Судья Логинов С.С. Дело № 33-4824/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Агранович Ю.Н., Ус Е.А.,
при секретаре Мельниковой А.В.
рассмотрела в судебном заседании 20 июля 2017 года дело по апелляционной жалобе Громилиной Е.Ю. на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 15 мая 2017 года, по которому
в удовлетворении исковых требований Громилиной Е.Ю. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Ухта", администрации муниципального образования городского округа "Ухта" о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Ухта" <Дата обезличена> <Номер обезличен> в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категориям "молодая семья", обязании поставить на учет, отказано.
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Громилина О.Ю. обратилась в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Ухта" о признании незаконным отказа в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья от <Дата обезличена>, обязании принять истца и членов ее семьи на указанный учет.
В обоснование иска указала, что в ... года она обратилась в КУМИ МО ГО "Ухта" с заявлением о постановке семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилых помещений по категории "молодая семья", однако в постановке на учет ответчиком отказано, поскольку заявитель намеренно ухудшился свои жилищные условия. Не согласившись с указанным решением, Громилина М.Ю. обратилась в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивал.
Представитель КУМИ МО ГО "Ухта" исковые требования не признал.
Администрация МО ГО "Ухта", надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направила.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Громилина Е.Ю., ссылаясь на неправильное установление судом обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора, и неправильное применение норм материального права.
Исходя из положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассматривается при имеющейся явке лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы. В ее состав включены подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" и Правила реализации подпрограммы, которые предусматривают обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Одним из основных принципов реализации данной подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В случае, если не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ срок, допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пп. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ).
Из содержания приведенных норм следует, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" от 05.04.2005 N 30-РЗ.
В статье 1 Закона перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, в том числе указаны молодые семьи.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 2 Закона Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются, в частности, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (абзац 1); при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (абзац 2).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 13 ст. 2 Закона Республики Коми "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Громилина Е.Ю. с <Дата обезличена> состоит в зарегистрированном браке с Г.Е.А. ., от брака имеют несовершеннолетнюю дочь - Г.П.Е. ., ... года рождения.
Согласно справке МУ "МФЦ" МО ГО "Ухта" от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Громилина Е.Ю., Г.Е.А. ., Г.П.Е. с <Дата обезличена> зарегистрирована и проживает в квартире ... дома ... по ул. ... г. .... Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Г.Е.А. (свидетельство о государственной регистрации <Номер обезличен> от <Дата обезличена>).
Ранее, в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> истец имела регистрацию в жилом помещении по адресу: ..., общей площадью ... кв.м. Данная квартира принадлежит на праве общей равнодолевой собственности (по ... доли) истцу и ее отцу В.Ю.Н.
По договору купли-продажи от <Дата обезличена> истец продала принадлежащую ей ... доли указанного жилого помещения.
Громилин Е.А. в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> имел регистрацию по адресу: ..., общей площадью ... кв.м. Указанное недвижимое имущество находится в собственности Г.Е.А.
<Дата обезличена> Громилина Е.Ю. обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Ухта" с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории "молодая семья" с составом семьи она, её супруг Г.Е.А. и их несовершеннолетняя дочь Г.П.Е. ., указав в качестве места жительства семьи квартиру, расположенную по адресу: ....
Решением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО "Ухта" от <Дата обезличена> в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категориям "молодая семья", истцу отказано по тем основаниям, что заявителем совершены действия, связанные с отчуждением принадлежащей ей на праве собственности - 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: ..., в результате которых ухудшены жилищные условия.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о законности отказа администрации МО ГО "Ухта" в постановке истца на учет на строительство или приобретение жилья по рассматриваемой категории, поскольку до продажи ... доли жилого помещения, принадлежащего истцу, учетная норма площади для принятия семьи истца на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения составляла ... кв.м. ((... кв.м.+(.../...)/3), что превышает установленный размер учетной нормы (... кв.м.), а после отчуждения жилого помещения стала составлять ... кв.м. При этом доказательств того, что отчуждение принадлежащего истцу недвижимого имущества носило вынужденный характер, суду не представлено. При таком положении действия Громилиной Е.Ю. свидетельствуют о намеренном ухудшении жилищных условий, что в силу положений статьи 53 Жилищного кодекса РФ является основанием для отказа в постановке на учет.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует приведенному выше законодательству и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы жалобы о том, что действия истца по продаже жилого помещения нельзя расценивать как намеренное ухудшение жилищных условий, поскольку Громилина Е.Ю. на момент его продажи не реализовала своего права на участие в приватизации и в собственности иного жилья не имеет, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.
В апелляционной жалобе не содержится ссылок на обстоятельства, опровергающие правильные выводы суда первой инстанции. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь cтатьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 15 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Громилиной Е.Ю. - без удовлетворения.
Судьи-