УИД № 42RS0033-01-2019-002919-37
(№ 2-1528/2019)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области
в составе судьи Тихоновой Л.Г.
при секретаре Флинберг Ю.Р.,
с участием представителя истца Лысенко Н.В. - Макаровой А.В.,
представителя ответчика - администрации города Прокопьевска Щур С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске
24 декабря 2019 года
гражданское дело по иску Лысенко ФИО6 к администрации города Прокопьевска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Лысенко Н.В. обратилась в суд с иском (уточненным) к администрации города о предоставлении вне очереди жилого помещения мотивировав тем, что она является <данные изъяты>, бессрочно, и страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. С сентября 2007 года истец состоит на учете в списке граждан нуждающихся в жилом помещении. Согласно справке психиатрической больницы, Лысенко Н.В. страдает тяжелой формой психического расстройства (<данные изъяты> входящих в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, и имеет право на дополнительную площадь в соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно письму администрации <адрес>, истец состояла в списках инвалидов, имеющих тяжелые формы хронического заболевания, соответственно имела право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, однако до настоящего времени ей жилье не предоставлено.
Истец Лысенко Н.В. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Макарова А.В., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации города Прокопьевска Щур С.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 указанной статьи случаев. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством РФ. Таким образом, эта норма устанавливает особый порядок реализации жилищных прав, указанных в ней категорий граждан. Статьей 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъекта РФ. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством РФ. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» не устанавливает. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о постановке ее и членов ее семьи, на учет, так как они нуждаются в улучшении жилищных условий. В настоящее время истец имеет заболевание, код которого по <данные изъяты>8. В соответствии с приказом Министерства Здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», истец имеет право только на дополнительную жилую площадь. Жилое помещение по договору социального найма, соответствующее санитарным и техническим требованиям, будет предоставлено истцу в порядке очередности. Внеочередное предоставление жилого помещения истцу повлечет нарушение прав граждан, вставших на учет ранее истца. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).
С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище.
Закрепляя право каждого на жилище, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим и другим категориям гражданам, нуждающихся в жилье.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
Из ч. 2 ст. 49 ЖК РФ следует, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексе основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно п 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой перечень был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» и действовал до 1 января 2018 г. В настоящее время действует приказ Минздрава России от 29.11.2012 № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 12.04.2011 года № 551-О-О, к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ Перечне (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» (ст. 17). С 1 января 2005 года федеральный законодатель изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов. Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ. При этом не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то их право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует и материалов дела, истец Лысенко ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является <данные изъяты> (л.д. 35-36).
Согласно справки ГБУЗ «Прокопьевская психиатрическая больница» Лысенко Н.В. страдает заболеванием, код которого по <данные изъяты> (л.д. 9).
По сведениям администрации <адрес> Лысенко Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по п.п. 2 п. 1 ст. 51 ЖК РФ (как лицо, не являющееся нанимателем жилых помещений или членом семьи нанимателя жилого помещения либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения, и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы), состав семьи 3 человека (л.д. 25).
При этом при постановке Лысенко Н.В. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, ею были представлены справки, в которых содержатся сведения о праве Лысенко Н.В. на дополнительную жилую площадь и коде имеющегося у нее заболевания по <данные изъяты> (л.д. 47, 48).
Истец Лысенко Н.В. зарегистрирована в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 54,7 кв.м., который принадлежит на праве собственности ФИО4 (л.д. 52).
Согласно справкам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии сведения о регистрации прав на недвижимое имущество за Лысенко Н.В. отсутствуют.
Часть 1 ст. 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Таким образом, право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникло у Лысенко Н.В. с момента постановки ее на жилищный учет по соответствующему основанию в сентябре 2007 года, когда действовал Перечень заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», и имеющееся у Лысенко Н.В. заболевание входило в указанный Перечень, и до вступления в силу Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н.
Также судом принимается во внимание, что действующее жилищное законодательство (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
В связи с изложенным, Лысенко Н.В. имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ч. 5 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В соответствии с ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно постановлению администрации города Прокопьевска от 11.10.2007 года № 22-П «Об утверждении норм предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории г. Прокопьевска составляет 18 кв. м. на одного человека.
В силу ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Поскольку Лысенко Н.В. является инвалидом и страдает заболеваниями, которое указано в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном как постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 (действующим на момент возникновения спорных отношений), состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, суд удовлетворяет исковые требования истца и обязывает администрацию города Прокопьевска предоставить Лысенко Н.В. жилое помещение вне очереди по договору социального найма общей площадью не менее 18 кв. м.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лысенко ФИО8 к администрации города Прокопьевска о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию города Прокопьевска предоставить Лысенко ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, в черте гор. Прокопьевска, отвечающее установленным требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Л.Г. Тихонова
Мотивированное решение изготовлено 29.12.2019 года.
Судья Л.Г. Тихонова