постройку, а при отсутствии у органа местного самоуправления сведений о таком лице правообладателю земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка; 5) в случае, если лица, указанные в части 4 настоящей статьи, не были выявлены, орган местного самоуправления, принявший решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, в течение семи рабочих дней со дня принятия соответствующего решения обязан: а) обеспечить опубликование в порядке, установленном уставом муниципального образования по месту нахождения земельного участка для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, сообщения о планируемых сносе самовольной или ее приведении в соответствие с установленными требованиями; б) обеспечить размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщения о планируемых сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями; в) обеспечить размещение на информационном щите в границах земельного участка, на котором создана или возведена самовольная сообщения о планируемых сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями; 6) снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице правообладатель земельного участка, на создана или возведена самовольная постройка, в срок, установленный соответствующим решением суда или органа самоуправления: 7) в случае осуществления сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями лицом, создало или возвело самовольную постройку, либо лицом, с которым органом местного самоуправления поселения, городского месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, местного самоуправления муниципального района заключен договор о сносе самовольной постройки или ее приведении в ие с установленными требованиями, которые не являются правообладателями земельного участка, на котором создана или самовольная постройка, указанные лица выполняют функции застройщика; 8) в случае, если в установленный срок лицами, указанными в части 6 настоящей статьи, не выполнены обязанности, иные частью 11 настоящей статьи, при переходе прав на земельный участок обязательство по сносу самовольной постройки или приведению в соответствие с установленными требованиями в сроки, установленные в соответствии с Земельным кодексом Российской переходит к новому правообладателю земельного участка; 9) если принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, е в части 6 настоящей статьи, а в случаях, предусмотренных частями 7 и 13 настоящей статьи, соответственно новый ель земельного участка, орган местного самоуправления по своему выбору осуществляют снос самовольной постройки или ее в соответствие с установленными требованиями; 10) снос самовольной постройки осуществляется в соответствии со статьями 55.30 и 55.31 Градостроительного Кодекса. Приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями осуществляется путем ее реконструкции в порядке, установленном главой 6 Градостроительного Кодекса; 11) лица, указанные в части 6 настоящей статьи, обязаны: 1) осуществить снос самовольной постройки в случае, если принято решение о сносе самовольной постройки, в срок, установленный решением; 2) осуществить снос самовольной постройки либо представить в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденную проектную документацию, предусматривающую реконструкцию самовольной постройки в целях приведения ее в соответствие с установленными требованиями при условии, что принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, в срок, установленный указанны» ем для сноса самовольной постройки; 3) осуществить приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями в случае, если принято решение о самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, в срок, установленный указанным м для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями. При этом необходимо, чтобы в предусмотренный пунктом 2 настоящей части, такие лица представили в орган местного самоуправления поселения, городского по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденную проектную документацию, предусматривающую реконструкцию самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями;12) в случае, если указанными в части 6 настоящей статьи лицами в установленные сроки не выполнены обязанности, смотренные частью 11 настоящей статьи, орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения лигой постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного правления муниципального района выполняет одно из следующих действий: 1) направляет в течение семи рабочих дней со дня истечения срока, предусмотренного частью 11 настоящей статьи для выполнения соответствующей обязанности, уведомление об этом в исполнительный орган государственной власти или орган местного управления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при условии, что самовольная постройка создана или возведена на земельном участке, находящемся в государственной муниципальной собственности; 2) обращается в течение шести месяцев со дня истечения срока, предусмотренного частью 11 настоящей статьи для выполнения соответствующей обязанности, в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов при условии, самовольная постройка создана или возведена на земельном участке, находящемся в частной собственности, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 13 настоящей статьи; 3) обращается в течение шести месяцев со дня истечения срока, предусмотренного частью 11 настоящей статьи для выполнения соответствующей обязанности, в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его передаче в государственную или щипальную собственность при условии, что самовольная постройка создана или возведена на земельном участке, находящемся в частной собственности, и такой земельный участок расположен в границах территории общего пользования, за исключением случая, усмотренного пунктом 3 части 13 настоящей статьи; 13) снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется органом местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, органом местного самоуправления муниципального района в следующих случаях: 1) в течение двух месяцев со дня размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно- коммуникационной сети "Интернет" сообщения о планируемых сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями лица, указанные в части 6 настоящей статьи, не были выявлены; 2) в течение шести месяцев со дня истечения срока, установленного решением суда или органа местного самоуправления о сносе дольной постройки либо решением суда или органа местного самоуправления о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, лица, указанные в части 6 настоящей статьи, не выполнили соответствующие явности, предусмотренные частью 11 настоящей статьи, и земельный участок, на котором создана или возведена самовольная постройка, не предоставлен иному лицу в пользование и (или) владение либо по результатам публичных торгов не приобретен иным лицом; 3) в срок, установленный решением суда или органа местного самоуправления о сносе самовольной постройки либо решением суда или на местного самоуправления о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, лицами, указанными в части 6 настоящей статьи, не выполнены соответствующие обязанности, предусмотренные частью 11 настоящей и, при условии, что самовольная постройка создана или возведена на неделимом земельном участке, на котором также расположены объекты капитального строительства, не являющиеся самовольными постройками; 14) в течение двух месяцев со дня истечения сроков, указанных соответственно в пунктах 1 - 3 части 13 Настоящей статьи, орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная стройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района обязан принять решение осуществлении сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями с указанием сроков таких сноса, приведения в соответствие с установленными требованиями; 15) в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 13 настоящей статьи, орган местного самоуправления, осуществивший снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями, вправе требовать возмещения расходов на выполнение работ по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с установленными требованиями от лиц, указанных в части 6 настоящей статьи, за исключением случая, если в соответствии с федеральным законом орган местного управления имеет право на возмещение за счет казны Российской Федерации расходов местного бюджета на выполнение работ по у самовольной постройки или ее приведению в соответствие с установленными требованиями. Таким образом, со стороны КУМИ Кемеровского района, Администрации Елыкаевского Сельского поселения, Администрация Кемеровского района имеет место быть бездействие в части не исполнения полномочий по контролю за самовольным строительством исполнению процедуры установленной ст. 55.32 ГрК РФ. В соответствии с пунктом 1.1. Положения об управлении архитектуры и строительства администрации Кемеровского муниципального района (утв. Распоряжением Кемеровского муниципального района 18 марта 2014 г. № 66-р) Управление архитектуры и градостроительства администрации Кемеровского муниципального района управление) является структурным подразделением администрации Кемеровского муниципального района, обеспечивающим регулирования градостроительной и архитектурной деятельности на территории Кемеровского муниципального района. В соответствии с пунктом 1.4. Положения Управление непосредственно подчиняется главе района, заместителю главы района по земельно-имущественным отношениям - председателю Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, начальнику управления архитектуры и градостроительства администрации Кемеровского муниципального района. В соответствии с пунктом 3.14. Положения осуществляет меры по предотвращению самовольного строительства зданий, строений, сооружений на территории Кемеровского муниципального района, составление актов следования, выдачу предписаний. Уделяет особое внимание предотвращению самовольного строительства на территории Кемеровского муниципального района на начальной стадии. Просит признать бездействие Администрации Кемеровского муниципального района незаконным; обязать Администрацию Кемеровского муниципального района принять меры в отношении самовольного строения на земельном участке, категория- земли поселений, площадью 990 кв.м., расположенного по <адрес> кадастровый предусмотренные статьи 55.32 ГрК РФ.

