ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
дело № 2-2784/2019 |
16 октября 2019 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя
под председательством судьи МОЦНОГО Н.В.,
при секретаре судебного заседания МОВСЕСЯН А.А.,
с участием:
представителей истца Клименко К.В. и Медведева О.В.
ответчика Манучарян М.Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Молоствовой Наталии Михайловны к Манучарян Мартину Жирайровичу о признании договора купли-продажи заключенным, признании права собственности на недвижимое имущество;
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, - Егоров Евгений Александрович, Кокошкина Галина Алексеевна, Камнев Олег Валентинович, Камнева Ольга Николаевна, Мартиросян Инга Жораевна,
у с т а н о в и л:
В июне 2019 года Молоствова Н.М. обратилась в суд с иском к Манучарян М.Ж. в котором, с учетом заявления об уточнении требований иска от 24.09.2019 года, просила признании заключенным договор купли-продажи доли в праве собственности на жилой дом, общей площадью 612,20 кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый №, и на долю на земельный участок, площадью 806 кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый №; признании права собственности на 127/2000 долей на указанное недвижимое имущество – жилой дом и земельный участок.
Требования иска мотивированы не заключением между сторонами основного договора купли-продажи недвижимости в оговоренные сроки, уклонением ответчика от заключения основного договора купли-продажи.
В судебное заседание истец Молоствова Н.М. не прибыла, извещалась в установленном порядке, судебная корреспонденция возвращена по истечению срока хранения в отделении связи, воспользовалась правом ведения дела в суде через представителей.
Представители истца Клименко К.В. и Медведев О.В., каждый в отдельности, требования иска поддержали по тем основаниям, что по предварительному договору купли-продажи доли в праве собственности на жилой дом и земельный участок Молоствовой Н.М. внесены в полном объеме денежные средства за приобретаемое недвижимое имущество, фактически данное имущество находится в ведении истца, что является основанием для признания за ней права собственности и признании договора купли-продажи заключенным.
Ответчик Манучарян М.Ж. в суде против иска и фактических обстоятельств дела не возражал.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном порядке, в связи в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ их неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.
Заслушав пояснения участников судебного разбирательства и исследовав материалы, дела суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также условия основного договора, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение при заключении предварительного договора (п. 3 ст. 429 ГК РФ).
В силу ч. 4 ст. 429 ГК РФ в предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.
Согласно предписаниям п. 5 ст. 429 ГК РФ в случаях, если сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса. Требование о понуждении к заключению основного договора может быть заявлено в течение шести месяцев с момента неисполнения обязательства по заключению договора.
В случае возникновения разногласий сторон относительно условий основного договора такие условия определяются в соответствии с решением суда. Основной договор в этом случае считается заключенным с момента вступления в законную силу решения суда или с момента, указанного в решении суда.
Обязательства, предусмотренные предварительны договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор (п. 6 ст. 429 ГК РФ).
Согласно п.4 ст. 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Как разъяснено в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" Требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 ГК РФ).
Равным образом на рассмотрение суда могут быть переданы разногласия, возникшие в ходе заключения договора, при наличии обязанности заключить договор или соглашения сторон о передаче разногласий на рассмотрение суда. Такой спор подлежит рассмотрению в том же порядке, что и спор о понуждении к заключению договора (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
По смыслу пункта 1 статьи 421 ГК РФ добровольно принятое стороной обязательство заключить договор или заранее заключенное соглашение сторон о передаче на рассмотрение суда возникших при заключении договора разногласий должны быть явно выраженными. Если при предъявлении истцом требования о понуждении ответчика заключить договор или об определении условий договора в отсутствие у последнего такой обязанности или в отсутствие такого соглашения ответчик выразил согласие на рассмотрение спора, считается, что стороны согласовали передачу на рассмотрение суда разногласий, возникших при заключении договора (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
В случае отсутствия у ответчика обязанности заключить договор или отсутствия соглашения о передаче разногласий на рассмотрение суда в принятии искового заявления о понуждении заключить договор (об урегулировании разногласий) не может быть отказано. В этом случае суд рассматривает дело по существу и отказывает в иске, если в ходе процесса стороны не выразили согласия на передачу разногласий на рассмотрение суда.
Согласно разъяснений, содержащихся в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49, основной договор должен быть заключен в срок, установленный в предварительном договоре, а если такой срок не определен, - в течение года с момента заключения предварительного договора (пункт 4 статьи 429 ГК РФ). Если в пределах такого срока сторонами (стороной) совершались действия, направленные на заключение основного договора, однако к окончанию срока обязательство по заключению основного договора не исполнено, то в течение шести месяцев с момента истечения установленного срока спор о понуждении к заключению основного договора может быть передан на рассмотрение суда (пункт 5 статьи 429 ГК РФ).
Ведение сторонами переговоров, урегулирование разногласий в целях заключения основного договора не могут являться основаниями для изменения момента начала течения указанного шестимесячного срока.
Как установлено судом 23.11.2016 года между Молоствовой Н.М. и Манучарян М.Ж. заключен предварительный договор купли-продажи доли в праве собственности, а именно на помещение № 4 на первом этаже, площадью 38,90 кв.м., расположенном в жилом доме общей площадью 612 кв.м., принадлежащего Манучарян М.Ж. на основании договора купли-продажи от 22 января 2016 года.
Право собственности продавца зарегистрировано 03.08.2016 года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № 91- 91/001-91/001/070/2016-1473/1.
Также по указанному предварительному договору предусмотрено приобретение истцом доли в праве собственности на земельный участок, принадлежащий Манучарян М.Ж., общей площадью 806 кв.м. кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>,
Земельный участок, указанный в п. 1 предварительного договора, принадлежит ответчику на праве собственности на основании договора купли-продажи от 22 января 2016 года.
Стороны по указанному предварительному договору пришли к соглашению о предоставлении продавцу времени для оформления всех необходимых документов, после чего продавец обязался осуществить переход права долевой собственности на 38,90 кв.м. на первом этаже жилого дома и долю земельного участка в пользу Молоствовой Н.М.
Сторонами согласована окончательная цена договора в размере 1500000,00 руб., которая не подлежит пересмотру, ни при каких обстоятельствах. При этом доля Молоствовой Н.М. в приобретаемых объектах недвижимости составляет 127/2000.
Согласно с п. 6 предварительного договора купли-продажи стороны обязались заключить договор купли-продажи объектов недвижимости не позднее 24.08.2017 года.
В соответствие с п. 9 предварительного договора стороны пришли к соглашению, что в качестве гарантий исполнения обязательств по договору, покупателем путем наличного расчета в день подписания и нотариального удостоверения договора уплачивается продавцу сумма денежных средств в размере 1500000,00 руб.
24.08.2017 года между Молоствовой Н.М. и Манучарян М.Ж. заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым изменены п. 6 (сроки заключения основного договора) и п. 9 (гарантии оплаты) предварительного договора купли-продажи от 23.11.2016 года., а именно - продавец и покупатель обязуются заключить договор купли-продажи объектов (основной договор) не позднее 05.03.2019 года и в качестве гарантий исполнения обязательств по настоящему договору покупатель производит полную оплату и передает продавцу в размере 1500000,00 руб.
В ходе судебного разбирательства, согласно пояснений сторон установлено, что истцом по истечению, определенных условиями предварительного договора сроков заключения договора купли-продажи, в адрес ответчика уведомлений о заключении основного договора не направлялось.
В судебном заседании ответчик Манучарян М.Ж. не оспаривал фактических обстоятельств дела, выполнение истцом обязанности по внесению платы по договору, а также прав Молоствовой Н.М. в отношении имущества, заявленного в иске.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства не установлено нарушения прав Молоствовой Н.М., подлежащих защите в судебном порядке, в силу ст. 56 ГПК РФ доказательств, свидетельствующих об уклонении ответчика от заключения основного договора суду не предоставлено.
В тоже время следует учесть, что согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости, на недвижимое имущество, принадлежащее ответчику Манучарян М.Ж. наложены обременения и запреты на отчуждение недвижимого имущества в рамках исполнительных производств, находящихся на принудительном исполнении в ОСП по Гагаринскому району УФССП Росиии по г. Севастополю (постановление судебного пристава-исполнителя от 12.09.2018 года) в том числе и на долю в жилом доме и земельном участке, по <адрес> в г. Севастополе, являющимися предметом заявленного Молоствовой Н.М. настоящего иска.
Доводы представителей истца относительно возникновения у Молоствовой Н.М. права собственности на спорные объекты, в силу разъяснений, содержащихся в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49, в частности о том если сторонами заключен договор, поименованный ими как предварительный, в соответствии с которым они обязуются, например, заключить в будущем на предусмотренных им условиях основной договор о продаже имущества, которое будет создано или приобретено в дальнейшем, но при этом предварительный договор устанавливает обязанность приобретателя имущества до заключения основного договора уплатить цену имущества или существенную ее часть, такой договор следует квалифицировать как договор купли-продажи с условием предварительной оплаты, по мнению суда, являются несостоятельными.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, право продавца Манучарян М.Ж. на недвижимое имущество (жилой дом и земельный участок), являвшееся предметом предварительного договора от 23.11.2016 года, было зарегистрировано в установленном порядке за продавцом и данное недвижимое имущество существовало как объект гражданского оборота.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения требований иска Молоствовой Н.М. отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении иска Молоствовой Наталии Михайловны к Манучарян Мартину Жирайровичу о признании заключенным договора купли-продажи доли в праве собственности на недвижимое имущество, признании права собственности на недвижимое имущество.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен 21.10.2019 года
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
Копия верна:
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя Н.В. Моцный