копия
УИД: 26RS0003-01-2018-004010-96
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 мая 2020 г. г. Ставрополь
Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Волковской М.В.
при секретаре судебного заседания Орловой Е.А.,
помощник судьи Лукъянец В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №2а-210/2020 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Пятнадцатая управляющая компания «Преображение» к администрации <адрес> (заинтересованные лица: комитет городского хозяйства администрации <адрес>, администрация <адрес>, администрация <адрес>, администрация <адрес>) об оспаривании постановлений администрации <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Пятнадцатая управляющая компания «Преображение» обратилось в суд с административным иском к администрации <адрес>, в котором просит признать недействующими:
постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о комитете городского хозяйства администрации <адрес>»;
постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения об администрациях районов <адрес>»;
пункты 1 и 3 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании административных комиссий Ленинского, Октябрьского, <адрес>ов муниципального образования <адрес> края, утверждении их численного состава».
В административном исковом заявлении административный истец общество с ограниченной ответственностью «Пятнадцатая управляющая компания «Преображение» полагает, что оспариваемые постановления администрации <адрес> являются нормативными правовыми актами, административный иск подан в порядке ст. 208 КАС РФ.
В обоснование административного иска указаны следующие обстоятельства. Административный истец ранее имел наименование - общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «Жилищно-эксплуатационный участок 15». В связи с требованиями ст.193 ЖК РФ для устранения тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее произошло переименование юридического лица, которое в настоящее время именуется ООО «Пятнадцатая управляющая компания «Преображение».
Оспариваемые нормативные правовые акты: постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о комитете городского хозяйства администрации <адрес>» принято администрацией <адрес>, опубликовано не было; постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения об администрациях районов <адрес>» (далее - Постановление №) принято администрацией <адрес>, опубликовано не было; постановление администрации <адрес> от 12.08.2014г. № «Об образовании административных комиссий Ленинского, Октябрьского, <адрес>ов муниципального образования <адрес> края, утверждении их численного и персонального состава» принято администрацией <адрес>, опубликовано не было.
В соответствии с ч.2 ст.47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 165-ФЗ, действующей на момент принятия Постановления № и №:
«2. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).»
В настоящее время данная норма действует в редакции от 03.07.2018г.:
«Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).»
В Уставе <адрес> данная норма продублирована в ч. 2 ст.63 Устава( в ред. решения Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 222)
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ «3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.»
Оспариваемые постановления № и № приняты не уполномоченным лицом.
В соответствии с ч. 3 ст. 50 Устава <адрес>, утвержденного решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 847 (в ред. решения Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 65), действующей на момент принятия Постановления №:
«3. В случае наделения отраслевого (функционального) и (или) территориального органа администрации <адрес> правами юридического лица решение об учреждении этого органа в форме муниципального казенного учреждения^ и ) утверждении положения о нем принимается Ставропольской городской Думой по представлению главы <адрес>.»
В соответствии с пунктом 14 ч. 3 ст. 31 Устава <адрес>, утвержденного решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 847 (в ред. решения Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 65), действующего на момент I принятия Постановления №:
«3.К полномочиям Ставропольской городской Думы относятся:
14) принятие по представлению главы <адрес> решений об учреждении органов администрации <адрес>, наделяемых правами юридического лица, и утверждение положений об указанных органах;»
В соответствии с п. 3 Положения о комитете городского хозяйства, утвержденного Постановлением №: «Организационно-правовая форма Комитета - муниципальное казенное учреждение.»
Таким образом, утверждение положения о комитете городского хозяйства относится к компетенции Ставропольской городской Думы, а не администрации <адрес>. Постановление № принято с превышением полномочий.
В соответствии с пунктом 14.1 ч. 3 ст. 33 Устава <адрес>, утвержденного рёшением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 81 (в ред. решения Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N544), действующей на Момент принятия Постановления №: «3.К полномочиям Ставропольской городской Думы относятся:
14.1) принятие по представлению главы <адрес> решений об учреждении органов администрации <адрес>, наделяемых правами юридического лица, и утверждение положений об указанных органах;»
Часть 3 статьи 33 Устава Решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 65 (в редакции решения Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 113) дополнена пунктом 14.1, вступающим в силу после истечения срока полномочий Ставропольской городской Думы, депутаты которой избраны на муниципальных выборах ДД.ММ.ГГГГ, и применяющимся после истечения срока полномочий (досрочного прекращения полномочий) главы <адрес>, избранного на муниципальных выборах ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с абзацем 2 части 8 статьи 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 365-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" действующим на момент принятия Постановления № и №: «Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.
Решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в Устав <адрес>, согласно которых перераспределяются полномочия между органами местного самоуправления <адрес> - из полномочий Ставропольской городской Думы исключается право на утверждение положений об органах администрации <адрес>, созданных как юридические лица(подпункт «а» пункта 1 части 1 Решения Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №) и I данными полномочиями наделяется администрация <адрес>( пункт 7 части 1 I Решения Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №).
Решение Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № после государственной регистрации вступает в силу после его официального опубликования в газете «Вечерний Ставрополь».( часть 2 данного решения)
Решение Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" зарегистрировано за № RU № Главным управлением Министерства юстиции РФ по <адрес>.
Решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № произведено изменение полномочий между органами местного самоуправления в части установления органа местного самоуправления, который имеет право на утверждение I Положения об органах администрации <адрес>, созданных как юридические лица. Таким образом, вступление в силу Решения Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № в части изменения полномочий по утверждению положений об органах администрации <адрес> должно осуществляться с учетом требований абзаца 2 части 8 статьи 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих % принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",т.е. по истечению срока полномочий депутатов 7-го созыва избранных голосованием 18.09.2016г. В соответствии с ч. 2 ст. 30 Устава <адрес> (в редакции действующей на момент внесения изменений в Устав и в настоящее время) срок полномочий Ставропольской городской Думы составляет пять лет.
Т.е. вступление в силу Решения Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № в части изменения полномочий по утверждению положений об органах администрации <адрес> должно быть не ранее ДД.ММ.ГГГГ.( если депутаты не заявят раньше о самороспуске представительного органа или не наступят иные обстоятельства влекущие прекращение деятельности представительного органа).
В соответствии с ч. ст. 15 КАС РФ: «2. Если при разрешении административного дела суд установит несоответствие подлежащего применению нормативного правового акта закону или иному %нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.»
Постановление № помимо прочего, содержит правовые нормы рассчитанные для неоднократного применения в отношении неопределенного круга лиц: «Пункт 10
10) осуществление муниципального лесного контроля;
12) осуществление муниципального жилищного контроля;
Пункт 12
25)обеспечение равных условий для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм;
26)организация и проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом;
28) осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах <адрес>;
70) составление протоколов об административных правонарушениях по следующим административным правонарушениям, предусмотренным <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 20-кз "Об административных правонарушениях в <адрес>":
невыполнение правил благоустройства населенных пунктов; нарушение порядка установки и переноски малых архитектурных форм и элементов внешнего благоустройства;
нарушение порядка производства земляных работ;
нарушение способов, границ и сроков вскрытия тротуаров, газонов и других мест общего пользования;
нарушение установленного порядка устройства копаных шахтных колодцев, забивных фильтровых колодцев и одиночных буровых скважин; нарушение порядка посадки зеленых насаждений;
невыполнение правил по обеспечению чистоты и порядка в населенных пунктах; невыполнение обязанностей по уборке мусора;
мойка транспортных средств, слив горюче-смазочных материалов в не предусмотренных для этих целей местах;
безбилетный проезд;
безбилетный провоз ручной клади;
нарушение требований к осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом; нарушение правил содержания животных;
незаконная рубка, повреждение либо самовольное выкапывание деревьев, кустарников;
неуплата за пользование на платной основе парковками (парковочными местами); невыполнение порядка по уборке снега, наледи, ледяных образований; несоблюдение ограничений или нарушение запрета на пребывание граждан в лесах; приставание к гражданам с целью гадания, попрошайничества;
нарушение законодательства <адрес> об обеспечении тишины, покоя граждан и общественного порядка;
нарушение правил пользования жилыми помещениями; нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений; нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами; нарушение требований законодательства о передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов;
нарушение требований жилищного законодательства к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; 71) составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
72) осуществление муниципального жилищного контроля за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, предусмотренных статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами <адрес> в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами <адрес>;
Пункт 14
7) требовать прекращения земляных работ и работ по переустройству объектов внешнего благоустройства при отсутствии соответствующего разрешения;»
В положении о каждой администрации района <адрес>, утвержденной Постановлением №, помимо прочего, установлено следующее нормативное правовое регулирование:
«ДД.ММ.ГГГГ. Составление протоколов об административных правонарушениях по Административным правонарушениям, предусмотренным статьями 2.1 - 2.5, 4.1 - 4.6, 4.7 (за исключением строительной техники), 4.8 - 4.11, 7.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 20-кз "Об административных правонарушениях в <адрес>".
3.6.1. Проведение работ по предупреждению самовольной торговли путем составления протоколов об административных правонарушениях по административным правонарушениям, предусмотренным статьей 9.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 20-кз "Об административных правонарушениях в <адрес>".
4.1. Запрашивать и получать материалы от органов местного самоуправления <адрес>, отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации <адрес>, руководителей подведомственных предприятий, руководителей организаций независимо от их форм собственности по вопросам, отнесенным к компетенции администрации района.»
В силу части 3 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим
Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.
На основании части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются Должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Полномочие субъекта Российской Федерации определять органы и должностных лиц, правомочных составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе и из числа должностных лиц органов местного самоуправления, -предусмотренное, в частности положениями части 3 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть реализовано произвольно без учета положений статьи 28.3 этого же Кодекса. Поскольку содержащаяся в части 7 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях норма содержит следующее указание:
«7. Должностные лица органов местного самоуправления, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 1, 31, 32 статьи 19.5, статьей 19.7 настоящего Кодекса, при осуществлении муниципального контроля, а об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.21, 15.1, 15.11, 15.14 - 15.15.16, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 20 и 20.1 статьи 19.5, статьями 19.6 й 19.7 настоящего Кодекса, - при осуществлении муниципального финансового контроля.»
Таким образом:
- наделение должностных лиц органов местного самоуправления правом на составление протоколов об административных правонарушениях осуществляется нормативным правовым актом, имеющим статус закона субъекта Российской Федерации, а не правовыми актами органов местного самоуправления;
- наделение должностных лиц органов местного самоуправления правом на составление протоколов об административных правонарушениях реализуется не отношении всех органов местного самоуправления, а только тех, кто наделен правом на осуществление соответствующего вида муниципального контроля.
Из этого следует, что комитет городского хозяйства незаконно нормативным правовым актом местного самоуправления наделен правом составлять протоколы по ст. 19.6 КоАП РФ при этом не являясь органом муниципального финансового контроля и не являясь органом муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства <адрес> незаконно наделен правом составлять протоколы за их нарушение. <адрес>ов <адрес> не являясь органами никакого муниципального контроля незаконно наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях.
Административный истец осуществляет свою деятельность в сфере управления многоквартирными домами в <адрес> в соответствии с лицензией 026-000027 от ДД.ММ.ГГГГ и является управляющей организацией.
Административный истец является субъектом регулируемых оспариваемыми Постановлениями правоотношений, что следует из текста положений о комитете городского хозяйства и об администрациях районов <адрес>, утвержденных соответственно Постановлением № и №, в отношении административного истца применялись оспариваемые нормы, что подтверждается приложенными протоколами об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ «Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод f человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, -общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.»
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ(постановление КС РФ от 25.04.2011г. №-П, определение КС РФ от 25.02.2016г. №, определение КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1821-0) «Административное наказание, будучи установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.»
Отсутствует федеральный закон, который бы исключил административного истца по данному делу из числа лиц в отношении которых не действуют нормы ст.1.2 КоАП РФ и положения законодательства об административных правонарушениях не направлены на защиту перечисленных в ст. 1.2 КоАП РФ прав, а также формирование правомерного поведения административного истца путем предупреждения правонарушения.
В соответствии со ст.1 Правил благоустройства территории муниципального образования <адрес>, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 30.05.2012г. №:
«1. Настоящие Правила благоустройства территории муниципального образования <адрес> (далее - Правила) определяют порядок осуществления работ по уборке и содержанию территории муниципального образования <адрес> (далее - <адрес>) в соответствии с санитарными правилами и устанавливают единые нормы и требования по обеспечению чистоты и порядка в городе Ставрополе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, организацию благоустройства территории <адрес> (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий местного значения, расположенных в границах <адрес>.
2. Настоящие Правила обязательны для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами, находящимися на территории <адрес> и (или) осуществляющими свою деятельность на территории <адрес>.»
В соответствии с п.3 ст.38 Правил: «Граждане и юридические лица обязаны соблюдать чистоту и порядок на территории <адрес>, в том числе на проспектах, улицах, автомобильных дорогах, бульварах, в парках, дворовых внутриквартальных) территориях и других общественных местах.»
Статьей 48 Правил установлено: «Нарушение настоящих Правил влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством.»
Административный ответчик, установив право должностных лиц органов местного самоуправления составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе в сфере благоустройства, вторгся в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального регулирования, т.к. его полномочия по правовому регулированию в данной сфере отсутствуют.
Ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ устанавливает, что «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.»
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.
Постановление администрации <адрес> от 12.08.2014г. № «Об Образовании административных комиссий Ленинского, Октябрьского, <адрес>ов муниципального образования <адрес> края, утверждении их численного и персонального состава» подлежит признанию недействующим частично, а именно пункты 1 и 3.
Указание в пункте 3 Постановления №2714 на то, что оно вступает в силу с 15 августа 2014 г. противоречит действующему законодательству.
Положениями, предусмотренными ч. 2 ст. 1.6, п. 4 ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ и ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливается, что меры административного наказания и принуждения, а также обеспечение производства по делам об административных правонарушениях могут применяться лишь уполномоченными на то законом органами и являются выполнением государственных Полномочий.
В соответствии с ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": «6. Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.»
В соответствии с ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О порядке образования и деятельности административных комиссий в <адрес>»: на территории городского округа СК может быть образовано несколько административных комиссий в соответствии с административно-территориальным делением соответствующего города».
Данная диспозитивная норма позволяет администрации <адрес> в рамках переданных государственных полномочий <адрес> создать одну административную комиссию или три, как это и сделано в Постановлении №.
Создание административных комиссий решает не только вопрос нормативного правового регулирования о создании компетентного административного органа(или нескольких) деятельность которых рассчитана на многократное применение и в отношении неопределенного круга лиц, но и определяет процессуальные вопросы о подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях. Определение численного состава административных комиссий определяет правомерность принимаемых постановлений исходя из требований ч. 4 и 5 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О порядке образования и деятельности административных комиссий в <адрес>»:
«4. Заседание административной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.
5. Решения административной комиссии принимаются простым большинством голосов членов административной комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов голос председательствующего на заседании административной комиссии является решающим.»
Указание на персональный состав административных комиссий в приложениях к Постановлению № также носит нормативный характер, т.к. правомерность принимаемого административной комиссией постановления неразрывно связано с конкретным лицом, включенном в состав административной комиссии, т.к. в соответствии ч. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О порядке образования и деятельности административных комиссий в <адрес>»:
«3. Члены административной комиссии принимают участие в ее работе лично.»
Пункт 1 Постановления № не устанавливает территориальное место нахождение административных комиссий, и т.к. административные комиссии действуют без образования юридического лица, то источником информации об этом должен являться правовой акт администрации <адрес>. Правовое регулирование этого вопроса в пункте 1 является неопределенным, что влечет его недействительность, т.к. в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30.1 КоАП РФ:
«1. Постановление по делу об административном правонарушении может бытъ обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса:
2) вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;»
Районные суды <адрес> рассматривают жалобы на постановления административных комиссий исходя из места вынесения постановлений о привлечении к административной ответственности, а сам факт места нахождения административных комиссий правовым актом не определен.
Помимо этого, в пункте 1 Постановления № указано, что административные, комиссии создаются сроком на пять лет, что противоречит требованиям ст.<адрес> от 20.067.2014 №-кз «О наделении органов местного I самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес> -отдельными государственными полномочиями <адрес> по созданию административных комиссий»: «Органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.»
Таким образом, являясь нормативным правовым актом Постановление № должно вступать в силу после его официального опубликования в соответствии с ч.2 ст.47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 165-ФЗ, действующей на момент принятия Постановления №2714):
«2. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).»
Нарушение прав административного истца заключается в том, что административным ответчиком нарушен гарантированный Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 19) принцип равенства всех перед законом, означающий, что любое административное правонарушение должно быть четко определено, чтобы, исходя непосредственно из текста соответствующей нормы, каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия), что приводит к ослаблению гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов от произвольного преследования и наказания, в силу которых лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию дважды за одно и то же административное правонарушение, а применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном Правонарушении в связи с административным правонарушением должно осуществляться в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом (статьи 1.4, 1.6, 1.7, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об Административных правонарушениях).
В соответствии с ч. 1. ст. 1.6. КоАП РФ: «Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может бытъ подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.»
Дело об административном правонарушении не может быть возбуждено путем составления протокола об административном правонарушении любым лицом, а только на то уполномоченным. Иное означало бы произвольное преследование лица, привлекаемого к административной ответственности со стороны лица неуполномоченного на составление протокола об административном правонарушении или данное полномочие возложено с существенным нарушением требований правовых актов большей юридической силы, то есть, с нарушением установленного порядка.
Также, нарушено право административного истца на рассмотрение дел об административном правонарушении административным органом, созданным в соответствии с законом.
Таким образом, административный истец общество с ограниченной ответственностью «Пятнадцатая управляющая компания «Преображение» полагает, что оспариваемые постановления администрации <адрес> являются нормативными правовыми актами, в связи с чем, подал административный иск в порядке ст. 208 КАС РФ.
Дело рассматривалось по правилам главы 21 КАС РФ.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ суд перешёл к рассмотрению данного административного дела по правилам главы 22 КАС РФ (т. 2, л.д. 16).
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Пятнадцатая управляющая компания «Преображение» по доверенности Атрощенко С.В. пояснил, что поддерживает административный иск, полагает, что оспариваемые правовые акты являются нормативными.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации <адрес> по доверенности Багирова Ю.В. просила суд отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме, поддержала доводы представленных письменных возражений (т. 1, л.д. 148, т. 2, л.д. 156).
В письменных возражениях представитель административного ответчика администрации <адрес> по доверенности Багирова Ю.В. ссылается на следующие обстоятельства. ООО «Пятнадцатая управляющая компания «Преображение» обратилась в Октябрьский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением о признании недействующими постановлений администрации <адрес> в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, т.е. об оспаривании постановлений администрации <адрес> как нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.
Вместе с тем, оспариваемые нормативные акты, а именно: постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о комитете городского хозяйства администрации <адрес>», постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения об администрациях районов <адрес>», частично недействующим постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании административных комиссии Ленинского, Октябрьского, <адрес>ов муниципального образования <адрес> края, утверждении их численного и персонального состава», не являются нормативными правовыми актами либо актами, содержащими разъяснения законодательства и обладающими нормативными свойствами.
Согласно СТ.43 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131-ФЗ) в систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (ч.б ст.43 ФЗ № 131-ФЗ).
Таким образом, в систему муниципальных правовых актов входят не только нормативные правовые акты.
В соответствии с Пленумом Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее - Пленум ВС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ) признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемые административным истцом правовые акты не обладают вышеперечисленными признаками, так как не содержат правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, также они не содержат норм, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о комитете городского хозяйства администрации <адрес> (далее - комитет).
Названное положение является учредительным документом комитета, который определяет общие положения, основные задачи, функции и права комитета, порядок управления комитетом, его реорганизацию и ликвидацию.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Положения об администрациях районов <адрес>, а именно: Положение об администрации <адрес> (приложение №), Положение об администрации <адрес> (Приложение №), Положение об администрации <адрес> (приложение №). Названные положения являются учредительными документами администраций районов <адрес>, которые определяют общие положения, основные задачи, функции и права администраций, порядок управления, ликвидации и реорганизации.
В административном исковом заявлении, в нарушение требований подп.6 п.2 ст.209 КАС РФ, не содержится указаний на несоответствие положений указанных постановлений отдельным положениям нормативного правового акт, которые имеет большую юридическую силу, на соответствие которому надлежит проверить оспариваемых акт полностью или в части.
Кроме того, в предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель административного истца заявил, что не считает оспариваемые постановления (постановление № от ДД.ММ.ГГГГ и постановление № от ДД.ММ.ГГГГ) недействующим полностью, а лишь в части. Однако, в административном исковом заявлении не указанного в какой части (какие положения или нормы) оспариваемых актов являются по мнению административного истца противоречащими нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
1.1. Согласно п.1 Положения о комитете городского хозяйства комитет является отраслевым (функциональным) органом администрации <адрес>, структура и штатное расписание утверждается главой <адрес>. Комитет был создан ДД.ММ.ГГГГ путем реорганизации в форме слияния муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>», муниципального учреждения «Управление городских дорог и благоустройства администрации <адрес>» и муниципального учреждения «Управление транспорта и связи администрации <адрес>».
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц учредителем комитета является администрация <адрес> (п.41 выписки). Все учредительные документы комитета принимались администрацией <адрес> в виде постановлений, утверждавших Положение о комитете, что также подтверждается указанной выпиской, в том числе и оспариваемое постановление (п.п. 453-459 выписки).
В момент создания комитета (ДД.ММ.ГГГГ) действовал Устав <адрес>, утвержденный решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 3 ст.55 Устава <адрес> (в указанной редакции) глава <адрес>: определяет функции и полномочия администраций районов города и структурных подразделений администрации; руководит деятельностью администрации города; определяет структуру и порядок формирования администрации города. Комитет городского хозяйства в момент создания и в настоящее время является отраслевым (функциональным) органом администрации <адрес>.
Таким образом, оспариваемое постановление № от ДД.ММ.ГГГГ является учредительным документом комитета городского хозяйства администрации <адрес>, целью принятия которого является организационный характер, им не затрагиваются (а тем более не нарушаются) права, свободы и обязанности неопределенного круга лиц, не устанавливаются меры принуждения и т.д.
Порядок вступления в силу не нарушен, так как указанное постановление является ненормативным правовым актом, в связи с чем не подлежит официальному опубликовании, и вступает в силу со дня его подписания.
Ссылка административного истца на подп.14 п.2 ст. 31 Устава муниципального образования <адрес> края (утв. решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №) необоснованна, так как Ставропольская городская Дума согласно указанного пункта принимает решения об утверждении положений о вновь создаваемых органах администрации <адрес>, наделяемых правами юридического лица в соответствии со своими полномочиями.
1.2. Согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц учредителем администрации промышленного района <адрес>, администрации <адрес> и администрации <адрес> является также администрация <адрес> (п.40 выписок из Единого государственного реестра юридических лиц).
В момент создания администраций районов <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ) действовал Устав <адрес>, утвержденный решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 3 ст.55 Устава <адрес> глава <адрес>: определяет функции и полномочия администраций районов города и структурных подразделений администрации; руководит деятельностью администрации города; определяет структуру и порядок формирования администрации города. Таким образом, главой <адрес> правомерно принимаются постановления об утверждении Положений об администрациях районов <адрес>.
Таким образом, целью принятия постановления № от ДД.ММ.ГГГГ является организационный характер, им не затрагиваются (а тем более не нарушаются) права, свободы и обязанности неопределенного круга лиц, не устанавливаются меры принуждения и т.д.
Порядок вступления в силу не нарушен, так как указанное постановление является ненормативным правовым актом, в связи с чем не подлежит официальному опубликовании, и вступает в силу со дня его подписания.
Как уже было указано, ссылка административного истца на то, что администрацией <адрес> оспариваемые постановления № от ДД.ММ.ГГГГ и постановление № от ДД.ММ.ГГГГ приняты с превышением полномочий, так как, по мнению истца, это является полномочиями Ставропольской городской Думы необоснованны и противоречат Уставу <адрес>. Администрация <адрес>, принимая указанные постановления, действовала как учредитель указанных юридических лиц, входящих в систему органов администрации <адрес>. Кроме того, действующая редакция Устава муниципального образования <адрес> края (утв. решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №) предусматривает, что к полномочиям администрации <адрес> относится, в том числе, исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения <адрес>, за исключением вопросов, отнесенных настоящим Уставом к полномочиям Ставропольской городской Думы и иных органов местного самоуправления <адрес> в соответствии с федеральными законами, законами <адрес> и муниципальными правовыми актами <адрес> (подп.2 п.2 ст.49 Устава).
1.3. Постановление администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании административных комиссий Ленинского, Октябрьского, <адрес>ов муниципального образования <адрес> края, утверждении их численного и персонального состава» принято в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О порядке образования и деятельности административных комиссий в <адрес>» (далее Закон №-кз), <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по созданию административных комиссий».
Согласно ст.3 Закона №-кз образование административных комиссии, а также утверждение их численного и персонального состава осуществляется правовым актом <адрес> в установленном им порядке или правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований в случае наделения их соответствующими отдельными государственными полномочиями.
Таким образом, Закон №-кз, во исполнение которого было принято оспариваемое постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливает, что образование административных комиссий осуществляется правовым актом органа местного самоуправления.
Следовательно, постановление администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, не обладает признаками нормативного правового акта (п.2 Пленума ВС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ) и является правовым актом, которым образовываются административные комиссии, согласно действующего законодательства.
Таким образом, оспариваемые муниципальные акты не являются нормативными правовыми актами, порядок их принятия не нарушен.
2. С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (ст.208 КАС РФ).
В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны в том числе сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом (подп.4 п.2 ст.209 КАС РФ); сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены (подп.5 п.2 ст.209 КАС РФ).
В административном исковом заявлении, поданном истцом в порядке главы 21 КАС РФ указано, что он является «субъектом регулируемых оспариваемыми постановлениями правоотношений, что следует из текста положений о комитете городского хозяйства и об администрациях районов, утвержденных соответственно постановлениями № и №, в отношении административного истца применялись оспариваемые нормы, что подтверждается приложенными протоколами об административных правоотношениях».
Вместе с тем, ООО «Пятнадцатая управляющая компания «Преображение» не является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми постановлениями, которые как уже было указано не являются нормативно правовыми актами и являются по сути учредительными документами, регламентирующими порядок деятельности, основные задачи и функции вышеназванных органов.
Также истец указывает на применение в отношении него оспариваемых актов, что также не соответствует фактическим обстоятельствам дела. В приложенных к административному исковому заявлению документах (протоколы об административном правонарушении и постановления о назначении наказания по делу об административном правонарушении) не имеется ссылок на оспариваемые постановления. Приложенные протоколы об административном правонарушении и постановления о назначении наказания по делу об административном правонарушении составлены и вынесены на основании соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и <адрес> «Об административных правонарушениях в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-кз.
На основании вышеизложенного, администрация <адрес> полагает, что ООО «Пятнадцатая управляющая компания «Преображение» обратилась в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ, с административным исковым заявлением об оспаривании постановлений администрации <адрес>, которые не являются нормативными правовыми актами, административный истец не является субъектом отношений, регулируемых данными постановлениями и права, свободы и законные интересы истца ими не нарушаются.
Кроме того, представитель административного ответчика администрации <адрес> по доверенности Багирова Ю.В. полагает, что административный истец пропустил срок, установленный КАС РФ для обращения в суд.
В судебном заседании помощник прокурора города Новик Н.М. возражал против удовлетворения административного иска.
Представители заинтересованных лиц: комитета городского хозяйства администрации <адрес>, администрации <адрес>, администрации <адрес>, администрация <адрес>, - в судебное заседание не явились, будучи извещенными о его времени и месте надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 данной статьи возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, если иной срок не установлен данным Кодексом.
Судом установлено, что оспариваемые правовые акты не были опубликованы в официальных источниках. Материалы дела не содержат сведений о том, когда именно административному истцу стало известно содержание оспариваемых постановлений.
При таких обстоятельствах у суда нет оснований полагать, что административный истец пропустил срок обращения в суд, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) в систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
В соответствии с ч. 6 ст. 43 указанного Федерального закона глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения об администрациях районов <адрес>» принято главой администрации <адрес> Джатдоевым А.Х., вступило в силу со дня его подписания. Указанным постановлением утверждены: Положение об администрации <адрес>, Положение об администрации <адрес>, Положение об администрации <адрес>.
Данное постановление принято главой администрации <адрес> в пределах полномочий, предусмотренных ст. 52 Устава муниципального образования <адрес> края, утвержденного Решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N81 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с которой к полномочиям администрации <адрес> относится исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения городского округа. Администрация <адрес> также вправе решать иные вопросы, находящиеся в ведении <адрес>, не отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством <адрес>, настоящим Уставом и решениями Ставропольской городской Думы к компетенции других органов местного самоуправления <адрес>. Глава администрации <адрес>, в том числе: обеспечивает осуществление администрацией <адрес> полномочий по решению вопросов местного значения; формирует администрацию <адрес> в соответствии со структурой администрации <адрес>, утвержденной Ставропольской городской Думой, организует ее работу, определяет основные направления деятельности администрации <адрес> и ее органов, действует без доверенности от имени администрации <адрес>; определяет с учетом положений настоящего Устава компетенцию отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации <адрес> и должностных лиц администрации <адрес>.
Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о комитете городского хозяйства администрации <адрес>» принято главой <адрес> Джатдоевым А.Х., вступило в силу со дня его подписания.
Данное постановление принято главой <адрес> в пределах полномочий, предусмотренных ст. 45 Устава муниципального образования <адрес> края, утвержденного Решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N847 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которой глава <адрес> издает в пределах своих полномочий правовые акты; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления <адрес> полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления <адрес> федеральными законами и законами <адрес>; руководит деятельностью администрации <адрес> на принципах единоначалия; формирует администрацию <адрес> в соответствии со структурой администрации <адрес>, утвержденной Ставропольской городской Думой, организует ее работу, определяет основные направления деятельности администрации <адрес> и ее органов, действует без доверенности от имени администрации <адрес>; определяет с учетом положений настоящего Устава компетенцию отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации <адрес> и должностных лиц администрации <адрес>.
Вопреки доводам административного иска указанными постановлениями не принимались решения об учреждении органов администрации <адрес>, указанными постановлениями администрации районов <адрес> и комитет городского хозяйства администрации <адрес> не были созданы в качестве юридических лиц, что подтверждается выписками из ЕГРЮЛ (т. 1 л.д. 154-206).
Указанные постановления определяют основные задачи, функции и полномочия соответственно администраций районов <адрес> и комитета городского хозяйства администрации <адрес>.
Постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании административных комиссий Ленинского, Октябрьского, <адрес>ов муниципального образования <адрес> края, утверждении их численного состава» - принято главой администрации <адрес> Джатдоевым А.Х., вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ – на основании пункта 3 данного постановления.
Пунктом 1 указанного постановления постановлено образовать в муниципальном образовании городе <адрес> сроком на пять лет административную комиссию <адрес> муниципального образования <адрес> края, административную комиссию <адрес> муниципального образования <адрес> края, административную комиссию <адрес> муниципального образования <адрес>.
В силу ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N31-кз "О порядке образования и деятельности административных комиссий в <адрес>" в редакции от ДД.ММ.ГГГГ образование административных комиссий, а также утверждение их численного и персонального состава осуществляются правовым актом <адрес> в установленном им порядке или правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> в случае наделения их соответствующими отдельными государственными полномочиями <адрес>.
В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N57-кз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по созданию административных комиссий" органы местного самоуправления муниципальных районов в <адрес> наделяются отдельными государственными полномочиями, состоящими в образовании в порядке, установленном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 31-кз "О порядке образования и деятельности административных комиссий в <адрес>":
а) административных комиссий в соответствующих муниципальных районах <адрес>, утверждении их численного и персонального состава;
б) административных комиссий в городских и сельских поселениях <адрес>, входящих в состав соответствующего муниципального района <адрес>, утверждении их численного и персонального состава.
Таким образом, постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании административных комиссий Ленинского, Октябрьского, <адрес>ов муниципального образования <адрес> края, утверждении их численного состава» - принято главой администрации <адрес> Джатдоевым А.Х. в пределах предоставленных ему полномочий.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что порядок принятия оспариваемых постановлений не нарушен.
Доводы административного иска на применение оспариваемых постановлений в отношении административного истца, о том, что административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми постановлениями, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и опровергаются содержанием данных постановлений и соответствующих утвержденных положений.
Административный истец является коммерческой организацией, является управляющей организацией, осуществляющей экономическую деятельность по управлению недвижимым имуществом за вознаграждение.
Положения оспариваемых постановлений не возлагают на административного истца каких-либо обязанностей, не затрагивают его права, свободы и законные интересы.
С учетом установленных фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, поскольку судебной защите подлежат только нарушенные права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 226, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
требования административного истца общества с ограниченной ответственностью «Пятнадцатая управляющая компания «Преображение» о признании недействующими:
постановления администрации города Ставрополя от 11.05.2017 №795 «Об утверждении Положения о комитете городского хозяйства администрации города Ставрополя»;
постановления администрации города Ставрополя от 15.05.2015 №890 «Об утверждении Положения об администрациях районов города Ставрополя»;
пунктов 1 и 3 постановления администрации города Ставрополя от 12.08.2014 №2714 «Об образовании административных комиссий Ленинского, Октябрьского, Промышленного районов муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, утверждении их численного состава»,
– оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 03.06.2020.
Судья подпись М.В. Волковская