Административный истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель истца Чепиков В.Е., действующий на основании ордера от 15.01.2020 года №918, в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на удовлетворении. Суду пояснил, что истцу стало известно о нарушении его прав после изучения ответов органов местного самоуправления. Бездействие ответчиков препятствует истцу реализовать возможность обращения взыскания на имущество должника. Основание иска – ст.55.33 ГрК РФ. К субъектному составу по ст.55.32 ГрК РФ истец не относится. Истец определил, что постройка Марович Б. является самовольной из ответа КУМИ главе Елыкаевского сельского поселения. Повторным рассмотрением заявления будут восстановлены права истца.

Представитель административного ответчика – КУМИ Кемеровского муниципального района Тупикова М.А., действующий на основании доверенности от 09.01.2020, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что истцом пропущен срок на обращение в суд с иском, так как письма КУМИ главе сельского поселения датированы 01.07.2019 года, 04.07.2019 года. Кроме того, истец не относится к лицам которым дано право инициировать проверки в отношении самовольных построек. По обращению физического лица- истца, все действия были приняты, обращение рассмотрено, ответ направлен. Бездействие отсутствует.

Согласно письменного отзыва КУМИ Кемеровского муниципального района (л.д.66-69) следует, что требования административного истца являются незаконными, не основаны на положениях ч.4 ст.222 ГК РФ, ч.1,2 ст. 55.32 ГрК РФ. Так, в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 222 ГК РФ, органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом: 1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования; 2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта. При этом особо необходимо отметить, что согласно абз. 4 п. 4 ст. 222 ГК РФ, предусмотренные настоящим пунктом решения не могут быть приняты органами местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан. В тоже время, из материалов дела не следует то, что самовольное строение создает угрозу жизни и здоровью граждан. Следовательно, Администрация Елыкаевского сельского поселения не располагает основаниями для принятия решения о сносе самовольного строения, поскольку спорный объект располагается на земельном участке, принадлежащем на праве собственности физическому лицу, и в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что сохранение постройки повлечет угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц. Более того, полномочия муниципального образования в отношении выявления сноса самовольных построек регламентированы положениями ч. 1,2 ст. 55.32 ГрК РФ. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 55.32 ГрК РФ, Орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного шдзора, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, т исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), подведомственных им государственных учреждений, должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, или от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий: 1) принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации; 2) обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями; 3) направить, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки. При этом в соответствии с вышеизложенной нормой, орган местного самоуправления принимает соответствующие действия только в случае, если уведомление о выявлении самовольной постройки поступило от лиц, перечисленных в указанной статье. Указанный список лиц является numerous clausus и не подлежит расширительному толкованию. Особо необходимо отметить, что муниципальное образование вправе предпринимать действия только в случае предоставления документов, безусловно свидетельствующих о наличии признаков самовольной постройки. Вместе с тем, заявитель не является лицом, поименованным в ч. 2 ст. 55.32 ГрК и обладающим правом на выявление самовольной постройки, а также заявителем к обращению не было приложено документов, безусловно свидетельствующих об одном из признаков самовольной постройки, предусмотренном ч. 1 ст. 222 ГК РФ. Следовательно, Администрация Елыкаевского сельского поселения не располагала документами, свидетельствующими о наличии признаков самовольного строительства, в связи с чем, у Администрации Елыкаевского сельского поселения отсутствовали основания для совершения действий предусмотренных ч. 2 ст. 55.32 ГрК РФ. Более того, непринятие действий, предусмотренных ч. 2 ст. 55.32 ГрК РФ не нарушает прав административного истца на обращение взыскания на имущество должника в порядке ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 222 ГК РФ, Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Исходя из положений ч. 2 ст. 222 ГК РФ, самовольная постройка не обладает признаком оборотоспособности и не существует в гражданском обороте в качестве вещи, что свидетельствует о невозможности обращения взыскания на такой объект в порядке ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве», поскольку обращение взыскания в рамках исполнительного производства возможно только в отношении имущества (которое включает в себя такую категорию как «вещь»). При этом следует отметить, что применяя тот или иной способ защиты своих прав, заинтересованное лицо должно указать, в чем конкретно выражается нарушение. В частности, из анализа положений ст. 12 ГК РФ следует, что способы защиты гражданских прав сформулированы в ней в общем виде и подлежат уточнению при выборе субъектами конкретных гражданских прав способов их защиты (в частности, в случае защиты субъективного права посредством признания сделки недействительной следует указать конкретное нарушенное право) (Постановление АС ПО от 12 апреля 2018 г. N Ф06-31536/18 по делу № 2-21973/2017). В связи с этим, Административному истцу в силу состязательности процесса, необходимо предоставить доказательства того, что непринятием мер непосредственно затрагиваются его права и законные интересы. При этом условием предоставления судебной щиты является необходимость восстановления нарушенного или оспариваемого права. Это связано с тем, что судебная защита является исключительным способом защиты, который применяется в случае, если другие способы не приведут к более быстрому и эффективному восстановлению нарушенных или оспариваемых прав заявителя. При этом принцип судебной защиты предполагает восстановление действительного права или нарушенного интереса, а несуществующее право или неправомерный интерес судебной защите не подлежат, что влечет отказ в иске (Постановление АС ЦО от 16.06.2016 № Ф10-1666/2016). Вместе с тем, Административным истцом не представлено доказательств того, что непринятие мер по выявлению и сносу самовольной постройки нарушает права и законные интересы, связанные с обращением взыскания на имущество должника, что свидетельствует о том, что судебная защита не повлечет восстановления нарушенных прав. Таким образом, отсутствие оснований для административного сноса спорного объекта недвижимости, а также недоказанность нарушения прав и интересов заявителя непринятием мер муниципальным образованием свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных требований. Просит отказать Кытманову Александру Георгиевичу в удовлетворении заявленных административных требований в полном объеме.

