Решение по делу № 2а-5977/2016 от 19.08.2016

Дело № 2а-5977/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    26 августа 2016 года     г.Калининград

    Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи                 Эльзессер В.В.,

при секретаре                             Лемех М.Ю.,

с участием прокурора                         Куликова Н.А.,

рассмотрев административное исковое заявление Избирательного объединения «Региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Калининградской области к Избирательной комиссии городского округа» Город Калининград» о признании незаконным решения от < Дата > об отказе в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты городского Совета депутатов Калининграда шестого созыва, обязании зарегистрировать муниципальный список кандидатов,

УСТАНОВИЛ:

< Дата > «Партия пенсионеров» обратилась в суд с указанным административным иском, обосновав его тем, что решением избирательной комиссии городского округа «город Калининград» от < Дата > отказано в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты городского Совета депутатов Калининграда шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Калининградской области» по муниципальному избирательному округу. Основанием для отказа в регистрации списка избирательного объединения явилось выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки (п.п. 4-2 п.1 ст. 95 ЗКО ). Полагают решение избирательной комиссии незаконным и принятым с грубым нарушением действующего избирательного законодательства, по следующим основаниям. Как следует из Решения избирательной комиссии, для проверки подписей было отобрано 404 подписи избирателей, методом случайной выборки. В ходе проверки подписных листов были признаны недостоверными и (или) недействительными 70 подписей избирателей (т.е. более 10 %), среди которых: 19 - Паспортные данные не соответствуют указанному лицу; 2 - не значатся в базе данных УМВ УМВД России, 4 - недостоверные сведения о месте регистрации; 1 - Подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, 27 - дата внесения подписи выполнена одним лицом; 3 - подпись внесена лицом, осуществлявшим сбор подписей; 14 - дата подписи внесена лицом, осуществлявшим сбор подписей. При этом 44 подписи избирателей признаны недостоверными и (или) недействительными на основании Справки об исследовании ЭКО УМВД от < Дата >, составленной и подписанной экспертом Х. В период с 05 августа по < Дата > рабочей группой проводилась проверка документов, представленных для регистрации избирательным объединением «Региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Калининградской области». < Дата > уполномоченному представителю избирательного объединения был вручен акт проверки, согласно которого была проведена проверка подписных листов по системе «ГАС Выборы», в результате которой были обнаружены неточности в 51 подписи избирателей. С целью проверки обнаруженных неточностей < Дата > избирательная комиссия обратилась в управление по вопросам миграции УМВД РФ по Калининградской области. По результатам проверки УФМС недостоверные сведения подтвердились только в 24 подписях, что явно не выходило за пределы 10% достоверных подписей необходимых для регистрации. Специалист по проверке подписных листов должен являться экспертом-почерковедом государственного судебно-экспертного учреждения (экспертного подразделения) и иметь право самостоятельного производства судебных почерковедческих экспертиз. (Постановление ЦИК РФ от 13 июня 2012 г. N 128/986-6). Из представленной справки не усматривается кто проводил почерковедческое исследование, каков его стаж работы и образование. Информирование о проведении указанных процедур осуществляется письменным извещением с уведомлением (телеграмма) либо непосредственно или по телефону с фиксированием в специальном журнале передачи извещений (Постановление ЦИК РФ от 13 июня 2012 г. N 128/986-6). Сторона административного истца полагает, что не известив уполномоченного представителя о направлении подписных листов на экспертизу, комиссия нарушила право присутствовать при проведении данной проверке. Более того, из справки видно, что направляя на данное исследование подписные листы, председатель комиссии не поставил перед экспертом соответствующих вопросов, в связи с чем эксперт был вынужден самостоятельно ставить перед собой вопросы и отвечать на них. При этом проверке подлежали все направленные подписи избирателей, в том числе и не подлежащие проверке. Так в проверяемой папке содержится 403 подписи, а в папке подписей, при том, что проверке подлежат лишь 404 подписи. Справка об исследовании не может являться основанием для признания подписей недостоверными, так как получена с грубым нарушением действующего законодательства. Кроме того, данная справка (мнение специалиста), носит справочный характер и не отвечает требованиям, предъявляемым к заключению, которое в свою очередь несет утвердительный характер и полное обоснование принятого решения. Отдельные (25) подписей избирателей были признаны недостоверными и (или) недействительными по причинам: 19 - Паспортные данные не соответствуют указанному лицу; 2 - не значатся в базе данных УМВ УМВД России по Калининградской области; 4 - недостоверные сведения о месте регистрации. Вместе с тем, недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 ст.38 ФЗ-67. Приложениями № 8 и №12 к Административному регламенту предоставления федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению адресно- справочной информации (Приложение к приказу ФМС России от 20 января 2014 г. N 18) утверждены соответствующие формы справок. При этом, никаких, надлежаще оформленных справок в избирательную комиссию представлено не было, что также свидетельствует о незаконном признании 25 подписей недействительными.

