РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2019 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Балаганской И.В.,
при секретаре судебного заседания Загоскиной Е.А.,
в отсутствие сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1542/2019 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области к Меркурьеву Александру Владимировичу о взыскании задолженности по пени по налогу на имущество физических лиц, пени по транспортному налогу, пени по земельному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области обратилась в Усть-Илимский городской суд с административным исковым заявлением к Меркурьеву А.В., в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность в сумме 2804 рублей, в том числе: пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 0,84 рублей; пени по транспортному налогу в размере 1 978,03 рублей, по пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 825,13 рублей. В обоснование административного иска указал, что в отношении административного ответчика был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по налогам и пени в общем размере 175 306,31 рублей. В связи с поступившими от должника возражениями, судебный приказ был отменен 07.05.2019. Согласно карточкам расчетов с бюджетом по состоянию на 24.05.2019 налогоплательщиком не уплачена задолженность в сумме 2804 рублей (пени). На день предъявления административного иска в суд задолженность административным ответчиком не погашена.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) лица, участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Сведениями о том, что неявка административного ответчика имела место по уважительной причине, суд не располагает, в связи с чем признает причину неявки неуважительной и полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Суд, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, оценив их в соответствии с требованиями ст.ст. 60, 61 КАС РФ, находит требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2 ст. 44 НК РФ).
В силу части 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу положений ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки. При этом, при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии со статьей 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора начисляется пеня, которая определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пункт 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ предусматривает возможность подачи заявления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. В силу положений п. 10 ст. 48 Налогового кодекса РФ положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, сбора и штрафов.
Аналогичный срок установлен ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства (КАС) Российской Федерации, согласно которой административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).
Исходя из содержания вышеназванных норм закона, по общим правилам исковое заявление о взыскании недоимки может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Административным истцом заявлено о взыскании задолженности по пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 0,84 рублей; пени по транспортному налогу в размере 1 978,03 рублей, по пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 825,13 рублей.
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно статье 401 НК РФ объектами налогообложения признаются расположенные в пределах муниципального образования, в том числе жилой дом, жилое помещение (квартира, комната).
В соответствии со статьей 408 НК РФ, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу части 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 360 НК РФ налоговый период по транспортному налогу устанавливается как календарный год.
Ставки и сроки уплаты транспортного налога установлены Законом Иркутской области 04.07.2007 года № 53-оз «О транспортном налоге».
В соответствии с пунктом 1 статьи 361 НК РФ, пунктом 1 статьи 1 Закона Иркутской области 04.07.2007 года № 53-оз «О транспортном налоге» налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
Федеральным законом от 23.11.2015 № 320-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Указанная редакция абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ действует с 01.01.2016 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно статье 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 363 НК РФ направление налогового уведомления по транспортному налогу допускается за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно части 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Частью 1 статьи 389 НК РФ устанавливается, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Согласно ч. 1 ст. 397 НК РФ земельный налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 настоящего Кодекса.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается административным ответчиком Меркурьев А.В. являлся плательщиком налога на имущество физических лиц, транспортного и земельного налогов.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 100 г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района Иркутской области по гражданскому делу № 2а-1135/2019 с Меркурьева А.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № 9 по Иркутской области взыскана задолженность по транспортному налогу в размере 111 648,00 рублей, пени 1978,03 рублей, налог на имущество физических лиц в размере 4291,34 рублей, пени в размере 74,19 рублей, земельный налог в размере 56317 рублей, пени в размере 997,75 рублей, всего 175 306,31 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка № 100 от 07.05.2019 судебный приказ от 29.04.2019 в отношении Меркурьева А.В. отменен в связи с поступившими от должника возражениями.
При этом, Меркурьевым А.В. представлены платежные поручения, согласно которым должником оплачены суммы налогов в полном объеме, что свидетельствует о признании требований налогового органа о взыскании указанных налогов.
Согласно платежному поручению № 57 от 23.04.2019 Меркурьевым А.В. уплачен транспортный налог в размере 111648 рублей.
Согласно платежному поручению № 60 от 23.04.2019 Меркурьевым А.В. уплачен земельный налог в размере 56317 рублей.
Согласно платежному поручению № 59 от 23.04.2019 Меркурьевым А.В. уплачен налог на имущество в размере 4832,34 рублей.
Сведений об уплате Муркурьевым А.В. пени по указанным налогам не имеется. В установленный срок Меркурьев А.В. обязанность по уплате пени по указанным налогам не исполнил.
Из налоговых требований № 3434 по состоянию на 04.04.2018, № 9384 по состоянию на 11.02.2019 следует, что за Муркурьевым А.В. числится задолженность по пени на имущество физических лиц в размере 0,84 рублей, пени по транспортному налогу в размере 1978,03 рублей, пени по земельному налогу в размере 997,75 рублей, со сроками уплаты до 29.05.2018, 27.03.2019.
Фактическое направление требований должнику подтверждается реестром требования на уплату налога, пени, штрафа заказной корреспонденции за 06.042018, 24.02.2019.
Из представленного к административному иску расчета следует, что задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц за период с 30.03.2018 по 03.04.2018 составила в размере 0,84 рублей; пени по транспортному налогу за период с 04.12.2018 по 10.02.2019 составила в размере 1978,03 рублей; пени по земельному налогу за период с 04.12.2018 по 10.02.2019 составила в размере 825,13 рублей.
Административным ответчиком расчет суммы задолженности, произведенный административным истцом, не опровергнут. Расчет судом проверен, составлен арифметически верно, в связи с чем суд принимает указанный расчет во внимание и расценивает его как достоверный.
Согласно пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Однако, положениями абзацев 2 и 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 № 20-ФЗ) установлено, что:
если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Федеральный закон от 04.03.2013 № 20-ФЗ вступил в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования, за исключением статьи 2, которая вступила в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования - то есть с 04.04.2013 года.
Как указано в части 3 статьи 6 Федерального закона от 04.03.2013 № 20-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения статьи 48 части первой Налогового кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям по взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов, требования об уплате которых направлены после дня вступления в силу статьи 2 настоящего Федерального закона.
С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогу на имущество, транспортному и земельному налогу, пени налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 100 по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району 24.04.2019, то есть в установленный законом срок.
Согласно определению мирового судьи судебного участка № 100 г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района Иркутской области от 07.05.2019 судебный приказ по делу № 2а-1135/2019 был отменен на основании возражений от должника.
В Усть-Илимский городской суд настоящее административное исковое заявление поступило 11.06.2019, то есть в пределах, установленного статьей 48 НК РФ шестимесячного срока со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Следовательно, требование о взыскании с Меркурьева А.В. задолженности по уплате пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 0,84 рублей; пени по транспортному налогу в размере 1 978,03 рублей, по пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 825,13 рублей, подлежит удовлетворению.
На основании положений статьи 114 КАС РФ и пункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 400 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области к Меркурьеву Александру Владимировичу о взыскании задолженности по пени по налогу на имущество физических лиц, пени по транспортному налогу, пени по земельному налогу удовлетворить.
Взыскать с Меркурьева Александра Владимировича, 05.10.1963 года рождения, уроженца с. Аносово Усть-Удинского района Иркутской области, проживающего по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, пр. Дружбы Народов, 68-28 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области задолженность в сумме 2 804 рублей, в том числе: пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемым по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 0,84 рублей; пени по транспортному налогу в размере 1 978,03 рублей, по пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 825,13 рублей.
Взыскать с Меркурьева Александра Владимировича в доход Муниципального образования города Усть-Илимск государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: И.В. Балаганская