Представитель административного ответчика – администрации Кемеровского муниципального округа Тупикова М.А., действующая на основании доверенности от 21.01.2020 года, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала позицию представителя КУМИ Кемеровского муниципального района.

Административный ответчик - и.о. главы Кемеровского муниципального района в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки не сообщила.

Заинтересованное лицо Марович Б. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие в связи с состоянием здоровья.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения представителя истца, представителя административных ответчиков, изучив письменные материалы дела, суд считает требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно материалам дела, истцом срок на обращение в суд не пропущен.

Судом установлено, что 24.04.2019 года истец обратился к главе Елыкаевского сельского поселения о принятии мер по регистрации права собственности (либо сносе) за должником Марович Б. самовольного строения- склад, расположенного на земельном участке площадью 990 кв.м. по <адрес> (л.д.12-13).

23.05.2019 года главой Елыкаевского сельского поселения направлено письмо об обращении Кытманова А.Г. и принятии мер по устранению незаконности строения, расположенного на земельном <адрес> Ответ просят направить заявителю и копию в администрацию сельского поселения (л.д.101).

Согласно ответа УАиГ администрации Кемеровского муниципального района от 10.06.2019 года (л.д.75) заместителю председателя КУМИ Кемеровского муниципального района следует, что сведения о разрешении на строительство и ввод в эксплуатацию какого-либо объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым , отсутствуют.

11.10.2019 года №796 на запрос представителя истца (л.д.16) Кытманова А.Г. - Соколова А.В., глава Елыкаевского сельского поселения сообщил, что меры, предусмотренные ст.55.31, 55.32 ГК РФ, ч.4 ст.222 ГК РФ в отношении самовольной постройки со стороны администрации Елыкаевского сельского поселения не предпринимались и не предпринимаются (л.д.17).

Как следует из письма КУМИ Кемеровского района (л.д.72) главе Елыкаевского сельского поселения следует, что на земельном участке, принадлежащем Маровичу Бранко с кадастровым по <адрес> расположен объект капитального строительства, фактическое назначение которого установить не представляется возможным, сведения о выданных разрешениях на строительство и ввод объекта в эксплуатацию отсутствуют.

Согласно ответа заместителя главы Кемеровского муниципального района по земельно-имущественным отношениям, председателя КУМИ от 13.12.2019 года (л.д.100) было проведено обследование земельного участка с кадастровым . Согласно обследования установлено, что земельный участок принадлежит физическому лицу, на котором расположено сооружение. Сведений о выданных разрешениях на строительство и ввод в эксплуатацию отсутствуют. Дальнейшие меры в отношении сооружения, расположенного на земельном участке по <адрес> не предпринимались.

Согласно ответа УАиГ администрации Кемеровского муниципального района от 26.12.2019 года (л.д.75) заместителю председателя КУМИ Кемеровского муниципального района следует, что объект недвижимости, расположенный на земельном участке с кадастровым (рядом с жилым домом) признаками самовольной постройки не обладает; в обязанности собственника земельного участка получение разрешительных документов на строительство объекта не входило.

Согласно технического паспорта на жилой дом по <адрес> от 18.06.2002 года, следует что возле жилого помещения размещены хозяйственны постройки- гараж, навес, веранда.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы, а также порядок рассмотрения государственными органами и его должностными лицами таких обращений, регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», что следует из части 1 статьи 1 Закона.

Согласно п.3 ст.5 указанного Федерального закона, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В силу п.4 ч.1 ст.10 данного Федерального закона, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона.

