Решение по делу № 2-748/2016 (2-5564/2015;) от 28.12.2015

Дело № 2-748/2016 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 апреля 2016 года

Московский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи                                                                                      Вольтер Г.В.,

при секретаре                                                                                                               Борисовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Милентьевой Виктории Владимировны, Иванова Андрея Викторовича к администрации ГО «Город Калининграда» о выделе долей жилого дома в натуре, признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

    Истцы обратились в суд с вышеназванным иском, указав, что Милентьева В.В. на основании договора дарения является собственницей 63/100 доли индивидуального жилого дома, общей площадью 246,9 кв.м., по адресу: <адрес>. Иванов А.В. также на основании договора дарения является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Согласно сведениям технического учета, объект недвижимости, в котором находятся принадлежащие истцам жилые помещения, числится как двухэтажный жилой дом с мансардой. При этом Иванову А.В. принадлежит квартира, а Милентьевой В.В. доля дома. Между тем, указанное здание фактически состоит из двух автономных жилых домов: индивидуального жилого дома, общей площадью 163,6 кв.м. и многоквартирного дома, общей площадью 81,6 кв.м. с квартирой на первом этаже, принадлежащей Иванову А.В. и квартирой в мансардном этаже. Соответственно, жилое помещение, принадлежащее Милентьевой В.В., фактически имеет самостоятельный адрес: <адрес> и, по сути, является полностью автономным, имеющим отдельный вход, собственные сети, по вертикали дом полностью разделен стеной. Квартира Иванова А.В. также находится в жилом доме с самостоятельным адресом: <адрес>. Кроме того, дом по адресу: <адрес>, расположен на двух смежных участках, площадью 600 кв.м. каждый. Согласно выводам ООО «НЦ «Балтэкспертиза», выдел доли в натуре 63/100 общей долевой собственности, в составе жилых помещений первого этажа №, второго этажа № и помещений подвала, расположенных по адресу: <адрес>, возможен, так как после выдела 63/100 доли в натуре, права иных участников долевой собственности не будут ущемлены и нарушены, при этом имуществу общей долевой собственности не будет причинен несоразмерный ущерб.

    С учетом уточнения требований просят осуществить раздел жилого дома с мансардой, общей площадью 251, 7 кв.м., в том числе жилой 121, 4 кв.м., по адресу: <адрес>, выделив из него в натуре 63/100 доли, принадлежащей Милентьевой В.В. в виде жилого дома, общей площадью 163,6 кв.м., жилой площадью 77,0 кв.м. по адресу: <адрес> и 37/100 доли в виде жилого дома, общей площадью 88,1 кв.м., жилой площадью 44,4 кв.м. по адресу: <адрес>; признать за Милентьевой В.В. право собственности на жилой дом, общей площадью 163,6 кв.м., жилой площадью 77,0 кв.м., по адресу: <адрес>; признать за Ивановым А.В. право собственности на <адрес>, общей площадью 41,0 кв.м., жилой 26,2 кв.м. в жилом доме по адресу: <адрес> (л.д. 229-233).

    Истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены.

В судебном заседании представитель истцов по доверенности Ярова А.М. поддержала требования своих доверителей в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, указав, что Милентьева В.В. желает иметь в собственности свою долю дома в виде <адрес>, а Иванов А.В. хочет остаться собственником <адрес>.

Представитель администрации ГО «Город Калининград» по доверенности Кришталь И.С. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, поскольку таких объектов как <адрес> в <адрес> не существует, спорное здание, по сути, является многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Милентьева В.В. на основании договора дарения является собственницей 63/100 доли индивидуального жилого дома, общей площадью 246,9 кв.м., в том числе жилой площадью 121,4 кв.м., по адресу: <адрес> (л.д. 37).

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности другие 37/100 доли дома по адресу: <адрес>7 принадлежат городскому округу «Город Калининград» (л.д. 106, 135).

Иванову А.В. принадлежит квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 42,7 кв.м. (л.д. 36).

В 2015 году специалистами ООО «НЦ «Балтэкспертиза» было проведено обследование и дано заключение, что выдел доли в натуре 63/100 общей долевой собственности, в составе жилых помещений первого этажа №, второго этажа № и помещений подвала, расположенных по адресу: <адрес>, возможен, так как после выдела 63/100 доли в натуре, права иных участников долевой собственности не будут ущемлены и нарушены, при этом имуществу общей долевой собственности не будет причинен несоразмерный ущерб.

В соответствии со статьей 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.

В силу пунктов 1 - 3 статьи 252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.

При рассмотрении дела суд, с учетом заявленных требований, руководствуется положениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Обязанность суда проверить допустимость и возможность выдела доли в натуре без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности, закреплена в пункте 3 статьи 252 ГК РФ, при этом под таким ущербом понимается невозможность использования имущества по целевому назначению, существенное ухудшение его технического состояния либо снижение материальной или художественной ценности, неудобство в пользовании и тому подобное (пункт 35).

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 37 этого же Постановления Пленума, при определении подлежащей выделу в натуре доли из общего имущества сторон, суд в каждом конкретном должен учитывать фактически сложившийся порядок пользования имуществом, который может точно не соответствовать долям в праве общей собственности, нуждаемости каждого из сособственников в этом имуществе и реальной возможности совместного пользования.