Административный истец, ссылаясь в т.ч. на ст. 27 Закона Калининградской области № 231 «О муниципальных выборах в Калининградской области», п. 6, п. 6.3 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, указал, что решением избирательной комиссии нарушено пассивное избирательное право кандидатов, выдвинутых в составе муниципального списка.

Просили признать Решение избирательной комиссии городского округа «Город Калининград» от < Дата > об отказе в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты городского Совета депутатов Калининграда шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Калининградской области» по муниципальному избирательному округу незаконным и отменить. Обязать избирательную комиссию городского округа «Город Калининград» зарегистрировать муниципальный список кандидатов избирательного объединения «Региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Калининградской области».

Представитель «Партии пенсионеров» - председатель Вуколов В.А. ранее в судебном заседании административный иск поддержал, просил рассмотреть в его отсутствие, в присутствии представителей.

Представитель административного истца «Партии пенсионеров» - адвокат Галлиев С.Ф. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Представитель административного истца «Партии пенсионеров» - адвокат Васильев К.А. административный иск поддержал, просил требования удовлетворить. Представил письменные пояснения, в которых, в частности, указал, что папка 3 лист 3 строка 2 учитывается в ведомости дважды (УФМС и справка об исследовании специалиста почерковеда), папки 3 лист 30 строка 1 избирательная комиссия признала недостоверной, несмотря на то, что УФМС подтвердила сведения указанные в подписном листе; папка 5 лист 47 строка 2 указанные сведения соответствуют действительности, в представленной таблице избирательная комиссия сама указала неверные сведения, и признала подпись недействительной. Основанием для признания недействительными следующих подписей явилась формулировка «дата подписи внесена лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей»: Папка 3: лист 3 стр. 2 ; лист 9 стр. 5 ; лист 14 стр. 2 ; лист 17 стр. 2 ; лист 17 стр. 4 ; лист 34 стр. 1 (подпись сборщика подписей); лист 36 стр. 2 ; Папка 5: лист 34 стр. 4 ; лист 40 стр. 2 ; лист 34 стр. 1 ; лист 52 стр. 3 ; лист 52 стр. 5; данные подписи незаконно признаны недействительными, поскольку в справке об исследовании не указано на сборщика подписей, 2 подписи в папки 3 (лист 4 подпись 4 и лист 21 подпись 4) избирательная комиссия признала недостоверными незаконно с формулировкой «Не значится в базе данных УВМ УМВД России по Калининградской области», не смотря на то что указанные сведения не говорят о недостоверности сведений, и законом подобное основание не предусмотрено. В отношении 26 подписей не было представлено официальной справки УФМС, сведения предоставлялись в свободной форме, что недопустимо. Вызывает сомнение и Справка ЭКЦ УМВД об исследовании, от < Дата >, которая легла в основу признания 44 подписей избирателей недействительными. Из пояснений административного ответчика достоверно известно, что для проверки подписных листов была создана рабочая группа. Согласно ответа УМВД РФ по КО о выделении специалиста в состав рабочей группы, для проверки почерковедческих исследований в состав рабочей группы определен старший эксперт отдела криминалистических экспертиз и экспертно-криминалистических учетов ЭКЦ УМВД России по Калининградской области Ш.. Т.е. только она могла участвовать в проверке подписных листов Региональное отделение политическая партия «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Калининградской области. Справку об исследовании ЭКЦ УМВД составил эксперт Х., у которой не было полномочий на проведение данного исследования, а, следовательно, справка не могла быть положена в основу признания недействительными подписей избирателей. Вызывает вопросы и компетентность данного специалиста.

