Решение по делу № 2а-11350/2019 от 20.11.2019

К делу № 2а-11350/2019

Решение

Именем Российской Федерации

«18» декабря 2019 года г. Краснодар

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Ермолова Г.Н.,

секретаря судебного заседания Щегольковой М.М.,

помощника судьи Авдеевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кульневой О,Н, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным бездействия государственного регистратора в не возобновлении регистрации права собственности на долю в квартире, возложении обязанности по осуществлению государственной регистрации жилого помещения,

Установил:

Кульнева О.Н. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным бездействия государственного регистратора в не возобновлении регистрации права собственности на долю в квартире, возложении обязанности по осуществлению государственной регистрации жилого помещения – <данные изъяты> доли в квартире, по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что к заявлению поданному административному ответчику на государственную регистрацию доли жилого помещения, по адресу: <адрес>, принадлежащего истцу на праве общей долевой собственности, были приложены все необходимые документы. Полагает бездействие административного ответчика, после предоставления дополнительных документов незаконными Считает данное бездействие незаконным, нарушающим ее права как собственника объекта недвижимости, поскольку лишает возможности оформить права на жилое помещение.

Административный истец Кульнева О.Н. в судебное заседание не явилась, извещена судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя в судебное заседание.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные требования по вышеуказанным доводам, просил суд иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.

Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В силу п. 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

На основании части 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права осуществляется на основании заявления.

Как следует из предоставленных материалов, решением мирового судьи судебного участка № 53 Прикубанского округа г. Краснодара от 21.11.2007 года, вступившим в законную силу, было прекращено право общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. В собственность ФИО5 выделена квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м., в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. В собственность ФИО6, ФИО7, ФИО8 выделена квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м., в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Между сторонами определен порядок пользования земельным участком по вышеуказанному адресу.

Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, установлен юридический факт нахождения в долевой собственности Кульневой О.Н. (<данные изъяты> доли), ФИО7 (<данные изъяты> доли), ФИО8 (<данные изъяты> доли) квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.

Согласно ст. 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Управление Росреестра по Краснодарскому краю не было стороной, участвующей в вышеуказанных делах и вопрос о правах и обязанностях регистрирующего органа судом в указанных судебных актах не разрешался.

Согласно материалам реестрового дела, ДД.ММ.ГГГГ Кульнева О.Н. обратилась в Управление Росреестра по Краснодарскому краю. В качестве документов-оснований были представлены: заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ ; заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ ода Кульнева О.Н. (ФИО9); заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество ДД.ММ.ГГГГ ФИО7; заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество ФИО8 (ФИО9); технический план помещения от ДД.ММ.ГГГГ; решение суда от ДД.ММ.ГГГГ; решение суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Управлением Росреестра по Краснодарскому краю ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение о приостановлении государственной регистрации прав в отношении квартиры, по адресу: <адрес>. Административному истцу было предложено предоставить в регистрирующий орган документы, устраняющие причину приостановления. Далее, Кульневой О.Н. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ сдавались дополнительные материалы (технический план и судебные акты, заверенные надлежащим образом).

По результатам рассмотрения документов административного истца Управлением Росреестра по Краснодарскому краю ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ годавынесены решения о приостановлении государственной регистрации прав в отношении квартиры, по адресу: <адрес>.

При проведении правовой экспертизы (предусмотренной пп. 3 п. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), представленных документов для осуществления государственной регистрации права собственности, у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для проведения указанных регистрационных действий. Управлением Росреестра по Краснодарскому краю регистрационные действия были приостановлены.

Таким образом, административный ответчик не бездействовал, а в каждом случае подачи документов административным истцом принимал соответствующее решение, которые истцом не оспариваются.

Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В соответствии с частью 7 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в жилом строении не допускаются.

В связи с чем, в соответствии с ч. 19 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не представлялось возможным осуществить постановку на государственный кадастровый учет данного помещения, так как объект, о государственном кадастровым учете и (или) государственной регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который, осуществляются в соответствии с Законом о регистрации.

Таким образом, постановка на государственный кадастровый учет жилых и нежилых помещений в индивидуальном жилом доме и последующее их введение в гражданский оборот в качестве самостоятельных объектов гражданских прав противоречит действующему законодательству.

В силу положений Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при разделе объекта недвижимости образуются объекты недвижимости того же вида, что был исходный объект недвижимости, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости, исходный объект недвижимости прекращает свое существование. При этом образованные объекты недвижимости должны иметь возможность эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов. Образованные объекты недвижимости после их постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на них становятся самостоятельными объектами гражданских прав.

По смыслу предписаний, содержащихся в Градостроительном кодексе Российской Федерации, объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи (часть 3 статьи 48, пункт 1 части 2 статьи 49), под жилыми домами блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 49).

Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме (пункт 6 Положения о признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47, действие которого в силу прямого указания пункта 2 распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации).

Согласно статье 16 Жилищного кодекса Российской Федерации квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Таким образом, с точки зрения действующего законодательства раздел в натуре индивидуального жилого дома может привести только и исключительно к образованию индивидуальных автономных жилых блоков, в результате чего будет образовано здание "жилой дом блокированной застройки".

