дело № 2а-5269/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Оренбург 25 октября 2019 года
Центральный районный суд города Оренбурга в составе: председательствующего, судьи Мельниковой Н.Б.,
при секретаре Ким Е.В.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Оренбургского района Оренбургской области Золотаревой Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Оренбургского района Оренбургской области, действующего в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области о признании информации, размещенной в сети "Интернет", запрещенной
УСТАНОВИЛ:
прокурор Оренбургского района Оренбургской области в порядке ст. 39 КАС РФ, действующий в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Оренбургской области о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной.
В обоснование требований административный истец указал, что прокуратурой Оренбургского района Оренбургской области в ходе проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации проведен мониторинг сети Интернет. В ходе проведенного мониторинга с использованием персонального компьютера, имеющего выход в телекоммуникационную сеть «Интернет», установлено, что на Интернет страницах:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> размещена информация о продаже удостоверений, подтверждающих право на управление транспортным средством. Данные документы предлагается приобрести без обучения и сдачи экзаменов.
Вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует. Ссылаясь на то, что нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации о продаже удостоверений, подтверждающих право на управление транспортным средством, которые предлагается приобрести без обучения и сдачи экзаменов нарушает интересы РФ, неотъемлемые права неопределенного круга лиц на жизнь и здоровье, в том числе несовершеннолетних, гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве, просит суд признать информацию, размещенную на сайтах в сети «Интернет»:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Представитель административного истца - помощник прокурора Оренбургского района Оренбургской области Золотарева Д.Е. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила административный иск удовлетворить.
Представитель Управления Роскомнадзора по Оренбургской области в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что по состоянию на 15.10.2019:
- на Интернет-ресурсе <данные изъяты> размещено большое количество информации, в связи с чем необходимо указать конкретную информацию, которая должна быть признана запрещенной для распространения на территории РФ;
- Интернет-ресурс <данные изъяты> недоступен.
Скриншоты прилагаются.
Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Поскольку одна из сторон в силу личного волеизъявления не воспользовалась своим правом на участие в судебном заседании, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 4 Положения о федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 года № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» Роскомнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).
На основании ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – ФЗ «О безопасности дорожного движения») право на управление транспортными средствами предоставляется лица, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1 ст. 29 ФЗ «О безопасности дорожного движения» обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, предусматривающими такое обучение.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» проведение экзаменов, выдача российских национальных и международных удостоверений и обмен иностранных водительских удостоверений осуществляется подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены обязанности по проведению экзаменов, выдаче российских национальных и международных водительских удостоверений и обмену иностранных водительских удостоверений.
В силу п. 13 приказа Министерства внутренних дел России от 20.10.2015 N 995 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений» государственная услуга по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений предоставляется МВД России.
Таким образом, порядок получения водительских удостоверений установлен федеральным законодательством. Иного способа приобретения водительских удостоверений, а именно посредством заказа через Интернет-сайт, действующим законодательством не предусмотрено.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» по адресу:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>вышеуказанной информации фактически способствует совершению таких преступлений, как незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также поддержка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков в целях их использования, ответственность за которые предусмотрена статьями 324 и 327 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов. При таком положении сведения, размещенные на указанном выше Интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования водительских удостоверений без прохождения соответствующего обучения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Вышеперечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования водительских удостоверений за плату без прохождения соответствующего обучения и сдачи экзаменов. В нарушение перечисленных норм закона на указанных Интернет-сайтах:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>размещена публичная оферта приобретения водительских удостоверений за денежную плату.
Из представленных суду материалов усматривается, что в ходе проведения мониторинга сети Интернет прокурором Оренбургского района Оренбургской области с использованием персонального компьютера, имеющего выход в телекоммуникационную сеть «Интернет», выявлены Интернет-страницы с электронным адресом:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>на которых были обнаружены сайты с информацией о возможности приобретения и использования водительских удостоверений за плату без прохождения соответствующего обучения и сдачи экзаменов.
Сведения, размещенные по указанном электронном адресам вводят в заблуждение неопределенный круг лиц, относительно возможности, допустимости и способах приобретения и использования водительских удостоверений за плату без прохождения соответствующего обучения и сдачи экзаменов, которые могут быть использованы в преступных целях и побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства доступ к информации, размещенной на Интернет-сайтах:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>следует ограничить, для чего признать содержащуюся на них информацию запрещенной к распространению и подлежащей внесению в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В силу п. 5.1.7. постановления Правительства РФ от 16.03.2009 года № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Разрешая заявленные требования, суд, руководствуясь вышеуказанными нормами закона, учитывая представленные административным ответчиком данные, исходит из того, что, указанные Интернет-сайты содержат информацию о возможности, допустимости и способах приобретения и использования водительских удостоверений за плату без прохождения соответствующего обучения и сдачи экзаменов, которая может быть использована в преступных целях.
Таким образом, требования прокурора обоснованы и подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Оренбургского района Оренбургской области, действующего в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети "Интернет", запрещенной – удовлетворить частично.
Признать информацию, содержащуюся в информационно- коммуникационной сети Интернет на Интернет-сайтах:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение суда является основанием для внесения адресов Интернет-сайтов:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>в единую систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Центрального районного
суда г. Оренбурга Н.Б. Мельникова
Решение в окончательной форме принято 25 октября 2019 года.