Представители административного ответчика – председатель Избирательной комиссии городского округа «Город Калининград» Чернышев Е.В. и представитель Капустин О.Г., действующий на основании доверенности, возражали против удовлетворения административного иска.

Суд, исследовав все доказательства по делу, в т.ч. оригиналы подписных листов – папка 3 (100 листов), папка 5 (52 листа), и дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, учитывая мнение прокурора, возражавшего против удовлетворения иска, приходит к следующему.

Городским Советом депутатов Калининграда принято решение от 20.06.2016 N2 174 «О назначении выборов депутатов городского Совета депутатов Калининграда шестого созыва», которое опубликовано в специальном выпуске еженедельной калининградской городской газеты «Гражданин» от 23.06.2016 № 27-с (506).

Выборы депутатов городского Совета депутатов Калининграда шестого созыва состоятся в единый день голосования < Дата >.

Избирательная комиссия городского округа «Город Калининград» является организующей данные выборы избирательной комиссией.

Муниципальный список кандидатов в депутаты городского Совета депутатов Калининграда шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Калининградской области» по муниципальному избирательному округу, заверен в количестве 11 человек решением избирательной комиссии городского округа «Город Калининград» от < Дата > .

Согласно решению избирательной комиссии городского округа «Город Калининград» от 07.06.2016 № 14/46-6 «О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты городского Совета депутатов Калининграда шестого созыва» избирательным объединениям, на которые не распространяются положения пунктов 2 и 4 статьи 24-1 Закона Калининградской области 18.03.2008 № 231 «О муниципальных выборах в Калининградской области», при проведении выборов депутатов городского Совета депутатов Калининграда шестого созыва по муниципальному избирательному округу, необходимо представить в избирательную комиссию городского округа «Город Калининград» < ИЗЪЯТО > подписей, собранных в поддержку выдвижения муниципального списка кандидатов избирательного объединения, что составляет 0,5 процента подписей избирателей от количества избирателей, зарегистрированных на территории городского округа «Город Калининград». Избирательное объединение вправе представить в избирательную комиссию городского округа «Город Калининград» дополнительно не более 10 процентов подписей избирателей от установленного количества подписей (не более < ИЗЪЯТО >).

Количество подписей избирателей, представленных избирательным объединением «Региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Калининградской области» составило < ИЗЪЯТО >.

Методом случайной выборки было отобрано 404 подписи избирателей из числа представленных, собранных; в поддержку выдвижения муниципального списка кандидатов избирательного объединения.

В ходе проверки подписных листов были выявлены подписи избирателей, признанных недостоверными и (или) недействительными в количестве 70 (семьдесят), в том числе по следующим основаниям (причинам):    

Количество недостоверных и (или) недействительных подписей

Основание (причина) признания подписей недостоверными и (или) недействительными

19

Паспортные данные не соответствует указанному лицу

1

Подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом (по причине смерти)

2

Не значатся в базе данных УВМ УМВД России по Калининградской области

4

Недостоверные сведения о месте регистрации

27

Дата внесения подписи выполнена одним лицом

3

Подпись внесена лицом, осуществлявшим сбор подписей

14

Дата подписи внесена лицом, осуществлявшим сбор подписей

Количество подписей, признанных достоверными, составило 334.

Количество достоверных подписей, необходимое для регистрации муниципального списка кандидатов, составляет не менее 363.

В соответствии с подпунктом 4-2 пункта 1 статьи 95 Закона Калининградской области от 18.03.2008 № 231 «О муниципальных выборах в Калининградской области» выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, является основанием для отказа в регистрации муниципального списка кандидатов.

Избирательная комиссия, руководствуясь подпунктом «г.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпунктом «4-2» пункта 1 статьи 95 Закона Калининградской области от 18.03.2008 № 231 «О муниципальных выборах в Калининградской области», избирательная комиссия городского округа «Город Калининград» решила отказать в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты городского Совета депутатов Калининграда шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Калининградской области» по муниципальному избирательному округу.

Административный истец не согласен с указанным решением, просит его отменить.

В силу п. г.1) ст. 24 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата является, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно п.п. 4-2) п. 1 ст. 95 Закона Калининградской области от 18.03.2008 N 231 (ред. от 12.05.2016) "О муниципальных выборах в Калининградской области" основаниями для отказа в регистрации муниципального списка кандидатов является, если для регистрации списка кандидатов требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 Закона Калининградской области от 18.03.2008 N 231 (ред. от 12.05.2016) "О муниципальных выборах в Калининградской области" избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов и учреждений, указанных в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы. Указанной статьей также установлены основания для признания подписи недостоверной и недействительной.

Принимая оспариваемое решение, избирательная комиссия руководствовалась Справкой об исследовании от < Дата >, выданной экспертом ЭКО УМВД России по г. Калининграду Х. и результатами проверки сведений указанных в подписных листах, поступившими из Управления по вопросам миграции УМВД России по Калининградской области.

Оспаривая Справку об исследовании представители «Партии пенсионеров» указывают, что согласно письму из УВД в состав рабочей группы по проверке подписных листов была включена эксперт Ш., а не Х., вследствие чего последняя была не вправе осуществлять исследование.

Между тем, согласно п. 7 приложения к решению избирательной комиссии городского округа «Город Калининград» от < Дата > в состав рабочей группы подписных листов с подписями избирателей включены эксперты из числа привлеченных специалистов иных государственных органов по согласованию.

Таким образом, проведение исследование подписей экспертом согласованного экспертного учреждения ЭКЦ УМВД России по Калининградской области не противоречит закону.

Доводы о некомпетентности эксперта Х. опровергаются ответом на запрос суда, согласно которому эксперт ЭКО УМВД России по г. Калининграду Х. закончила Саратовский юридический институт МВД РФ, ей присуждена квалификация судебный эксперт по специальности «судебная экспертиза», где она получила допуск на право самостоятельного производства почерковедческих экспертиз. На период производства почерковедческих исследований подписных листов, в том числе избирательного объединения «Региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Калининградской области (справка об исследовании от < Дата >г.) Х. была освобождена от выполнения основных обязанностей.

Довод истца о том, что справка не содержит сведений о внесении записи в графу «Дата внесения подписи» лицом, осуществлявшим сбор подписей подтвердился.

Вместе с тем в справке указано, что «рукописные буквенно-цифровые записи расположенные в столбцах 2-5 (сведения об избирателях) и записи дат в столбце «Дата внесения подписи» таблиц в подписных листах папки … (строк … листа …) выполнены одним лицом».

При таких обстоятельствах, учитывая, что столбцы 2-5, содержащие записи о Ф.И.О., годе рождения, адресе и номере паспорта пяти лиц, указанных в подписном листе, выполнены одним лицом, избирательная комиссия обоснованно пришла к выводу, что данным лицом является сборщик подписей, удостоверивший подписной лист.

Следовательно, заполнение сборщиком подписей столбца «Дата внесения подписи» правильно было принято избирательной комиссией как основание для признания подписи недостоверной.

Все подписи, признанные избирательной комиссией недостоверными по результатам проверки ЭКЦ, подробно описаны в ведомости проверки подписных листов рабочей группой.