В силу положений ч.3 ст.10 Федерального закона, ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

В соответствии с п.1 ст.12 Федерального закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Анализируя представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что обращения Кытманова А.г., его представителя как гражданина, в рамках Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» были рассмотрены, соответствуют его требованиям, поскольку содержит ответ по существу поставленного в обращении вопроса, подписано соответствующим должностным лицом, направлено заявителю, а соответственно бездействия не допущено.

Несмотря на нарушение при этом 30 дневного срока направления ответа на обращение, это не привело к нарушению прав Кытманова А.Г.. Несогласие административного истца с содержанием ответа не свидетельствует о незаконности действий ответчиком при рассмотрении обращений.

Кроме того, основание иска Кытманова А.Г. является бездействие администрации КМО, главы КМО и КУМи КМР в рамках ст.55.32 ГрК РФ.

В соответствии с ч.2 ст.55.32 ГрК РФ, орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного шдзора, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, т исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), подведомственных им государственных учреждений, должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, или от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль или муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий: 1) принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации; 2) обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями; 3) направить, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, уведомление о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается, в исполнительный орган государственной власти, должностному лицу, в государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки. При этом в соответствии с вышеизложенной нормой, орган местного самоуправления принимает соответствующие действия только в случае, если уведомление о выявлении самовольной постройки поступило от лиц, перечисленных в указанной статье. Указанный список лиц не подлежит расширительному толкованию.

Истец не является лицом, поименованным в ч.2 ст. 55.32 ГрК и обладающим правом на выявление самовольной постройки.

В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 222 ГК РФ, органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом: 1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования; 2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

Согласно абз.4 п.4 ст.222 ГК РФ, предусмотренные настоящим пунктом решения не могут быть приняты органами местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Доказательств, что постройка, расположенная рядом с жилым домом НПО <адрес> является самовольной и создает угрозу жизни и здоровью граждан, суду не представлено.

Таким образом, оснований у Администрация Елыкаевского сельского поселения для совершения действий, предусмотренных ч.2 ст. 55.32 ГрК РФ не имелось.

Согласно ч.2 ст.222 ГК РФ, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Таким образом, самовольная постройка не обладает признаком оборотоспособности и не существует в гражданском обороте в качестве вещи, что свидетельствует о невозможности обращения взыскания на такой объект в порядке ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве», поскольку обращение взыскания в рамках исполнительного производства возможно только в отношении имущества (которое включает в себя такую категорию как «вещь»).

На основании п.п.1,2 ч.9 ст.220 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд. При отсутствии любого из названных выше условий действие должностного лица не может быть признано незаконным.

Административным истцом не представлено доказательств того, что непринятие мер по выявлению и сносу самовольной постройки нарушает права и законные интересы, связанные с обращением взыскания на имущество должника, что свидетельствует о том, что судебная защита не повлечет восстановления нарушенных прав.

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными

Учитывая вышеизложенное в совокупности, суд считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. В связи с чем, в удовлетворении требований административному истцу надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

          Кытманову Александру Георгиевичу в удовлетворении исковых требований к администрации Кемеровского муниципального округа, главе Кемеровского муниципального округа, главе КУМИ Кемеровского района о признании бездействия незаконным, отказать.

Копию решения направить лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 19.02.2020 года.

Судья:

2а-109/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кытманов Александр Георгиевич
Ответчики
Администрация Кемеровского муниципального округа
Глава Кемеровского муниципального округа
Другие
Марович Бранко
Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района
Суд
Кемеровский районный суд Кемеровской области
Судья
Анучкина Кристина Алексеевна
Дело на сайте суда
kemerovsky.kmr.sudrf.ru
02.04.2020Регистрация административного искового заявления
02.04.2020Передача материалов судье
02.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
06.11.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.11.2019Подготовка дела (собеседование)
19.11.2019Рассмотрение дела начато с начала
19.11.2019Подготовка дела (собеседование)
26.11.2019Подготовка дела (собеседование)
10.12.2019Рассмотрение дела начато с начала
10.12.2019Подготовка дела (собеседование)
25.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2019Судебное заседание
15.01.2020Подготовка дела (собеседование)
22.01.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.01.2020Предварительное судебное заседание
26.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее