Судья Торопицына Л.Ю. 07 октября 2015 года
Дело № 33-10674
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Толстиковой М.А., судей Ивановой Т.В. и Сергеева В.А. при секретаре Шиляевой А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Ильинского районного суда Пермского края от 10 июля 2015 года, которым на Правительство Пермского края возложена обязанность предоставить Пьянковой М.И. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. метров в границах Ильинского муниципального района Пермского края.
Заслушав доклад судьи Ивановой Т.В., объяснения прокурора Кузнецовой С.Н., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ильинского района Пермского края, действуя в интересах
Пьянковой М.И., обратился в суд с иском к Правительству Пермского края, Межрайонному территориальному управлению № 2 Министерства социального развития Пермского края о возложении обязанности предоставить по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение специализированного жилищного фонда, благоустроенное в границах Ильинского муниципального района, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.
Требования обосновываются тем, что Пьянкова М.И. относится к категории лиц - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения в собственности или по договору социального найма не имеет, поэтому 27.10.2014 решением комиссии по опеке и попечительству ТУ Министерства социального развития Пермского края по Ильинскому муниципальному району включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. До настоящего времени благоустроенным помещением на условиях договора специализированного жилого помещения, истец не обеспечена.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Правительство Пермского края, указывая на нарушения судом норм материального права, поскольку законом определена обязанность предоставить жилое помещение на территории субъекта Российской Федерации, где проживает истец, а не муниципальный район как определил суд. При этом согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей сирот на 2015 не планируется строительство жилых помещений для предоставления их по договору специализированного жилищного фонда в Ильинском муниципальном районе.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ильинского района полагает её не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Кузнецова С.Н. полагала жалобу не подлежащей удовлетворению.
Другие лица, участвующие в деле, участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены.
Представители Правительства Пермского края и Министерства социального развития Пермского края просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327. 1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ)), нашла, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, нормы материального права, проанализированные в решении, применены правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец относится к числу лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, пригодного для проживания, истец не имеет, поэтому Пьянкова М.И. решением ТУ Минсоцразвития по Ильинскому муниципальному району Пермского края от 27.10.2014 включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда по основаниям, предусмотренным ст. 109.1. Жилищного кодекса Российской Федерации
Установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ), Законом Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012) «О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», регулирующими спорные правоотношения, и пришел к правильному выводу об обоснованности предъявленного иска.
При этом суд правомерно исходил из того, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и в связи с тем, что, будучи включенная в установленном порядке в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда по основаниям, предусмотренным ст. 109.1. Жилищного кодекса Российской Федерации, не обеспечена жилым помещением.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В развитие указанных положений в ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации также закреплено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации
1. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).
Согласно ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 № 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище, которое возникло у истца, однако, до настоящего времени не реализовано по не зависящим от него обстоятельствам.
При этом в соответствии с абзацем 2 ч.1 ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность предоставить жилое помещение истцу возникла по достижении им 18 летнего возраста.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу законодательных установлений жилое помещение подлежит предоставлению на территории субъекта Российской Федерации – Пермского края, основательными признаны быть не могут, поскольку толкование положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, вопреки мнению автора жалобы, не позволяет сделать такой вывод.
Статьёй 27 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на свободу места жительства.
Из материалов дела следует, что фактическим местом жительства истца является ****, где она зарегистрирована по месту жительства и фактически проживает, поэтому истолкование положений ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» таким образом, что территорией, на которой находится место жительства истца, является территория субъекта Российской Федерации, на государственный орган которого законом возложена обязанность обеспечить истца жилым помещением специализированного жилищного фонда, означало бы ограничение конституционного права лица, подлежащего социальной защите со стороны государства, на свободу передвижения и выбор места жительства.
Кроме того, из указанного истолкования положений ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» исходило и Правительство Пермского края при установлении своим постановлением от 09.09.2013 № 1194-п Порядка предоставления детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, закрепив в п.1.3. положение о том, что специализированное жилое помещение предоставляется по месту жительства лица, которому предоставляются меры социальной поддержки.
В свою очередь в силу требований п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства гражданина признается место где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Ссылки в жалобе на то, что Порядком предоставления детям – сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1194-п предусмотрена возможность предоставления жилого помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, на неправильность решения суда не указывают, поскольку такое положение возможно в том случае, если получено согласие лица, которому предоставляются меры социальной поддержки. В данном деле не представлены сведения о том, что такое согласие Пьянковой М.И. получено, что, однако, не исключает, достижения соглашения по этому вопросу при исполнении судебного акта.
Других правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену решения суда, не установлены.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ильинского районного суда Пермского края от 10 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: