Дело № 2-27/2018
(2 –421/2017)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос. Золотухино
Курской области «22» января 2018 года
Золотухинский райсуд Курской области в составе:
председательствующего судьи Емельяновой Л.Ф.
с участием прокурора – помощника прокурора Золотухинского района
Курской области Малышева В.А.
представителя ответчика - главы администрации Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области Сергеевой Н.В.
при секретаре Мельниковой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Золотухинского района Курской области, поданное в защиту неопределенного круга лиц, к администрации Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области о возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
Прокурор Золотухинского района Курской области в порядке ст. 45 ГПК РФ, с учетом заявления поданного в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратился в суд с исковым заявлением, поданным в защиту неопределенного круга лиц, в котором просит обязать администрацию муниципального образования «Дмитриевский сельсовет» Золотухинского района Курской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу определить места первичного сбора, временного накопления и вывоза отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, организовать информирование потребителей ртутьсодержащих ламп о месте первичного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования «Дмитриевский сельсовет» Золотухинского района Курской области, заключить со специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, договор по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отработанных ртутьсодержащих ламп.
Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой Золотухинского района Курской области проверки соблюдения требований законодательства, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами I и II класса опасности, было установлено, что органом местного самоуправления - администрацией Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области в нарушение требований действующего законодательства не организован сбор и не определено место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), в связи с чем, жители муниципального образования фактически лишены возможности в установленном законом порядке утилизировать названные лампы после использования.
В муниципальном образовании «Дмитриевский сельсовет» Золотухинского района не организован надлежащий сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у населения, информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления сбора и недопустимости выброса ртутьсодержащих ламп в не отведенном месте, не принят нормативно правовой акт, регулирующий порядок осуществления сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, не заключен договор со специализированной организацией, имеющей лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению ртутьсодержащих ламп.
Непринятие мер администрацией муниципального образования «Дмитриевский сельсовет» Золотухинского района к организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп способствует негативному воздействию на все компоненты окружающей среды: атмосферу, подземные и поверхностные воды, почву, растительность, животных. При этом, человек подвергается как прямому влиянию вредных веществ, так и непосредственно, при контакте с измененными компонентами окружающей среды, что создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, граждан на благоприятную окружающую среду, причинения вреда здоровью граждан и окружающей природной среде.
Предъявление настоящего иска в суд обусловлено защитой конституционных прав жителей муниципального образования «Дмитриевский сельсовет» Золотухинского района на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании прокурор Малышев В.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, и просил их удовлетворить по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика – глава администрации Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области Сергеева Н.В. исковые требования прокурора признала в полном объеме, просила их удовлетворить, полагая, что они основаны на законе.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться согласно принципам соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды.
В статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статьей 5 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» государственное санитарно- эпидемиологическое нормирование отнесено к полномочиям Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» с учетом положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положениями ч.ч. 2, 3 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу требований п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Исходя из ч. 3 ст. 14 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Так, в соответствии с п. 17 ч.1 ст. 3 Устава муниципального образования «Дмитриевский сельсовет» Золотухинского района Курской области к вопросам местного значения сельсовета относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 9 статьи 10 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261 - ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Постановлением Правительства РФ от 03 сентября 2010 года № 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
В соответствии с п. 2 «Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утвержденных постановлением Правительства РФ № 681 от 03.09.2010 (далее - Правила) под местом первичного сбора и размещения понимается место для предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп перед передачей их специализированным организациям для дальнейшего сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения.
Исходя из п. 8 указанных выше Правил, органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.
Согласно пункту 9 Правил сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу действующего законодательства именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора и определении места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, а также их информирование.
Лампы (люминесцентные и энергосберегающие) содержат ртуть, используются потребителями в быту, в связи с чем вопрос об определении специализированного места их сбора является актуальным, и направлен на создание безопасных условий проживания населения.
Отработанные и использованные потребителями лампы относятся к бытовым отходам, соответственно, вопрос об их сборе является обязанностью органов местного самоуправления муниципального образования (поселения).
Судом установлено и сторонами не оспорено, что в ходе проведенной прокуратурой Золотухинского района Курской области проверки было установлено, что органами местного самоуправления Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области не соблюдаются требования законодательства, направленные на обеспечение безопасного обращения с отходами I и II класса опасности.
Согласно сообщению администрации Дмитриевского сельсовета Золотухинского района Курской области на запрос прокурора Золотухинского района Курской области, на территории муниципального образования не определены места первичного сбора, временного накопления и вывоза отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, не организовано информирование потребителей ртутьсодержащих ламп о месте первичного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования «Дмитриевский сельсовет» Золотухинского района, не заключен со специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, договор по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отработанных ртутьсодержащих ламп.
При таких обстоятельствах жители муниципального образования фактически лишены возможности в установленном законом порядке утилизировать выше названные лампы после использования.
Непринятие администрацией муниципального образования «Дмитриевский сельсовет» Золотухинского района вышеуказанных мер к организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп способствует негативному воздействию на окружающую среды и создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, граждан на благоприятную окружающую среду, причинения вреда здоровью граждан и окружающей природной среде.
В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Оценивая указанные обстоятельства в совокупности, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ I-IV ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: /░░░░░░░/ ░.░.░░░░░░░░░░