дело № 3а-23/2020 (№ 3а-662/2019)
(16OS0000-01-2019-000530-25)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Казань 10 января 2020 года
Верховный Суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Ю.А. Старшой,
при секретаре - помощнике судьи Г.Н. Ворожейкиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гульнары Рашитовны Рашоян к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Г.Р. Рашоян являлась собственником земельного участка (категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: офисы, административные службы), площадью 22 376 квадратных метров, с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, поставленного на государственный кадастровый учёт 16 марта 2017 года;
является собственником:
- земельного участка (категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: сооружения и коммуникации автомобильного транспорта (АЗС, АГЗС, СТО, стоянки, гаражи, размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий и сооружений общественного питания и предоставлении гостиничных услуг в качестве придорожного сервиса, размещение объектов капитального строительства, необходимых для обеспечения автомобильного движения, посадки), площадью 12 172 квадратных метра, с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, поставленного на государственный кадастровый учёт 2 апреля 2018 года;
- земельного участка (категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: сооружения и коммуникации автомобильного транспорта (АЗС, АГЗС, СТО, стоянки, гаражи, размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий и сооружений общественного питания и предоставлении гостиничных услуг в качестве придорожного сервиса, размещение объектов капитального строительства, необходимых для обеспечения автомобильного движения, посадки), площадью 10 766 квадратных метров, с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес> поставленного на государственный кадастровый учёт 3 апреля 2018 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером .... определена в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменений категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждённых Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222 (далее - Методических указаний). Указанная кадастровая стоимость была установлена по состоянию 16 марта 2017 года, подлежит применению для целей налогообложения с 16 марта 2017 года, рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утверждённого распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года № 2846-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населённого пункта города Казани)» и составляет 67 186 848 рублей 88 копеек. 23 января 2018 года указанный земельный участок снят с государственного кадастрового учета.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами .... определена в соответствии с пунктом 2.1.3 Методических указаний, установлена по состоянию на 29 марта 2019 года, подлежит применению для целей налогообложения с 29 марта 2019 года, рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утверждённого распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года № 2846-р и составляет соответственно 46 378 241 рубль 28 копеек, 41 021 043 рубля 84 копейки.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером .... в размере 4 423 600 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 16 марта 2017 года; земельного участка с кадастровым номером .... в размере 1 851 045 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 29 марта 2019 года; земельного участка с кадастровым номером .... в размере 1 637 228 рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 29 марта 2019 года.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца А.М. Шамсеева административный иск поддержал.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан М.Т. Сабирзанов административный иск не признал.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования «город Нижнекамск» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились, сведений об уважительности причин неявки не имеется. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлены отчёты № 197/19 от 5 июля 2019 года, № 219/19 и № 220/19 от 29 июля 2019 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленные обществом с ограниченной ответственностью «ЛУЧЪ» по инициативе Г.Р. Рашоян, согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 16 марта 2017 года составила 4 423 600 рублей, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами .... по состоянию на 29 марта 2019 года составила соответственно 1 851 045 рублей, 1 637 228 рублей.
На основании ходатайства представителя административного ответчика судом по делу проведена экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельных участков, соответствия отчётов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельных участков, в отношении которых утверждена оспариваемая кадастровая стоимость.
Согласно заключению № 5-19/10/17-ВС от 15 ноября 2019 года эксперта автономной некоммерческой организации «Финансово-экономическая судебная экспертиза» Д.Ю. Захматова отчёты № 197/19 от 5 июля 2019 года, № 219/19 и № 220/19 от 29 июля 2019 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленные обществом с ограниченной ответственностью «ЛУЧЪ» по инициативе Г.Р. Рашоян, согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 16 марта 2017 года составила 4 423 600 рублей, рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами .... по состоянию на 29 марта 2019 года составила соответственно 1 851 045 рублей, 1 637 228 рублей, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом эксперт пришел к выводу о том, что величина рыночной стоимости данных земельных участков определена в них неправильно.
Вместе с тем, отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт определил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером ...., которая по состоянию на 16 марта 2017 года, согласно заключению, составляет 32 601 832 рубля; земельного участка с кадастровым номером ...., которая по состоянию на 29 марта 2019 года, согласно заключению, составляет 25 037 804 рубля; земельного участка с кадастровым номером ...., которая по состоянию на 29 марта 2019 года, согласно заключению, составляет 22 145 662 рубля.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В пункте 19 постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» Верховным Судом Российской Федерации разъяснено, что обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Согласно части 2 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта должно содержать описание и результаты исследований с указанием примененных методов, сделанные в результате его выводы по поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов.
Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 3 данной статьи суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).
Представитель Г.Р. Рашоян настаивал на правильности отчётов № 197/19 от 5 июля 2019 года, № 219/19 и № 220/19 от 29 июля 2019 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленных обществом с ограниченной ответственностью «ЛУЧЪ» по инициативе административного истца, корректности установленного в них размера рыночной стоимости спорных земельных участков, указал на недостатки заключения судебной экспертизы.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с выводами эксперта относительно рыночной стоимости принадлежащих Г.Р. Рашоян на праве собственности земельных участков не согласился.
По мнению суда, заключение № 5-19/10/17-ВС от 15 ноября 2019 года эксперта автономной некоммерческой организации «Финансово-экономическая судебная экспертиза» Д.Ю. Захматова соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о судебно-экспертной деятельности.
Заключение содержит результаты анализа наиболее эффективного использования земельных участков, исследования сегмента рынка, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объектам оценки, но влияющих на их стоимость. Корректировки к объектам - аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обоснованно, а также подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы, расчёты не содержат математических, методических и арифметических ошибок и являются правильными.
Судом не усматриваются нарушения экспертом положений статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» при изложении заключения по его форме и содержанию.
Эксперт предупреждён об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны и обоснованны, исследования проведены всесторонне и в полном объеме в пределах имеющейся у эксперта специальности, оснований сомневаться в его компетенции у суда не имеется.
Ссылка представителя административного истца о завышении судебным экспертом итоговой стоимости объектов оценки из-за неправильного отбора объектов-аналогов не может быть принята судом во внимание при вынесении решения, поскольку приведенные им недочёты, имеющиеся, по его мнению, в заключении эксперта, оцениваются в отрыве от контекста. Федеральные стандарты оценки не распространяются на судебно-экспертную деятельность, форму и содержание заключения судебной экспертизы.
Доводы представителя Г.Р. Рашоян о допущенных экспертом нарушениях при проведении судебной экспертизы не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Каких-либо данных, указывающих на то, что избранная экспертом методология оценки привела к неправильному определению рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, в материалах дела не имеется.
Вместе с тем, доказательств, опровергающих указанную в заключении судебной экспертизы рыночную стоимость спорных земельных участков, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере административным истцом, административным ответчиком не представлено. Ходатайство о проведении повторной судебной экспертизы заявлено не было.
При оценке заключения № 5-19/10/17-ВС от 15 ноября 2019 года эксперта автономной некоммерческой организации «Финансово-экономическая судебная экспертиза» Д.Ю. Захматова в совокупности с другими доказательствами по делу у суда не возникло сомнения в его правильности или обоснованности.
В пункте 24 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» Пленум Верховного Суда Российской Федерации указал, что законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.
В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объектов недвижимости.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суду на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, надлежит принять решение об определении кадастровой стоимости названных земельных участков в размере их рыночной стоимости, установленной заключением № 5-19/10/17-ВС от 15 ноября 2019 года эксперта автономной некоммерческой организации «Финансово-экономическая судебная экспертиза» Д.Ю. Захматова.
Согласно пункту 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесённые в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьёй 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Учитывая, что Г.Р. Рашоян обратилась в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежавшего и принадлежащих ей на праве собственности земельных участков 13 августа 2019 года, указанные сведения о кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером .... подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2019 года, а также должны учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 16 марта 2017 года по дату присвоения статуса «архивный» - 23 января 2018 года; в отношении земельных участков с кадастровыми номерами .... указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором Г.Р. Рашоян подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, то есть с 29 марта 2019 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Гульнары Рашитовны Рашоян об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: офисы, административные службы), площадью 22 376 квадратных метров, с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, в размере 32 601 832 рубля по состоянию на 16 марта 2017 года.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2019 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 16 марта 2017 года на период до 23 января 2018 года.
Определить кадастровую стоимость:
- земельного участка (категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: сооружения и коммуникации автомобильного транспорта (АЗС, АГЗС, СТО, стоянки, гаражи, размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий и сооружений общественного питания и предоставлении гостиничных услуг в качестве придорожного сервиса, размещение объектов капитального строительства, необходимых для обеспечения автомобильного движения, посадки), площадью 12 172 квадратных метра, с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, в размере 25 037 804 рубля по состоянию 29 марта 2019 года;
- земельного участка (категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: сооружения и коммуникации автомобильного транспорта (АЗС, АГЗС, СТО, стоянки, гаражи, размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий и сооружений общественного питания и предоставлении гостиничных услуг в качестве придорожного сервиса, размещение объектов капитального строительства, необходимых для обеспечения автомобильного движения, посадки), площадью 10 766 квадратных метров, с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес> в размере 22 145 662 рубля по состоянию 29 марта 2019 года.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором административным истцом подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, то есть с 29 марта 2019 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 13 августа 2019 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в Четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья Ю.А. Старшая
Справка: решение принято судом в окончательной форме 16 января 2020 года.
Судья Ю.А. Старшая