Доводы истца о том, что эксперт проверял не 404, а 661 подпись доказательствами не подтвержден. Действительно, подписи на проверку направлялись в прошитых папках, содержащих 661 подпись, однако, в сопроводительном письме было специально оговорено, что проверке подлежат, «только те листы, которые заверены печатью избирательной комиссии». Кроме того, из исследовательской части справки видно, что иные подписи не проверялись.

Таким образом, у суда не имеется оснований не доверять справке об исследовании от < Дата >г., эксперт Х., которая использовалась избирательной комиссией при принятии оспариваемого решения.

Административный истец также ссылается на недопустимость формы результатов проверки сведений указанных в подписных листах, поступивших из Управления по вопросам миграции УМВД России по Калининградской области. Указывает, что надлежащая форма предполагает либо справку адресно-справочной службы, либо приложение к соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии РФ и Федеральной миграционной службы от < Дата >.

Вместе с тем, ч. 2 ст. 27 Закона Калининградской области от 18.03.2008 N 231 (ред. от 12.05.2016) "О муниципальных выборах в Калининградской области" не содержит обязательной формы взаимодействия избирательной комиссии и органов, осуществляющих миграционный учет. Не соблюдение указанных истцом форм, являющихся рекомендательными, не повлияло на проведение проверки подписных листов на предмет их достоверности и действительности.

Ответы из Управления по вопросам миграции получены с сопроводительным письмом, а результаты проверки, оформленные таблицей, подписаны сотрудниками управления по вопросам миграции, проводившими проверку.

В судебном заседании представитель избирательной комиссии признал, что при формировании ведомости недостоверных и недействительных подписей имелись недочеты (папка 3 лист 3 строка 2, папка 3 лист 21 строка 4, папка 5 лист 47 строка 2), однако, комиссией выявлены иные недействительные и недостоверные подписи (папка 3 лист 11 строка 3, папка 3 лист 49 строки 1,2, папка 3 лист 3 строки 2,5).

Между тем, ошибочное признание недействительными и недостоверными 3 подписей не свидетельствует о неправильности оспариваемого решения в целом, при том, что в любом случае выявлено более 10 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Довод административного истца о нарушении п. 15 ст. 27 Закона Калининградской области от 18.03.2008 N 231 (ред. от 12.05.2016) "О муниципальных выборах в Калининградской области" в части передачи копии протокола не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов не влияет на правильность оспариваемого решения, т.к. не имеет существенного правового значения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Избирательная комиссия городского округа «Город Калининград» имела полномочия на принятия оспариваемого решения, существенного несоблюдения порядка принятия оспариваемого решения судом не установлено, а решение принято с соблюдением Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Калининградской области от 18.03.2008 N 231 "О муниципальных выборах в Калининградской области" и иных нормативно-правовых актов, в связи с чем в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-181, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Избирательного объединения «Региональное отделение политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Калининградской области к Избирательной комиссии городского округа «Город Калининград» о признании незаконным решения от < Дата > об отказе в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты городского Совета депутатов Калининграда шестого созыва, обязании зарегистрировать муниципальный список кандидатов, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г.Калининграда в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

В окончательной форме решение составлено < Дата >.

Судья     В.В.Эльзессер                    

2а-5977/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Избирательное объединение Региональное отделение политическая партия Российская партия пенсионеров за справедливость Вук
Ответчики
Избирательная комиссия ГО Город Калининград
Прокуратура Центрального района
Суд
Центральный районный суд г. Калининград
Судья
Эльзессер Владимир Владимирович
Дело на странице суда
centralny.kln.sudrf.ru
19.08.2016Регистрация административного искового заявления
19.08.2016Передача материалов судье
19.08.2016Решение вопроса о принятии к производству
19.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2016Судебное заседание
25.08.2016Судебное заседание
26.08.2016Судебное заседание
29.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2016Дело оформлено
26.08.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее