Решение по делу № 2а-434/2020 от 28.05.2020

К делу №2а-434/2020 г.

УИД 75RS0031-01-2020-000633-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Ясногорск                                 22 июня 2020 г.

    Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе судьи Радченко В.М.,

при секретаре Каменскас А.А.

С участием административного истца старшего помощника прокурора Оловяннинской районной прокуратуры Макушева Д.И.,

Ответчика Т.., представителя заинтересованного лица ГУЗ « Оловяннинская ЦРБ» по доверенности Свистун К.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление по иску прокурора Оловяннинского района в интересах неопределенного круга лиц к Т. о возложении обязанности пройти флюорографическое обследование в целях выявления туберкулеза, суд

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Оловяннинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Тюменевой Е.В о возложении обязанности пройти флюорографическое обследование в целях выявления туберкулеза, в обоснование доводов указывал следующее. Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан, в ходе которой выявлены нарушения закона. По результатам проведенной прокуратурой района проверки установлено, что административный ответчик состоит на учете в <данные изъяты>» с диагнозом «<данные изъяты>

Из сведений, предоставленных <данные изъяты>», следует, что административный ответчик в последний раз проходил флюорографическое обследование ДД.ММ.ГГГГ При указанных обстоятельствах ответчик не соблюдает возложенную на него законом обязанность по прохождению два раза в год флюорографического обследования в целях выявления туберкулёза. Его уклонение от прохождения медицинского обследования влечёт за собой риск заболевания туберкулёзом, а его несвоевременное выявление, переход в активную и заразную форму заболевания, что создаёт угрозу жизни и здоровью других граждан, которые могут контактировать с ответчиком, то есть подвергает опасности их жизнь и здоровье.

Просит возложить на Т.., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу пройти флюорографическое обследование в целях выявления туберкулеза ( л.д.4-6).

В судебном заседании административный истец Прокурор на требованиях настаивал, просил удовлетворить. Дополнительно указал, что указание в исковом заявлении об обращении решения суда к немедленному исполнению указано ошибочно.

В судебном заседании административный ответчик Т. с иском согласна.

В судебном заседании представитель ГУЗ « Оловяннинская ЦРБ» по доверенности Свистун К.С., требования Прокурора поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

    Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1,ч.3 ст.1 КАС РФ суды общей юрисдикции, рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума ВС РФ от 27 сентября 2016г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

По смыслу положений ст.27 ФЗ «О прокуратуре РФ», ст.39 КАС РФ прокурор может обратиться в суд с иском к частному лицу о выполнении содержащихся в нормах публичного права предписаний, в том числе с иском о выполнении требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об охране здоровья и т.д. В основе таких исков лежат публичные правоотношения, а предъявляемые прокурором требования преследуют цель выполнения обязанными субъектами административно-правовых предписаний, содержащихся в нормах публичного права.

Согласно ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В силу положений ст.27 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» №323-ФЗ от 21 ноября 2011г. (далее Закон №323-ФЗ), граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

Согласно Перечню заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденному Постановлением Правительства РФ №715 от 01 декабря 2004г. к таковым заболеваниям отнесен туберкулез (код заболевания по МКБ-10А15-А19).

По смыслу ст.27 Закона №323-ФЗ граждане, страдающие таким заболеванием как туберкулез, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этого заболевания, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения устанавливает Федеральный закон от 18 июня 2001 г. №77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации». Этим же законом установлены случаи обязательного медицинского обследования и лечения этого заболевания.

В Законе №77-ФЗ используются следующие основные понятия:

туберкулез - инфекционное заболевание, вызываемое микобактериями туберкулеза;

активная форма туберкулеза - туберкулез, признаки активности процесса которого установлены в результате проведения клинических, лабораторных, рентгенологических исследований;

заразная форма туберкулеза - активная форма туберкулеза, при которой происходит выделение микобактерий туберкулеза;

больной туберкулезом - больной активной формой туберкулеза;

противотуберкулезная помощь - совокупность социальных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на выявление, обследование и лечение, в том числе обязательные обследование и лечение, диспансерное наблюдение и медицинскую реабилитацию больных туберкулезом и проводимых при оказании медицинской помощи в амбулаторных или стационарных условиях в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

профилактика туберкулеза - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения туберкулеза, а также раннее его выявление.

На основании п.4 ст.8 Закона №77-ФЗ, в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из содержания иска прокурора следует, что основанием к обращению в суд послужило неисполнение административным ответчиком требований п.5 Постановления Правительства РФ №892 от 25 декабря 2001г. «О реализации федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской федерации»».

Указанным постановлением были утверждены Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза; Порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом; Порядок ведения государственного статистического наблюдения в целях предупреждения распространения туберкулеза.

Указанные Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза (далее Порядок) устанавливали основные требования к проведению профилактических медицинских осмотров граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее именуется - население), в целях выявления туберкулеза.

Профилактические медицинские осмотры населения направлены на своевременное выявление туберкулеза и проводятся в массовом, групповом (по эпидемическим показаниям) и индивидуальном порядке в лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства, работы, службы, учебы или содержания в следственных изоляторах и исправительных учреждениях в соответствии с инструкцией о проведении профилактических медицинских осмотров населения, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

При этом в силу п.4 указанного Порядка все без исключения население подлежало профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза не реже 1 раза в 2 года..

Приказом Минздрава России «Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза» №124н от 21 марта 2017г. (далее Приказ №124н), предусмотрено проведение профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза только при условии получения их добровольного информированного согласия, являющегося необходимым предварительным условием медицинского вмешательства (п.7 Приказа №124н).

Пунктом 9 Приказа №124н установлено, что сроки проведения профилактических осмотров в отношении отдельных групп граждан определены приложением к настоящим порядку и срокам. Согласно указанного приложения лица, состоящие на диспансерном наблюдении, а также профилактическом наблюдении в наркологических и психиатрических специализированных медицинских организациях обязаны проходить профилактические медицинские осмотры (флюорографическое обследование) два раза в год.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30 марта 1999г. (далее Закон №52-ФЗ) направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.Согласно ч.2 Закона №52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ст.10 Закона №52-ФЗ, граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

На основании ст.29 Закона №52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.

В силу п.2 ст.50 Закона №52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: … о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами.

Согласно пункту 14.2 СП 3.1.2.2114-13 в целях обеспечения предупреждения распространения туберкулеза органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляются: … контроль за своевременностью проведения периодических профилактических медицинских осмотров граждан, своевременной госпитализацией бациллярных больных проведением противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах туберкулеза, соблюдением санитарно-противоэпидемического режима в медицинских противотуберкулезных организациях; … предъявление исков в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства (ст.51 Закона № 52-ФЗ).

В силу ст.16 Закона №77-ФЗ нарушение законодательства Российской Федерации в области предупреждения распространения туберкулеза влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно п.2 ст.2 Закона № 323-ФЗ, охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В силу ст.18 Закона №323-ФЗ, каждый имеет право на охрану здоровья.

Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.

Судом установлено, что по сведениям <данные изъяты>» Т.. состоит на учете «<данные изъяты> с диагнозом «<данные изъяты>

Дата последнего прохождения флюорографического обследования ДД.ММ.ГГГГ г. Данных о прохождении флюорографии нет свыше 6 лет.

Вместе с тем, вопреки указанным требованиям законодательства Т.. в установленные сроки профилактические медицинские осмотры на предмет выявления туберкулеза не проходит, чем подвергает опасности жизнь и здоровье других людей, т.е. затрагивает их права, свободы и законные интересы.

Таким образом, Т. уклоняется от прохождения регулярного обследования с периодичностью, предусмотренной нормативными правовыми актами, в связи с этим ею нарушены требования законодательства и права неопределенного круга лиц на охрану здоровья, гарантированных Конституцией Российской Федерации, в первую очередь статьи 7, согласно которой в Российской Федерации охраняется здоровье людей, и статьи 41, предусматривающей, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья.

Незаконное уклонение от прохождения профилактического медицинского осмотра воспрепятствует реализации государственной политики в области противодействия их незаконному обороту направленному на постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.

Административное исковое заявление прокурором подано в порядке, установленном ст. 39 КАС РФ, и в соответствии с полномочиями, установленными ст.27, ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

Учитывая мнение представителя административного истца, сторон, а также обстоятельства дела, в целях обеспечения предупреждения распространения туберкулеза по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом), суд приходит к вывод об удовлетворения требований прокурора о принятии мер по устранению нарушений законодательства со стороны административного ответчика, а именно о возложении на него обязанности пройти в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства либо в ином учреждении по своему выбору профилактический медицинский осмотр (флюорографическое обследование) в течение одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора Оловяннинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Тюменевой Евгении Валерьевны о возложении обязанности пройти флюорографическое обследование удовлетворить.

Обязать Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <данные изъяты>, зарегистрированной по адресу: <адрес> пройти флюорографическое обследование в целях выявления туберкулёза и предоставить результаты данного обследования <данные изъяты>», в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в судебную коллегию по административным делам в Забайкальский краевой суд в течение 1 месяца, со дня вынесения в окончательной форме, через Оловяннинский районный суд.

Решение вынесено в окончательной форме 22 июня 2020 года.

Судья: Радченко В.М.

2а-434/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Оловяннинского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Тюменева Евгения Валерьевна
Суд
Оловяннинский районный суд Забайкальский края
Судья
Радченко Валентина Михайловна
Дело на сайте суда
olov.cht.sudrf.ru
28.05.2020Регистрация административного искового заявления
28.05.2020Передача материалов судье
03.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее