Дело № 2а – 298/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кинешма 10 февраля 2020 года
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Сироткина П.Б.,
при секретаре Сорокиной О.П.,
с участием административного истца Воробьева С.И., административного ответчика начальника филиала «Медицинская часть № 3» ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России Хохловой С.А., представителя административного ответчика Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 37 Федеральной службы исполнения наказания» (ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России) Чибисковой А.Е., представителя заинтересованного лица ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области Зборовской О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-298/2020 по административному иску Воробьева Сергея Ивановича к начальнику филиала «Медицинская часть № 3» ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России Хохловой Светлане Александровне, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 37 Федеральной службы исполнения наказания» (ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России) о признании действий (бездействия) незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Воробьев С.И. обратился в Кинешемский городской суд Ивановской области с административным исковым заявлением к начальнику филиала «Медицинская часть № 3» ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России Хохловой С.А., Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 37 Федеральной службы исполнения наказания» (ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России) о признании действий (бездействия) незаконным. Просит признать незаконным бездействие начальника филиала «Медицинская часть № 3» ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России Хохловой С.А. по оказанию ему медицинской помощи, бездействия по направлению на госпитализацию его для обследования и лечения, обязать направить его на госпитализацию для обследования и лечения. Мотивирует свои требования тем, что отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области с ДД.ММ.ГГГГ. За время пребывания в данной колонии он неоднократно обращался за помощью в медицинскую часть и непосредственно к начальнику филиала «Медицинская часть № 3» ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России Хохловой С.А. В его медицинской карте имеется выписной эпикриз <данные изъяты>, а также его обращения в медицинскую часть ИК-4. Начиная с <адрес> у него обострились болезни, связанные с желудком, так как начальник медчасти Хохлова С.А. своевременно не отреагировала на его обращения, не назначила ему лечение и диетпитание, необходимое ему для поддержания здоровья. Диетическое питание ему назначается при обострении у него хронических заболеваний, в частности гастродуоденита. Несмотря на его неоднократные обращения к Хохловой С.А., последняя не приняла необходимых мер реагирования, не организовала его этапирование в больницу для обследования в связи с невозможностью провести данное обследование непосредственно в ФКУ ИК-4, а также неимением лекарственных средств. В обоснование своих доводов ссылается на ст.ст.17, 20, 21, 22, 41, 46 Конституции Российской Федерации, ст.ст.2, 5 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»; Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 18.12.1982 №37/194; п.п. 2,8 ч.1 ст.7, ст.9, 14 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста»; п.п.2, 9 ст.17, ст. 19, 24 Федерального закона от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; ст.13 «Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания»; главы 21, 22, ст.85, ч.4 ст.135; ч.4 ст.200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации; ст.ст. 2, 4, 26, ч.1 ст.37, ч.1 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Приказ Минюста России от 16.12.2016 №295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений».
В судебном заседании административный истец Воробьев С.И. административные исковые требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании административный ответчик начальник филиала «Медицинская часть № 3» ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России Хохлова С.А. суду пояснила, что административные исковые требования не признаёт в полном объёме. Суду пояснила, что все обращения административного истца Воробьева С.И. за медицинской помощью зафиксированы в его медицинской карте. Ей неизвестно ни одного факта, чтобы при обращении за медицинской помощью административному истцу было в этом отказано. В настоящее время во 2-ой декаде февраля 2020 года административный истец Воробьев С.И. будет направлен в филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России. Цель госпитализации: обследование, уточнение диагноза, лечение.
В судебном заседании представитель административного ответчика Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 37 Федеральной службы исполнения наказания» (ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России) Чибискова А.Е. суду пояснила, что с административными исковыми требованиями не согласна в полном объёме по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление. Суду пояснила, что по каждому из обращений Воробьева С.И. медицинскими работниками ему назначалось лечение. Предоставляемое лечение соответствует стандарту медицинской помощи для больных хроническим гастритом, дуоденитом, диспепсией, утверждённых приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 248 от 22.11.2004. С таким диагнозом, какой имеется на сегодняшний день у административного истца никакого диетпитания ему не положено, поскольку это не предусмотрено никакими нормами. Существует соответствующий Приказ Минюста России от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Организацией питания медицинские работники не занимаются. Со стороны медицинских работников Медицинской части № 3 приняты все меры по оказанию Воробьеву С.И. всей необходимой медицинской помощи.
Считает действия административных ответчиков правомерными, не нарушающими законных прав и свобод административного истца, не нарушающими законодательства Российской Федерации, просит в удовлетворении административных исковых требований отказать.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области Зборовская О.Ю. суду пояснила, что считает исковые требования административного истца необоснованными. Медицинская помощь в необходимых случаях Воробьеву С.И. всегда оказывалась.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии с п. 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту УИК РФ) осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Согласно п. 123 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе, оказанием доступной и качественной медицинской помощи. Согласно положениям п. п. 3, 4, 5, 21 ст. 2 данного Федерального закона под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части (ч. 2 ст. 101 УИК РФ).
Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации. При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы названные лица имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (части 1 и 3 статьи 26 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно ч. 1 ст. 101 УИК РФ, лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Как следует из положений Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утверждённого приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285, оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчинённых непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации).
К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка (п. 2).
В случае невозможности оказания медицинской помощи в одном из структурных подразделений медицинской организации УИС лица, заключенные под стражу, или осужденные направляются в иные структурные подразделения медицинской организации УИС или медицинские организации, где такая медицинская помощь может быть оказана (п. 9).
В медицинских организациях УИС медицинская помощь в стационарных условиях лицам, заключенным под стражу, или осужденным оказывается в больницах, а также в специализированных отделениях при медицинских частях. Направление лиц, заключенных под стражу, или осужденных в больницу в плановом порядке осуществляется медицинским работником по предварительному письменному запросу с учётом сроков ожидания медицинской помощи, предусмотренных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 № 1403 (В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2017 № 1492 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов). К запросу прилагаются выписка из медицинской документации пациента и информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство лица, заключенного под стражу, или осужденного. Лица, заключенные под стражу, или осужденные, нуждающиеся в оказании медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, госпитализируются в больницу без предварительного письменного запроса по согласованию с медицинской организацией УИС (п. 18).
Осужденные с признаками стойкой утраты трудоспособности подлежат направлению на медико-социальную экспертизу в установленном порядке (п. 21).
В период содержания осужденного в учреждении УИС осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья, включающее ежегодное лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи), осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера, которые проводятся один раз в год, а также флюорографию легких или рентгенографию органов грудной клетки (легких), которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза (п. 31).
Судом установлено, что административный истец Воробьев И.С. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Устава Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 37 Федеральной службы исполнения наказания» (ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России) в его состав в качестве обособленного подразделения входит филиал «Медицинская часть № 3» Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 37 Федеральной службы исполнения наказания», которая осуществляет медицинское обслуживание ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области.
Доводы административного истца о том, что его длительное время не направляют для обследования и лечения в больницу, поскольку у него плохое состояние здоровья, не могут быть приняты во внимание, так как согласно абзацу 3 пункта 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишённого свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи.
Доводы административного истца о не оказании должной медицинской помощи не нашли своего объективного подтверждения, опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Из медицинской карты административного истца Воробьева С.И. следует, что при поступлении в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области был осмотрен медицинскими работниками филиала «Медицинская часть № 3» Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 37 Федеральной службы исполнения наказания». На основании данных жалоб, анамнеза и осмотра выставлен диагноз: Хронический гастрит (со слов). Из медицинской карты следует, что административный истец неоднократно обращался за медицинский помощью и получал её. При водворении в ШИЗО, при переводе в ПКТ осматривался медицинским работником.
В настоящее время, как следует из письма филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России от 31.01.2020 № 38/ТО/78/9-58 в ответ на запрос о выделении наряда на госпитализацию осужденного, содержащегося в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области, филиал «Больница» готов принять на обследование и лечение Воробьева С.И. во 2 декаде февраля 2020 года.
Суд считает несостоятельными доводы административного истца Воробьева С.И. о том, что в связи с имеющимся у него заболеванием, ему не было медицинскими работниками организовано диетическое питание. Приказом Минюста России от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» в приложении № 5 установлена повышенная норма питания для больных, осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время. Повышенная норма, установленная вышеуказанным приказом, для административного истца, с имеющимся у него на момент рассмотрения дела диагнозом не предусмотрена.
Приказом ФСИН России от 02.09.2016 № 696 утверждён Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В разделе IX Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, указано, что организация лечебного питания в лечебных учреждениях УИС является неотъемлемой частью лечебного процесса и входит в число основных лечебных мероприятий. Лечебное питание для больных осужденных, подозреваемых и обвиняемых, находящихся на стационарном и амбулаторном лечении в лечебных учреждениях УИС, осуществляется по норме питания, утверждённой в установленном порядке. С целью оптимизации лечебного питания, совершенствования организации и улучшения управления его качеством в лечебных учреждениях УИС применяется номенклатура диет (система стандартных диет). Диеты назначаются при различных заболеваниях в зависимости от стадии, степени тяжести болезни или осложнений со стороны различных органов и систем.
Таким образом, с учётом вышеуказанных правовых норм, исследованных доказательств и обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлен факт оказания административному истцу Воробьеву С.И. медицинской помощи в необходимом объёме, в соответствии с требованиями установленных правил и норм, нарушения прав и законных интересов последнего не установлено, доводы административного истца, указывающие на обратное, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Административному истцу при подаче административного иска определением суда от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до принятия решения по настоящему административному делу. Поскольку в удовлетворении административных исковых требований отказано в полном объёме, соответственно, с административного истца в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований к начальнику филиала «Медицинская часть № 3» ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России Хохловой Светлане Александровне, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 37 Федеральной службы исполнения наказания» (ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России) о признании бездействия по оказанию медицинской помощи, бездействия по направлению на госпитализацию для обследования и лечения, обязании направления на госпитализацию для обследования и лечения Воробьеву Сергею Ивановичу отказать в полном объёме.
Взыскать с Воробьева Сергея Ивановича в доход бюджета городского округа Кинешма государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Кинешемский городской суд Ивановской области.
Председательствующий П.Б. Сироткин
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