Также, в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 4 от 10.06.1980 года «О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей собственности на жилой дом» разъяснено, что, поскольку участники общей долевой собственности имеют равные права в отношении общего имущества пропорционально своей доле в нем, суд при выделе доли в натуре должен передать сособственнику часть жилого дома и нежилых построек, соответствующую по размеру и стоимости его доле, если это возможно без несоразмерного ущерба хозяйственному назначению строений. Под несоразмерным ущербом хозяйственному назначению строения следует понимать существенное ухудшение технического состояния дома, превращение в результате переоборудования жилых помещений в нежилые, предоставление на долю помещений, которые не могут быть использованы под жилье из-за малого размера площади или неудобства пользования ими, и т.п.

В соответствии с положением ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Истцами заявлены требования о разделе жилого дома с мансардой, общей площадью 251, 7 кв.м., по адресу: <адрес>, с выделением из него в натуре 63/100 доли, принадлежащей Милентьевой В.В., в виде жилого дома, общей площадью 163,6 кв.м. по адресу: <адрес>, и о признании за Ивановым А.В. права собственности на квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 41,0 кв. м.

Государственный кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с частью 5 статьи 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Статьей 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлен состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости. Так, в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение; вид жилого помещения (комната, квартира), если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме.

Исходя из статьи 15 ЖК РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме.

Согласно пункту 2 статьи 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

При этом Градостроительный кодекс РФ (часть 2 статьи 49) выделяет, в том числе, такие виды объектов капитального строительства, как:

объекты индивидуального жилищного строительства, под которыми понимаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи;

жилые дома блокированной застройки - это жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования;

многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Постановка на государственный кадастровый учет жилых помещений в индивидуальном жилом доме и последующее их введение в гражданский оборот в качестве самостоятельных объектов гражданских прав не предусмотрено действующим законодательством.

Согласно требованию пункта 3 статьи 16 ЖК РФ жилые помещения (квартиры) могут располагаться только в многоквартирном доме.

Как было указано выше, в настоящее время за Ивановым А.В. уже зарегистрировано право собственности на квартиру по адресу <адрес>, общей площадью 42,7 кв.м., то есть, по мнению суда, отдельного решения о признании за ним такого права не требуется.

Требований о сохранении жилого помещения по адресу <адрес> перепланированном состоянии для изменения общей площади квартиры с 42,7 кв.м. на 41,0 кв.м. не заявлено.

Как усматривается из материалов дела, такого объекта, как жилой <адрес>, в <адрес> не существует.

Спорный жилой дом учтен во всех представленных суду документах как единое строение, имеющее адрес: <адрес>7 (л.д. 13; 26;42-43; 79-81; 106; 112; 113; 119; 135; 161; 177; 210-213; 234-242; 243), и, исходя из вышеуказанных положений закона, является многоквартирным жилым домом, поскольку предназначен не для проживания одной семьи, имеет отдельные квартиры.

Из представленных суду документов о приватизации жилого помещения, в настоящее время принадлежащего Милентьевой В.В., также следует, что данное жилое помещение было учтено как <адрес> (л.д. 85, 86).

В своем заявлении на приватизацию указанной доли дома наниматель ФИО7 указывал, что занимает <адрес> в <адрес> (л.д. 93, 94).

Жилое помещение в <адрес> сразу было передано в собственность как квартира (л.д. 95).

Кроме того, из представленных суду документов не следует, что в установленном законом порядке был введен в эксплуатацию спорный жилой дом, общей площадью 251,7 кв.м.

Так, постановлением главы администрации <адрес> от 16 февраля 2005 года были утверждены изменения общей площади жилого домостроения по адресу: <адрес>: общая площадь после внесенных изменений составила 246,9 кв.м.; квартирная площадь 215, 7 кв.м., жилая площадь 121,4 кв.м. (л.д. 173).

В техническом паспорте на жилой дом по адресу: <адрес> по состоянию на 18 марта 2016 года общая площадь дома указана 251,7 кв.м. (л.д.234-242).

Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 24 марта 2016 года общая площадь жилого дома по адресу <адрес> в <адрес> увеличилась с 246,9 кв.м. до 251,7 кв.м. за счет ранее неучтенных мест общего пользования и перепланировки.

Требований о сохранении дома в перепланированном состоянии не заявлено не было.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований истцов в том виде, в котором они заявлены.

Собственники жилых помещений спорного дома (Милентьева В.В., Иванов А.В.; администрация ГО «Город Калининград») не лишены возможности во внесудебном порядке заключить соглашение, в котором определиться в выборе статуса жилого дома: «существующий индивидуальный жилой дом», либо «многоквартирный дом» как было указано Милентьевой В.В. в ответе администрации от 08 октября 2014 года (л.д. 45) и ответе Иванову А.В. от 17 октября 2014 года (л.д. 47-48), однако, в настоящее время Милентьева В.В. желает иметь в собственности свою долю дома в виде <адрес>, а Иванов А.В. хочет остаться собственником <адрес>, то есть фактически имеется разногласия между истцами.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении исковых требований Милентьевой Виктории Владимировны, Иванова Андрея Викторовича к администрации ГО «Город Калининграда» о выделе долей жилого дома в натуре, признании права собственности отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 18 апреля 2016 года.

Судья: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-748/2016 (2-5564/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Милентьева В. В.
Иванов А. В.
Ответчики
Администрация ГО "Горпод Калининград"
Суд
Московский районный суд г. Калининград
Судья
Вольтер Галина Викторовна
Дело на сайте суда
moskovsky.kln.sudrf.ru
28.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.12.2015Передача материалов судье
30.12.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.12.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.01.2016Предварительное судебное заседание
01.03.2016Предварительное судебное заседание
12.04.2016Судебное заседание
18.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее