Дело № 2-5401/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 сентября 2019 года г.Калининград
Центральный районный суд г.Калининграда в составе:
председательствующего судьи Епимахиной И.А.,
при секретаре Панфиловой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фролова Артема Александровича к МВД России, УМВД России по Калининградской области, ИВС УМВД России по г. Калининграду, Министерству Финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Фролов А.А. обратился в суд с исковым заявлением, в котором указывает, что был задержан УМВД 3-го отдела Центрального района г. Калининграда по подозрению в совершении преступления, предусмотренного № УК РФ. < Дата > его поместили в изолятор временного содержания. Постановлением Центрального районного суда г. Калининграда от < Дата > в отношении Фролова А.А. была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, после чего его этапировали в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Калининграду. В ИВС Фролов А.А. содержался в ненадлежащим условиях. Так в камере отсутствовало индивидуальное спальное место, вместо него более 2/3 камеры занимал деревянный настил (нары), учитывая содержание в камере двух человек. Вместо унитаза стоял алюминиевый бак с раствором хлорной извести. Также отсутствовали: раковина с краном для умывания; вентиляция с притоком свежего воздуха; дневное освещение, вместо которого над дверью установлена тусклая лампочка, из-за плохого освещения болели глаза и появлялась резь. Окна в камере не открывались, поскольку были полностью заложены стекоблоками. В камере отсутствовали стол и скамейка для принятия пищи, шкафчик для продуктов питания, личных вещей и предметов. Ежедневная прогулка предоставлялась менее одного часа в сутки. Вышеописанные условия были мучительными для Фролова А.А. поскольку он страдает рядом хронических заболеваний, а именно гепатитом B и C. Вследствие содержания в таких условиях Фролов А.А. понес физический, психологический и моральный вред. Просит направить комиссию в ИВС для проведения проверки условий содержания; взыскать с Министерства Финансов РФ в его пользу компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Определением суда от 24 июля 2019 года судом приняты исковые требования только в части требований о взыскании компенсации морального вреда.
Фролов А.А. в судебное заседание не явился, в настоящее время содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, в судебное заседание не доставлялся, поскольку действующим гражданским процессуальным законодательством не предусмотрено этапирование и доставление лиц, содержащихся под стражей и отбывающих наказание в местах лишения свободы, для участия в рассмотрении гражданских дел. О времени и месте судебного разбирательства истец извещен надлежащим образом, представителя для участия в деле в суд не направил, о проведении сеанса видеоконференцсвязи не ходатайствовал, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители ответчиков МВД России, УМВД России по Калининградской области, ИВС УМВД России по г. Калининграду, Министерству Финансов РФ в судебное заседание не явились извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав письменные материалы гражданского дела, дав им оценку в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.
Статьей 17 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года, участником которой является Российская Федерация, никто не должен подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В силу ст.14 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, каждое государство – участник Конвенции обеспечивает право на справедливую и адекватную компенсацию.
Согласно ст.9 Федерального закона №103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.
Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В соответствии со ст. 4, 15, 17, 23, 24 Федерального закона №103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Подозреваемые и обвиняемые имеют, наряду с другими правами, право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка; пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место с постельными принадлежностями. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Статьей 23 названного выше Федерального закона установлено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности (п.1), им предоставляется индивидуальное спальное место (п.2), норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров (п.5).
Согласно п.45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Как установлено судом и подтверждается материалами гражданского дела, Фролов А.А. содержался в ИВС УМВД России по г.Калининграду в период с < Дата >.
Как следует из ответа Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, Фролов А.А. с жалобами на условия содержания в ИВС УМВД России по г. Калининграду в период с < Дата >в аппарат Уполномоченного по правам человека в Калининградской области не обращался. Однако, условия содержания в ИВС не соответствуют требованиям Федерального Закона №103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а именно: в камерах вместо индивидуальных спальных мест оборудован сплошной дощатый настил, на котором, содержащиеся в ИВС граждане, располагаются в ряд по нескольку человек; канализация, водопровод, туалет с обеспечением приватности в камере отсутствуют, заключенные выводятся в общий туалет, расположенный в коридоре ИВС; в камерах окна очень маленькие и не пропускают дневного света, искусственное освещение не достаточное, естественная вентиляция отсутствует, имеется только принудительная, которая работает не регулярно; камеры не оборудованы необходимой мебелью из-за того, что основную площадь помещения занимает дощатый настил, который используется как спальные места; отсутствуют прогулочные дворы, из-за чего прогулка для спецконтингента не проводится.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела нашли свое подтверждение доводы Фролова А.А. о том, что администрацией изолятора временного содержания г.Калининграда в нарушение требований Федерального закона №103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в рассматриваемый период не был обеспечен режим, соблюдающий права истца, а именно, ему не были созданы условия содержания, в полной мере соответствующие требованиям названного закона.
Согласно ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
Из приведенных норм материального права вытекает возможность компенсации морального вреда в случае неправомерного виновного действия или бездействия причинителя вреда, в результате которых были нарушены принадлежащие потерпевшему нематериальные блага, при наличии причинной связи между неправомерным действием (бездействием) и наступившими последствиями.
При таком положении, установив факт несоответствия условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС УМВД России по г.Калининграду требованиям Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в тот период времени, когда там содержался истец – с < Дата > года, с учетом приведенных выше норм материального права, суд приходит к выводу о том, что заявленные Фролова А.А. требования о компенсации морального вреда являются обоснованными.
С учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер и период нарушения неимущественных прав истца, отсутствие существенных негативных последствий в результате нарушения его прав, небольшой срок содержания в следственном изоляторе,а также требования разумности и справедливости, суд полагает необходимым частично удовлетворить заявленные Фролова А.А. исковые требования и взыскать в его пользу за счет казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.
Таким образом, с учетом принципа разумности и справедливости, суд оценивает сумму компенсации морального вреда, подлежащую взысканию в пользу истца в размере 1000 рублей.
Определяя надлежащего ответчика по данному делу, суд приходит к следующему.
В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Подпунктом 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ установлено, что от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика в суде по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, выступает соответственно главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.
В соответствии с подп. 12.1 п. 1 ст. 158 БК РФ, главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
При таких обстоятельствах, компенсация морального вреда в размере 1000 рублей, причиненного истцу, подлежит взысканию в его пользу с Российской Федерации в лице МВД России за счет казны Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Фролова Артема Александровича удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице МВД России за счет казны Российской Федерации в пользу Фролова Артема Александровича компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований Фролова Артема Александровича отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 17 сентября 2019 года.
Судья