Требования к жилым домам блокированной застройки содержатся в "СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001" (утв. и введен в действие приказом Минстроя России от 20.10.2016 года № 725/пр). Согласно указанному своду правил блокированная застройка домами жилыми одноквартирными - это застройка, включающая в себя два и более пристроенных друг к другу дома, каждый из которых имеет непосредственный выход на отдельный приквартирный участок. Блок жилой автономный - жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками.

В соответствии с п. 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016 года, часть жилого дома может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной и изолированной.

С учетом совокупности изложенных обстоятельств, следует заключить, что с ДД.ММ.ГГГГ невозможна постановка на кадастровый учет и регистрация права собственности на квартиры в индивидуальном жилом доме, а также на отдельные помещения в индивидуальном жилом доме. При рассмотрении гражданских дел о разделе в натуре жилого дома необходимо учитывать установленную законом невозможность выдела в собственность в результате такого раздела квартир и отдельных помещений в индивидуальном жилом доме.

Более того, представленный на государственную регистрацию технический план не соответствует Требованиям № 953 (Приказ Минэкономразвития России от 18.12.2015 года № 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений").

В соответствии с пунктом 43 Требований № 953 в раздел "Характеристики объекта недвижимости" включаются следующие сведения о соответствующих объектах недвижимости в соответствии с документами на основании которых подготовлен технический план: адрес здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства в структурированном в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) виде на основании сведений, предоставленных оператором информационной адресной системы, осуществляющим ведение государственного адресного реестра.

При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства, а также в отношении машино-места, заполняется строка "Местоположение объекта недвижимости", в которой в структурированном в соответствии с ФИАС виде указывается местоположение здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства с указанием: слов "Российская Федерация", наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта (город, село), улицы (проспект, шоссе, переулок, бульвар) - при наличии, номера здания (сооружения), номера помещения, в том числе с учетом сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 20 Требований.

В соответствии с пунктом 48 Требований № 953 в разделе «Характеристики помещений» технического плана в форме электронного документа «Level Number» указывается номер, обозначение этажа, на котором расположено помещение.

В представленном техническом плане в форме электронного документа не указан этаж, на котором расположено помещение. При этом, согласно раздела технического плана «План этажа», учитываемое помещение расположено на 1 этаже.

В случае если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки, допущенные при установлении местоположения объекта недвижимости (ранее допущенные реестровые ошибки), несоответствие площади здания, помещения, машино-места, площади застройки сооружения, указанной в документах, предусмотренных пунктом 20 Требований, и площади здания, помещения, машино-места, площади застройки сооружения, определенной с учетом Требований, установленных на основании части 13 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также в иных случаях, в том числе при изменении проектной документации или когда, по мнению кадастрового инженера, необходимо дополнительное обоснование результатов кадастровых работ, в разделе "Заключение кадастрового инженера" приводятся обоснование значения площади здания, помещения, машино-места, площади застройки сооружения, иной характеристики объекта недвижимости, определение которой осуществлено кадастровым инженером, в том числе результаты необходимых измерений и расчетов, предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок (при их наличии), иная информация, документы, подтверждающие изменение проектной документации включаются в состав Приложения.

В соответствии с частью 5 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при прекращении права на здание, сооружение, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости, государственная регистрация права в отношении всех помещений, машино-мест в таких здании, сооружении должна быть осуществлена одновременно, при этом такие здание, сооружение с государственного кадастрового учета не снимаются.

Регистрирующий орган не формирует правоустанавливающие документы, не участвует в правоотношениях лиц, связанных с приобретением ими прав на объекты недвижимости. Регистрирующий орган от имени государства признает и подтверждает результат гражданских правоотношений в сфере оборота недвижимого имущества - возникшее право, обременения прав и т.д.

Доказательств нарушения прав истца в связи с вынесением оспариваемых уведомлений, а также бездействия административного ответчика в материалы дела не предоставлено.

Оценивая решения регистрирующего органа на предмет соответствия его нормам действующего законодательства, суд не усмотрел нарушений. Решения приняты в пределах полномочий регистрирующего органа, права и свободы административного истца оспариваемыми решениями не нарушены.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Решил:

В удовлетворении административного иска Кульневой О,Н, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным бездействия государственного регистратора в не возобновлении регистрации права собственности на долю в квартире, возложении обязанности по осуществлению государственной регистрации жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий –

2а-11350/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кульнева Ольга Николаевна
Ответчики
Государственный регистратор Гольцев Ю.В. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК
Сафразьян Игорь Гурьевич
Суд
Прикубанский районный суд г. Краснодара
Судья
Ермолов Георгий Николаевич
Дело на странице суда
krasnodar-prikubansky.krd.sudrf.ru
20.11.2019Регистрация административного искового заявления
20.11.2019Передача материалов судье
11.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
11.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.12.2019Судебное заседание
23.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2020Дело оформлено
18.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее